Вчера побывала на представлении "Лебединого озера" в Копенгагене. Спектакль был представлен танцовщиками Королевского балета, но в здании Копенгагенской оперы, где я до этого не бывала. Опера в Копенгагене находится на берегу канала, и оттуда прекрасный вид на весь Копенгаген.
Поскольку я на представлении была одна, а перед спектаклем надо было где-то перекусить, я отправилась создавать себе праздничное настроение в "Магазин" - большой универмаг прямо напротив здания Королевского театра, где обычно (но не вчера) идут балеты. Там на 5-м этаже большой кафетерий, где можно вполне прилично перекусить. Так что вот мой рецепт залога хорошего настроения:
После ужина (спектакль начинался в 8), я отправилась через Нюхавн (самое живописное место Копенгагена) на небольшую пристань, откуда уходили паромчики к зданию Оперы. Переправа занимает от силы минут пять. Опера смотрелась с воды очень живописно.
Правда, некоторые претензии к зданию Оперы у меня есть: там нет зеркал! Во весь рост себя увидеть невозможно! В туалетах зеркала есть, но только по пояс. А возле гардероба даже причесаться негде! Ну и на мой взгляд неудобно наличие гардероба только на первом этаже- я привыкла, что в , старом здании театра на Новой Королевской площади гардеробы на каждом этаже.
Очень понравились люстры-шары в фойе, смотреть на них можно было бесконечно!
С буфетами все в порядке, они расположены в стратегически выгодных местах, выбор приятный: и напитки, и сладости. Я, правда, буфетом не воспользовалась, поскольку уже была духовно обогащена ужином. Публика выглядела достойно, в основном, народ сделал усилие и пришел одетым прилично. Зал был полон, собственно, все билеты были распроданы.
Сидела я на втором балконе, на третьем ряду, но видно было неплохо (хоть и далековато, но бинокль - наше все).Прямо напротив, чуток пониже, сидела датская королева. Но сфотографировать я ее не смогла, она приходила за секунду до начала, уже в полумраке.
Теперь о самом балете. Хюббе, понятное дело, был бы не Хюббе, если бы не наследил в "Лебедином озере". В этом ему, правда, помогала Силья Шандорф, бывшая когда-то сама неплохой Одеттой ( кстати, она, по крайней мере, до нынешнего года, составляла пару ведущему датскому танцовщику Албану Лендорфу, который, к слову, моложе ее лет примерно на 20). В их "новом" "Лебедином озере" 2 акта, перерыв между ними минут 20.
Принц Зигфрид представлен в балете с ощутимым налетом Гамлета. Посыл к Гамлету начинается сразу, благодаря мрачной сценографии Микки Кунтту и началу балета "а ля похороны короля" - король умер, да здравствует принц!
Ротбарт присутствует на сцене с первых же минут, да не один, а со свитой, и тут уже посыл к "Балу вампиров"- мало того, что сам Ротбарт ( в этом спектакле его танцевал Джонатан Хмеленски) был с багровой бородкой, напоминающей кровь, так еще и свита у него была крайне мрачная, в тяжелых черных костюмах и с мертвенно- бледными лицами.
Кроме Ротбарта там же присутствовали Бенно (очевидно, друг принца, Йон Аксель Франссон) и шут (Александр Бозинофф), Бенно отличился в трио с Александрой Ло Сардо и Сильвией Селвини ( последняя была очень мила и танцевала с удовольствием).
Вообще Йона Акселя Франссона считают очень многообещающим танцовщиком, надо к нему приглядываться. Работать ему тоже есть, над чем - некоторые прыжки он как-то уж больно враскорячку изобразил, но впечатление оставил благоприятное). У Бенно и шута, кроме того, было довольно много танцев с детьми из Королевской школы балета - они там то ручеек изображали, то хоровод водили - на деток всегда смотреть умильно. Принц (Ульрик Бирккъэр) в это время сидел на скамейке на заднем плане. Ротбарт расхаживал периодически по сцене , кладя руки на плечи то Бенно, то шуту. Под конец, правда, он всех разгонял, оставался наедине со своей свитой и Зигфридом и тут уже все они поочередно клали руки на плечи Зигфриду, то ли посвящая его в рыцари, то ли обременяя непосильной ношей.
Зигфрид шел к озеру ( да, озера, как такового не было в принципе, т.е. вообще ничего, напоминающего воду, не было). В какой-то момент сверху на сцену опускали много темных прутиков - но они могли символизировать разве что лес. На задник сцены проецировали "а ля лебединые перья", которые то сходились, то расходились- это, в принципе, было интересно.
У "озера"Зигфрид встречает Одетту (ее танцевала Холли Джин Доргер).
Одетта была очень хорошенькой, глазастенькой и испуганной . Роль, я считаю, Холли удалась, поскольку выглядела она в меру меланхоличной и делала все, что нужно. Единственно, то ли ракурсы поддержек были какими-то странными, то ли костюм ее требует какой- то доработки, но во время всех поддержек был прекрасный обзор ее трусиков - вполне приличных, белых, но - ну надо же было как-то так странно держать балерину, чтобы в первую очередь в глаза бросалась именно эта деталь туалета? Такие поддержки трудно назвать красивыми.
Понравился женский "лебединый" кордебалет - все исполнено синхронно, на хорошем уровне. Танец маленьких лебедей прошел на ура, большие тоже были неплохи.
Во втором акте принцу Зигфриду представляют 4-х принцесс: венгерскую, русскую, испанскую и неаполитанскую. Правда, понять, что они принцессы, было невозможно , с тем же успехом их можно было обозвать "уличными танцовщиками" или "бродячими артистами" - ну хоть бы намек на тиару какую-нибудь сделали!
Венгерскую принцессу танцевала Сюзанна Гриндер, одна из ведущих балерин театра ( она, кстати, в другом составе и Одетту-Одиллию танцует) и все бы было ничего, но она поскользнулась и упала, так что впечатление осталось не очень. Ее свита, да и она сама была одета в довольно невзрачные платья 50-ти оттенков серого.
Русской принцессой была Стефани Чен Гундорф. Вот тут-то и пошло "интересненькое"! Во- первых, хореографом этой композиции выступил 19-летний артист кордебалета Оливер Старпов ( что хорошего может нахореографировать мальчонка в 19 лет)? Нет, вообще-то его хореография была даже где-то интересной, в стиле то ли панк, то ли стриптиз-клуба (жаль только, что русские принцессы у него вызывают такие ассоциации). Принцесса была, скажем, в бархатном расшитом бордовом топе и аналогичных шортиках, а свита ее состояла из 7 мужиков с обнаженными торсами, но зато в красных шароварах и длинных юбках(!) поверх этих шароваров. Ну и танец, по-моему, и напоминал этакое гоу-гоу шоу.
Испанский танец тоже поставил этот же 19-летний мальчик, тут танцовщиков было всего трое- испанская принцесса (Эми Уотсон) и два кавалера с какими-то непонятными черными антеннами на спине. Мальчик "съюморил" и тут: периодически и принцесса, и ее свита прикладывали пальцы к голове, изображая, очевидно, бычьи рога. Это было ...современно, но - причем тут принцессы?
Неаполитанский танец мне понравился больше всего- принцессой была Ида Преториус, хорошенькая и длинноногая, а кавалерами - Албан Лендорф и Маттео Ди Лорето, Албан хорош до невозможности!
Но, разумеется, Зигфриду принцессы не подошли и тут Ротбарт предъявляет ему Одиллию. На мой взгляд, Холли Джин Доргер и с ролью Одиллии справилась, и даже 30 фуэте прокрутила (под конец устала) , но тоже есть над чем работать, нет этой филигранной четкости в последней части па-де-де. Ульрик Бирккъэр свою часть па-деде исполнил хорошо, но в душу не запал.
Кстати, после клятвы Зигфрида Одиллии, вместо страдающего лебедя в окне использован другой прием: Одиллия спешит вглубь сцены , на нее направляют свет прожекторов, и под этим светом создается иллюзия, что ее черная пачка превращается в белую, и она кажется Одеттой.
Финальная часть спектакля тоже исполнена кордебалетом и солистами прекрасно. Одетта и Зигфрид любят друг друга, но власть Ротбарта выше всего ( никакой битвы между Зигфридом и Ротбартом нет и в помине) и на заключительных аккордах Ротбарт соединяет Зигфрида и Одиллию узами брака (сцена, кстати, напоминает начальную сцену похорон).
В общем, что сказать: что-то я не сильно уверовала в возможности Николая Хюббе как хореографа. Постановка мне скорее не понравилась, чем понравилась. Очень уж мрачна. Кстати, и в зале было темно - может, это было связано с тем, что на представлении присутствовала королева Дании- сидела одна-одинешенька.
Понравились исполнители главных ролей, понравился Бенно и испанская/ неаполитанская принцессы. Кордебалет понравился. Ротбарта с его свитой я как-то не поняла- разве что свита была призвана создать зловещее настроение. Это им удалось. Костюмы, пожалуй, были интересны , хотя иногда казались перегруженными деталями - костюмером выступила Миа Стенсгорд и за основу взяла эпоху Ренессанса.
15 апреля эту постановку (правда, в другом составе) будут демонстрировать "live" в кинотеатрах Дании, возможно, и в других странах тоже.
Фотографии с поклонов:
Фотографии сцен из спектакля взяты из буклета, фотограф, в основном, Costin Radu.