Я ДЕЛАЮ ТОЛЬКО ТО, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ!
Готовя это интервью, я чуть было не расписалась в собственной профнепригодности. Из нескольких вариантов готового текста ни один не пришелся мне по душе - все они было «не про то» и, как мне казалось, не передавали ни настроения, ни атмосферы, ни энергетики нашей беседы с Леонидом. Именно поэтому в итоге был выбран максимально живой формат - формат сродни «правилам жизни»: максимум Леонида, минимум автора. Итак, Леонид Сарафанов - о себе и о жизни.
Об учебе в училище.
Учиться я не любил, на общеобразовательных предметах было скучно - вообще не понимал, зачем они мне нужны. С утра до вечера занимался балетом. Отношение к предмету зависело от харизмы педагога: какое-то время я мог учиться нормально, потом преподаватель менялся, и я уже терял всяческий интерес. И от нас, в отличие от обычной школы, мало требовали. А что требовать, если ты сидишь на уроке и шьешь туфли, потому что везде деревянный пол, и они у тебя протираются, и ты их штопаешь капроновыми нитками? Я перештопал столько тапочек, что это, наверное, по объему как несколько свитеров с варежками и шарфом. Нитка, иголка у меня постоянно были с собой. А сейчас везде линолеум, тапочек хватает надолго.
Я начинал учиться, когда уже пора было «закрывать» двойки. Родители не были слишком требовательными: «Мстислав Келдыш из тебя все равно не получится, так что учись танцевать. Главное, чтобы тебя не оставили на второй год». Папа говорил: «Будет четверка - уже отлично, а тройка - так тройка». Конспекты я писал ночью -ведь даже тройку надо за что-то получить! Дневника у меня не было класса с третьего - учителя разрешали. Даже когда я приходил домой, родители не особо мурыжили меня уроками. У нас был видик, я вставлял кассету и еще дома смотрел балетные записи. Так и отдыхал.
О первых педагогах.
У меня были хорошие педагоги. Первые - это, конечно, родители и семья. Дед подготовил меня к поступлению в школу, занимался со мной, чтобы я музыку мог слышать, узнавать, где сильная доля. И потом параллельно со школой я много работал с семьей - с папой, с дедом, с мамой. Все учителя, которые у меня были, оказали влияние на мои взгляды, вкусы, на мою физическую форму.
О детских мечтах
Мне казалось, что я всегда буду танцевать балет «Дон Кихот», естественно, в самых лучших театрах мира! Да, вот так нескромно. Думал куда-то уехать в Европу, в компанию хорошего уровня. В Киеве работать не планировал. После московского конкурса хотел в Большой театр. Но как туда попасть? Я же не приду после конкурса: « Ну а теперь, что я буду у вас танцевать?». Мариинский театр мне нравился всегда, но мне казалось, что туда никого кроме учеников Вагановки не берут. И когда поступило предложение, я даже не мог поверить, что это возможно!
О первых гастролях
Первые мои гастроли проходили в Канаде - мы тогда поехали с Киевским детским театром, танцевали в кордебалете . Жили в пригороде Торонто. Когда туда приехали....97-й год, нам по 15 лет - это был шок! Есть видеозапись, где мы с моим лучшим другом, Сашей Жембровским (он сейчас в Амстердаме работает) на этих гастролях. Вокруг 18-этажные стеклянные дома, а мы с камерой ходим: «Небоскребы, небоскребы! Сарафанов, смотри, круто! Жембровский, ты это видел?» - очень здорово, когда такое проживаешь с лучшим другом. Нам платили какие-то очень небольшие деньги, но мы успевали погулять на них и еще вернуться домой с подарками.
О Петербурге
В Петербурге я адаптировался тяжело. Город непростой. Классный, но непростой. Одно дело, приехать на 10 дней, а когда приезжаешь сюда жить, город тебя переламывает, каким бы ты ни был. Чтобы здесь жить, надо измениться. И мне пришлось. Но сейчас это мой дом, здесь вся моя семья. Петербуржцем коренным себя не считаю. Но то, что я житель Петербурга с гордостью говорю.
Есть места, где мне хорошо, например, моя квартира. Есть маршруты, где я люблю гулять - пройтись пешком до Исакиевского, через Мойку, потом по Морской, через маленькие улочки! Люблю туда водить друзей, они сходят на Исакиевскую площадь, где так красиво и говорят: «Питер, это да, это все-таки масштаб»! Но проходишь буквально чуть-чуть, а там такой типичный питерский двор - где ржавые кирпичи, трубы, старые решетки, коммуналки.... А вообще в городе очень много мест, интересных, с историей. Главное, не лениться и смотреть вокруг! Что бы я порекомендовал гостям города? Естественно, сходить на балет! Неважно куда, просто на качественный хороший балет. И обязательно побывать в Русском музее.
