Aug 13, 2014 17:47
«Современный Дягилев» продюсер Сергей Данилян рискнул и 4 вечера подряд в межсезонье представлял в Стасике «Соло для двоих» - для Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Но Москва своих «блудных детей» любит и, несмотря на внушительные цены на билеты, и погоду, скорее располагающую к поездке на дачу, чем к просмотру сомнительной балетной программы, состоящей из 3 одноактных contemporary dance балетов малоизвестных широкой публике хореографов Сиди Ларби Шеркауи, Охада Нахарина и Артура Пита, зал и в третий (субботний!) вечер был полон. Наталья и Иван - беглецы из Большого театра - любимцы действительно очень широкого круга зрителей, от балетных старушек, шепчущих «Ванечка», всматриваясь в бинокль с 4 яруса БТ, и грозного вида, словно одержимых «женщин среднего возраста», толпящихся у рампы после спектакля и отбивающих себе ладони, по пятому разу вызывая Ивана на поклоны, до более рафинированной публики, любящей угловатую Наташу за незабываемый задор Китри и умение отдавать всю себя роли. Публика раскупила почти все билеты за 3 месяца до события, публика ждала и предвкушала встречу с танцовщиками с широкой географией выступлений, которых в Москве застать сложно, а уж вместе и подавно.
Программа в целом оставляет хорошее впечатление. Хорошее, но совсем не тот восторг, который ожидаешь от пребывания на сцене исполнителей с такими именами. Соло-то было для двоих, но Наталья солировала убедительнее. Иван, который никогда не отличался гуттаперчивостью, все же в лучшей форме, чем продемонстрировал во время апрельской «Баядерки», но неблизкую хореографию прочувствовал менее глубоко. Скидки, которые, как оказалось, сделал ему, например, автор Факады Артур Пита, изменив оригинальную хореографию специально под Ивана, хоть и возымели действие - зал аплодировал, но в общей сумме были скорее со знаком минус, потому что выглядели присядкой скомороха во время Лебединого озера. Наталья безупречно технична и удивительно органична в contemporary. Ее соло на столе над телом мертвого жениха в Facada, движения ее тела во время «избиения» в Mercy, а более всего сцена в Passo, где она душит своего партера «любовью» - перфекто. В итоге, помимо удовольствия наблюдать любимых артистов, остался осадочек в виде ощущения, что меня обманули и вместо французского бри на злобу дня подсунули костромского. То ли зрители, то ли артисты, остаются заложниками Спартака и Китри. Не хватило темперамента, широты, прыжков, от которых захватывает дух, ведь и Наталья, и, конечно, Иван могут летать на сценой, да и выглядели, как мне показалось, они в 3 вечер уже усталыми. Гастрольный «чес» на пределе физических возможностей, с минимумом декораций, под фонограмму либо с совсем небольшим оркестром, очень лаконичный состав - кроме них двоих только «женщина в черном» и музыкант, играющий португальскую фадо - Данилян гениально сварил кашу из топора, т.е. сделал кассу из имен.
Зал аплодировал, но совсем не взорвался овациями. Вызывали раз пять, (мне показалось, скорее по привычке, чем от избытка чувств), а больше я не выдержала - ушла. Представляю, какая истерика случилась бы с клакерами, будь дело в Большом. Когда я узнала, что неистово аплодирующие и выкрикивающие «браво» со скоростью пулемётной очереди странного вида люди - это не любители балета, а профессионалы в своей области, под руководством легендарного главаря Романа, захлопывающие одних и закашливающие других артистов и зарабатывающие таким образом на контрамарку, то стала с недоверием относится к реакции зала и ориентироваться только на собственные впечатления. Цветов же вынесли много, особенно по сравнению с теми двумя букетами, которые Васильев получил после уже упомянутой мной Баядерки. Я это так хорошо запомнила, потому что один из них был мой, с запиской, текст которой я так долго редактировала, а в итоге осталось «спасибо за Ваш вдохновляющий танец». После подумалось, что вместо подписи в наш современный век можно было оставить свой ник в инстаграме, где Иван регулярно постит фото, глядишь, стали бы «взаимными друзьями» без всякого простаивания у служебного входа после спектакля с программкой для автографа.
К слову, если вы захотите подарить артистам балета цветы, то это очень удобно - перед спектаклем передаете цветы с запиской для адресата капельдинеру партера и смотрите 3 часовой спектакль, не пытаясь пристроить поудобнее шуршащий целлофаном букет на коленях, и в антракте безмятежно пьете кофе, не беспокоясь, куда деть цветы. А после финального аккорда оркестра сотрудники театра выносят цветы на сцену, и вы наблюдаете ваш букет в руках у любимого артиста. Правда, это исключает возможность взглянуть ему прямо в глаза, а то и сорвать поцелуй в щеку. Самые преданные не останавливаются и на этом, а несут целые пакеты с подарками, что я имела удивление впервые наблюдать на гастролях МДТ Додина, когда главный герой нашего времени Данила Козловский уходил с поклонов не только обласканный цветами и аплодисментами, но и «упакованный». Что было внутри - мягкие игрушки или что-нибудь более занимательное, осталось для меня загадкой. Кстати сказать, в Венской опере цветы на сцену вообще не выносят - все букеты отправляются прямиком в гримуборные, но зрители выражают свою благодарность полюбившемуся артисту, бросая на сцену плюшевого медвежонка. А в Англии цветы вручают только балеринам, мужчинам букетов не дарят. Но самая зрелищная традиция - это цветы, летящие с колосников - подарок и благодарность артисту от театра, когда он становится премьером или уходит на пенсию. Думаю, что до пенсии и Иван, и Наташа еще порадуют своих поклонников работами, после просмотра которых захочется, срывая голос, кричать «браво!».
p.s. Это мой дебют на "большой сцене", прежде писала камерно у себя в жж. Прошу не судить слишком строго)
2014-08,
Осипова Наталья,
Васильев Иван,
"Соло для двоих"