Вчера побывала на концерте Verdens ballet 2014 ("Мировой балет" 2014) в поместье Møllerups Gods в Дании. Хотя серия этих концертов,проходящих каждое лето в Дании, и называется "Мировой балет", но основные участники - танцовщики из Королевского театра Ковент Гарден в Лондоне, правда, родом из разных стран. Эти концерты проводятся в Дании вот уже седьмой год подряд; когда-то на одном из них я впервые увидела Сергея Полунина, а также ранее в них участвовали Йохан Кобборг, Алина Кожокару, Лианн Бенжамин и другие. В этом году художественным руководителем концертов и составителем программы был Стивен Макрей.
По дороге на концерт я испытала когнитивный диссонанс: датская глушь, поля, рощи - и возможность увидеть артистов Королевского балета!
Само поместье довольно живописно, состоит из господского дома и вспомогательных построек, и как нельзя лучше подходит для того, чтобы провести там тёплый июльский вечер: погода была как на заказ, солнечной и безветренной. Для посетителей были предусмотрены все условия: сотрудники поместья направляли машины на парковки (мне пришлось припарковаться на холме, а потом идти к входу, внимательно глядя под ноги, т.к. на этом поле незадолго до концерта, очевидно, пасли скот), у входа можно было купить корзины для пикника со всем необходимым, а также всевозможные сосиски-пиво-воды, каждому вручалась программка.
Можно было прикоснуться и к каждодневной жизни поместья, посмотреть на лошадей в конюшне, а также посмотреть выставку работ известного фотографа
Алана Маттисона.
До концерта, как водится, была разминка:
Начался концерт с па-де-де из балета Бурнонвиля "Праздник цветов в Дженцано" в исполнении Франчески Хэйворд и Марселино Самбé - ребята танцевали с удовольствием и казалось, что очень подходят друг другу.
Франческа Хэйворд получила балетное образование в школе Королевского балета и вступила в труппу Ковент Гардена в 2011 году. В 2013 году она стала солисткой и, среди прочего, танцевала партии Клары в "Щелкунчике", принцессы Флорины в "Спящей красавице" и Стефани в "Майерлинге". В 2012 году она представляла Королевский балет на конкурcе имени Эрика Бруна, а в 2010 году получила приз "Молодого британского танцовщика года".
Марселино Самбé - один из самых молодых танцовщиков Королевского балета. После обучения в Лиссабонской консерватории и Высшей школe Королевского балета, он стал в 2013 году членом труппы Королевского балета. Хореограф Ким Брандструп создал для него роль в балете "Церемония Невинности". Кроме того Марселино танцевал Синюю птицу в "Спящей красавице" и участвовал в постановках "Жизели", "Онегина" и "Щелкунчика".
Затем мы увидели интересный номер Томаса Уайтхеда
"Don’t hate the player, hate the game" в хореографии Кирстен МакНэлли, правда, я лично не особенно люблю современный балет, и некоторые моменты танца остались для меня непонятыми.
Томас Уайтхед - один из самых опытных танцовщиков балета Ковент Гардена - он вступил в труппу в 1994 году, а солистом является с 1999 года.
Очень приятно было увидеть белое па-де-де из "Лебединого озера" в исполнении Федерико Бонелли и его супруги Хикару Кобаяши.
Федерико Бонелли стал первым солистом Королевского балета в 2002 году после работы в Цюрихском балете и Голландском национальном балете. С тех пор он получил признание, как один из звёздных танцовщиков труппы. В последние годы он получил ряд призов, среди них приз Лозанны и награды от сообщества критиков.
Хикару Кобаяши начала заниматься балетом уже в 3-х летнем возрасте - после того, как увидела "Лебединое озеро" по телевизору. В 15 лет она стала первой японкой, принятой на обучение в престижную школу балета при Парижской опере. Во время работы в Цюрихском балете она встретила своего будущего супруга Федерико Бонелли и в 2002 году они вместе вошли в труппу Королевского балета, где она, среди прочего, танцевала партии в "Лебедином озере", "Майерлинге" и "Жизели".