О доме
Сейчас я могу сказать, что мог бы жить где угодно, если со мной будет моя семья. Одному тяжело будет везде. Даже дома, когда Олеся уезжала и забирала Алешу к маме, мне одному было тяжело. Моя мама живет в Канаде - и это моя «маленькая родина», потому что там моя мама и мои братья и сестры, и когда я приезжаю - там мой дом. И Киев мой дом, я там родился. И хотя он изменился до неузнаваемости, есть места, которые сохранились. Но когда там долго не бываешь, все выглядит по-другому, становится меньше.
Считаю ли я себя украинцем?... Да, конечно, я гражданин Украины, но бываю там только два дня в году, когда надо продлить паспорт или на день рождения бабушки.
О лени
Я на самом деле очень ленивый человек. Да! Делаю только то, что мне нравится, к сожалению. Не могу заниматься тем, что не нравится. Понимаю, что это идет где-то мне в ущерб, но я ленивый и на это могу махнуть рукой.
О компромиссах
Иногда я иду на компромисс. Бывает, приходится из двух зол выбирать меньшее. Иногда не все складывается, как тебе надо, и ты не можешь изменить ситуацию. И ничего не остается, как принять происходящее. И чем скорее это поймешь, тем лучше. Я стараюсь принимать решения, за которые позднее будет не стыдно. И если раньше был более эмоциональным, спонтанным, то теперь стал сдержанней. Считаю до 10 и даю ответ.
О еде
Я понял, что надо питаться правильно, поменять хотя бы, не что ты ешь, а когда ешь. Больше сэндвича мне на ужин уже не надо. Готовить ленюсь, хотя могу иногда приготовить -под настроение. Вчера вот приготовил небольшой ужин для Алешки. Ем по-разному. Люблю «Макдональдс». Нет ничего лучше, чем теплый бигмак и 6 наггетсов. Он, может, конечно, полгода лежать и не портиться, я это все знаю, но не могу устоять! Конечно, не каждый день, но раз в неделю можно себе позволить.
О чувстве ответственности
Я был очень безответственным, потому что я был в семье один, избалованный ребенок. Ответственность во мне появилась только благодаря сыну. Он мой директор! Я поймал себя на мысли, что появился человек, который единственный изменил мою жизнь очень сильно - все вокруг стало другим с рождением ребенка. Алешка меня многому учит - внимательности, усидчивости, ответственности. И помогает мне задуматься над тем, чему учили меня мои родители, когда я был маленький. Все это проявилось благодаря сыну и Олесе.
О сыне
Алеша творческий. Ему нравятся зрители, нравится внимание, когда он поет, играет, кривляется. И когда у нас в гостях новые люди, это сразу заметно! Но мне бы было жалко отдавать его в балет, хотя я уверен, что он может там добиться успеха. Ведь он артист в четвертом поколении. Если он будет танцевать, петь, или как актеры мюзиклов - они и танцуют, и поют - будет здорово! Но если он пойдет именно в балет.... Мне жаль давать ему профессию, которая очень ограниченна по времени. Хотя если он захочет танцевать, и я пойму, что другого выбора нет, то, конечно, его поддержу.
О работе и коротком веке артиста балета
Никогда не хотел бросить танец, ни на минуту такой мысли не возникало. Ничего другого и не умею, и не хочу. И у меня это легко получается. Ведь я ленивый. А еще я искренний. И скромный. (смеется)
Главный вопрос - что артисту балета делать дальше?...Работать! По-разному. Буду в зале работать, неважно как. Хоть музыку включать! Я не могу уйти продавать машины. Хотя это прекрасная профессия, и если у тебя к этому талант, то почему нет. У меня отчим продает машины всю свою жизнь, хотя мечтал быть актером. И даже снимался в канадских сериалах. Вот моя мама смогла изменить свою жизнь. Не только профессию - страну. Взять и уехать в Канаду. В 38 лет. Это поступок.
Собственную школу танца открывать не планирую, но иногда даю мастер-классы и буду продолжать это делать. Буду ли сочинять балеты? Хорошо бы, конечно, где-нибудь что-нибудь поставить, но я не хореограф. Ко всему нужно иметь талант.
О выходных
Я мечтаю пролежать в кровати весь выходной, проснувшись очень поздно. Чтобы меня вообще ничего не разбудило, чтобы я просто открыл глаза. И провести его вот так - лежа. Но не уставать лежать, понимаешь? Все! Хочу не уставать лежать.
А вообще у меня прекрасно проходят выходные. Мне не удается выспаться, но я уже привык рано вставать. Если у нас выходные совпадают с Олесей, мы всегда стараемся куда-то выбраться, хотя бы до ближайшего парка. У нас полгода выходные по понедельникам, а летом - по воскресеньям. По воскресеньям отдыхать не люблю - везде много людей. Стараюсь проводить выходные с семьей.
О великих
Михаил Барышников - это человек, который задал не только новый уровень мужского танца, но и профессионализма, жизни в танце - он до сих пор танцует. Он до сих пор дает танец высокого качества и до сих пор профессионально растет. Раньше мне просто нравилось смотреть его «молодые» записи, которые до сих пор, спустя 40 лет смотрятся круто. У него такая школа, что он до сих пор модный. Так же как и Рудольф Нуриев.
Рудольф изменил моду на мужской танец. Это была новая эстетика, революция в танце. Он первый поднялся на высокий полупалец, первый стал тянуть стопы и колени. И танцевал так, чтобы от ног летели, как от золотой антилопы, искры. Он так начал чисто танцевать, как мужчины раньше не танцевали. Трико можно было не до конца натянуть, что там говорить. Он первый, кто поднял колет выше талии. Не только эстетитку, но и моду новую ввел на пошив костюма. Поэтому его вклад в искусство балета больше, чем вклад Барышникова, который харизматичнее и ближе мне, чем Рудольф. Но я вынужден признать, что Нуриев сделал больший вклад. И я уверен, что, переехав на запад, Барышников уже ориентировался на то, как работал Рудольф. Ведь это два разных Рудольфа - как он танцевал здесь, и как чисто он стал танцевать там.
О коллегах
Коллег я могу назвать очень много, которыми я восхищаюсь и которых уважаю. Из современников первый - это Мануэль Легри. Мне удалось поработать с ним, как с репетитором. Я никогда не сталкивался с французской методикой, с их школой. И он мне очень сильно помог, запустил во мне некие процессы, которые помогли мне в дальнейшем
Фарух! До сих пор в форме, и его танец до сих пор несет очень большой заряд. Его эстетика может кому-то нравится, кому-то нет, но когда ты видишь на сцене большого профессионала, которого до сих пор еще прет, это вызывает большое уважение и любовь...
Марсело Гомес. Вот сколько он может проводить в зале времени и работать, вот всегда он это будет делать! Я увидел, как можно работать долго. И быть не спринтером, а марафонцем, выдерживать такие нагрузки. Работа с ним в проекте «Короли танца» мне помогла понять, как работают другие.
О партнершах
Мне очень везло с партнершами на протяжении всей моей карьеры. И в Киевском театре я помню всех балерин... - двух! Это были самые легкие балерины, единственные, кого я мог поднимать. Даша Павленко, если ты это читаешь, тот момент, когда я унес тебя в огонь в «Баядерке» - до сих пор шрам на моем сердце. Такое было, да. Первые акт, я ее поднимаю в арабеске, меня чуть пошатнуло, а потом понесло, как волка со штангой в мультике «Ну погоди!». Дашка была в прекрасной форме, а я так побежал, побежал, побежал - и в огонь ее.
О «Жизели» и Олесе
Для меня «Жизель» - особенный спектакль. А Олеся - особенная балерина, и танцевать с ней не только «Жизель» - это счастье. В зале у нас бывают порой конфликтные ситуации, я к ней очень требователен, порой даже чересчур, перегибаю палку, так нельзя - сам понимаю. Но то, что мы потом получаем на сцене, с лихвой все компенсирует. Очень рад, что кто-то это замечает.
О страхах
Страх?...Не очень себя комфортно чувствую себя, когда высоко. Хотя в небоскребах жить на 40-м этаже мне нравится! А вот на Эйфелевой башне некомфортно. Кажется, что чуть-чуть ветер подует, и она развалится... И когда, кстати, кошмары мне снятся - это я где-то высоко. Хотя летаю в самолетах нормально.
Об увлечении фотографией
Я очень люблю все современное - гаджеты, телефоны, цифровые камеры! Как-то подумал, что надо купить фотоаппарат. Купил, а как им пользоваться - не знаю. Купил один, другой, третий, к ним кучу объективов, снимал-снимал, что снимал - не знаю. А потом мне попал в руки пленочный фотоаппарат, дал мне его Стас Левшин (петербургский фотограф - прим.ред.). Дал мне «Конику» на пленку снимать. И пленка меня утянула в другой мир, мне было интересно узнать, как строится кадр, как свет. Нельзя сказать - я научился, я умею фотографировать, это постоянный процесс.... Сейчас я пришел к «Лейке». Это другие фотоаппараты, другая история. Они же такие консерваторы, классики, особенно ничего не меняют, в дизайне вообще ничего.
Очень стесняюсь показывать то, что снял, потому что мне кажется, что никому кроме меня это неинтересно. Но фотографирую много - камера у меня всегда с собой. Их у меня много, но «Лейка» только одна. Фотографии обычно не печатаю, а сканирую. Показываю близким, Олесе, что-то распечатаю - дома поставлю. То что выкладываю в сеть- самое лучшее из всего отснятого -даже не 10%, а всего 1-2%... Очень много фотографий делаю дома, в семье, и мне не хочется это показывать .Это личное, это дома.
О кино и компьютерных играх
Очень люблю кино, но в кинотеатры не хожу - это непозволительная роскошь в плане времени, смотрю дома. У меня отличный кинотеатр, люблю все эти технические штучки, аппаратуру. И очень много играю в компьютерные игры! У меня две приставки. Когда объявили выход Play Station-4, я даже оформил предзаказ на предзаказ. Играю обычно, когда Олеся с Алешей уже спят. Мне фильмы не дарят столько радости, сколько одна игра с сюжетом. Есть такого уровня игры, которые больше похожи на интерактивный фильм.... Это скорее экспериментальные, не мейнстрим....Еще вопросы про игры будут?... Нет?... Жаль!
О работе с Начо Дуато
Работа с хореографом отличается от работы даже с самым прекрасным репетитором. Ведь это не так, что тебе порядок показали, хореограф приехал, чуть-чуть поправил, и ты станцевал. Это длительный процесс, когда ты понимаешь его школу. У каждого хореографа есть школа, методика - это то, что я понял в работе с Начо. У него есть своя база, основа, позиции рук, ног, есть то, что ему нравится, что не нравится. И у него потрясающий вкус. Первое для Начо - музыка, а потом уже качество движения.
О работе над образом Ромео
Ромео было тяжело готовить - все было для меня новым. И роль - до этого я танцевал Ромео один-единственный раз, и музыка.... Главное, что требовал Начо - быть самим собой.... Он говорит: «Не надо ничего превносить здесь, я все поставил - есть музыка, есть движение». Есть какие-то моменты, когда ты думаешь - ну как же, я же Ромео, я же должен быть вот таким (показывает - прим.ред). Начо говорит: «Спокойно, be yourself». Он всегда удивляется: «Почему вы стесняетесь естественно находится на сцене?». Нужно быть сценичным, но не чересчур. Твое переживание на лице увидят только зрители в первых двух рядах, остальные этого не увидят, они почувствуют только то, что ты пластически передаешь. Надо идти не от эмоции к пластике, а от пластики к эмоции.
А, например, в «Жизели», которой существует миллион версий, у каждой балерины свой порядок, и у каждого Альберта. Когда танцуешь «Жизель», полагаешься на свой опыт, на советы педагога. А у Начо уже все есть, он все поставил. В этом и есть прелесть работы с хореографом, а не с ассистентом.
А в целом работа над Ромео - очень длительный процесс, и новый виток пластики, новый виток очень сложных дуэтов.
О хореографах в России
Я уверен, что в России и на Украине есть талантливые хореографы. Сейчас поколение, которое поработало за рубежом, вернется, и мы увидим, что в следующие 10-15 лет у нас появятся хореографы, а те, кто есть сейчас, перейдут на новый уровень. Ведь многие хореографы продолжают танцевать - и это тяжело. И времени, и мыслей не хватает. Будут, верю, что они будут. Но запад Россию в этом плане, конечно, обгоняет. У нас очень консервативная балетная школа.
О любимом балете
Любимого балета нет. Я не могу смотреть балет, как непрофессионал, это мое несчастье! Но вообще с удовольствием могу поглядеть новые редакции классических балетов.
Об уходе из Мариинского театра и планах на будущее
Почему я ушел из Мариинского театра...... Просто люди не работают всю жизнь на одной работе! Я ведь даже город не поменял. Если бы не было семьи, я бы уехал. Повезло, что Начо Дуато приехал работать сюда. И несмотря на его уход, я останусь в Михайловском театре. Я работаю тут, и мне тут нравится.
Беседовала Елизавета Митина