Я особенно ждала выступления Стивена Макрея, помня о его замечательном исполнении номера "Les Bourgeois" в прошлом году. В этот раз он танцевал соло
"Something different ", где прекрасно исполнил чечётку под джазовую запись. А вот здесь можно посмотреть небольшой номер-дуэль Стивена МакРея и известного скрипача Чарли Сиема, также принимавшего участие во вчерашнем концерте - номер записан как раз вчера в поместье:
Click to view
Стивену ещё нет и тридцати лет, но он уже считается одним из самых разносторонних танцовщиков Королевского балета. Он может быть и юным Ромео, и более зрелым де Грие и прекрасным принцем в "Щелкунчике". Одновременно он прекрасно исполняет современные номера, и является любимцем таких хореографов, как Уэйн МакГрегор, Алексей Ратманский и Ким Брандструп. Стивен Макрей - постоянный гость Американского Балетного театра в Мете в Нью-Йорке, часто танцует с Национальным балетом Канады и Токийским балетом - и разумеется с Австралийским балетом (он родом из Сиднея). Чуть ранее в этом году он получил почетный австралийский титул "Молодой талант Австралии". Карьера балетного танцовщика полна препятствий, пенсионный возраст низок, а травмы могут положить конец выступлениям. Поэтому Стивен Макрей также изучает деловой менеджмент в университете в Лондоне. "Я знаю, как уязвима моя карьера, но также и то, как я её люблю. Конечно же, я хочу танцевать так долго, как только смогу, но придёт день, когда я буду вынужден остановиться",- говорит Стивен. "Мне бы хотелось остаться в мире балета. Возможно, по другую сторону сцены, где я бы мог содействовать развитию и управлению балетoм. Прекрасно иметь тысячи идей, но если ты не знаешь, как претворить их в жизнь, всё напрасно."
Следующий номер также был очень интересен - адажио с розами из балета "Спящая красавица", где принцессе Авроре представляют женихов - 4-х принцев из разных стран. В роли принцессы Авроры выступала Роберта Маркес, а в роли принцев - уже упомянутые Томас Уайтхед, Федерико Бонелли, Марселино Самбé и Стивен Макрей.
Смотреть было одно удовольствие - особенно на Роберту Маркес, которая после нескольких лет работы в балетной труппе муниципального театра Рио стала в 2002 году солисткой Королевского балета, а в 2004 году - первой солисткой. Она считается ведущей латиноамериканской танцовщицей своего поколения и особенно выделяется исполнением ролей классического репертуара.
После этого на сцену вышел Марселино Самбé в номере "Соло ДМ" японского хореографа Кента Кура под аранжировку Баха в стиле heavy metal. Особенно впечатлили его прыжки.
Затем мы увидели па-де-де хореографии Фредерика Эштона "Méditation from Thaïs" в исполнении Федерико Бонелли и Хикару Кобаяши, где они продемонстрировали интересные поддержки и вращения - правда, у японской танцовщицы почти напрочь отсутствует лицевая мимика, мне выражение её лица показалось совершенно одинаковым, что на разминке, что в "Лебедином озере", что в "Таис", но это, наверное, влияние национального характера.
В завершение вечера мы увидели нечто совершенно особое - па-де-де "Côte à côte" ("Рядом с тобой") на стихи принца Хенрика, супруга королевы Дании Маргрете II и музыку Габриэля Фавра "Après un rêve" хореографии Кирстен МакНэлли в исполнении Франчески Хэйворд и Томаса Уайтхеда.
Стихи под музыку, исполненную виолончелисткой Катрине Ринг, читал сам принц Хенрик.
В стихах говорится (перевод мой, к тому же с датского, прошу строго не судить):
В твоих глазах я собираю
синеву неба и ставлю
бутоньерку в петлицу...как залог;
и я мечтаю о том,
чтобы ты впустила меня в ночь твоих зрачков.
На твоих губах я собираю небольшие
красные поцелуи, которые я вкладываю обратно
в ямочки на твоих щеках...очень осторожно;
и вытягиваю их как жребий
про запас на одинокие дни.
Я покрываю твоё горло, уши
кружевом из нежных прикосновений: лёгкой мантией
подобной крыльям бабочек...
Пока я ласкаю твои груди,
слова любви рвутся из меня наружу...
Пока я шепчу их, как стихи,
которые ты отпечатала у меня в душе -
и на пылающем бархате сердца
я сохраняю твои ответы о том,
что ты всегда будешь моей.
После концерта принца Хенрика, присутствовавшего среди зрителей вместе с супругой-королевой пригласили на сцену к артистам и приветствовали овацией.
В общем, концерт получился замечательным! Кстати, днём раньше такой же концерт состоялся в замке Гавнё (Gavnø slot) недалеко от Копенгагена, и завершение его там ознаменовалось радостным событием: фонд Нелли Джейн Бенневайс впервые выделил стипендию для учебной поездки в размере 50 000 датских крон (примерно 7 000 евро) молодым талантливым балетным танцовщикам. Стипендиатом стала Стефани Чен Гундорф, танцовщица кордебалета Королевского театра Дании (которую я лично нежно люблю - надеюсь, в качестве цели поездки она выберет Россию)!
В Дании танцовщики не только работали, но и отдыхали: вот фотография (источник: facebook) с Балтийского моря: Стивен Макрей, Федерико Бонелли, Томас Уайтхед и Марселино Самбé: