Днем веду уроки для профессионалов. Ходят студенты и артисты. Стиль урока сильно отличается от уроков для энтузиастов. Со вторых много не спросишь - будь доволен тем что есть, а с первых обязательно надо драть три шкуры.
Каждая деталь, каждая мелочь должна быть доделана, ученики должны прилагать колосальные усилия, иначе толку не будет никакого. Возить безрезультатно туда-сюда ногами можно десятилетиями, а работая по-настоящему, взлететишь на следующую ступеньку за пару недель.
Еще в школе понял, что любой прием надо понимать не формально, а глубоко, то есть разделяя на составные части. Открываешь, допустим, ногу на носок. Формально, во всех школах звучит "выверни" и "вытяни", реже услышишь "медленнее" или "быстрее". Однако, прежде чем начать само движение, надо уточнить для студентов детали.
Закреплена-ли опорная нога. Она, при начале движения, должна остаться неподвижной и просто так это не получится. Надо приложить усилия, чтобы все сработало. Единственным инструментом в этом является в ы в о р а ч и в а н и е или, как говорится в профессиональном обучении, выворотность.
Выворотность повсеместно понимается поверхностно - разверни носки в стороны. Старики же относились к этому вопросу интереснее, ведь и по шестой позиции можно стоять выворотно (если сохранить усилие выкручивающие мышцы голеней из нутри к наружи и поднимать свод стоп не опрокидываясь на большие пальцы).
Далее, надо принять во внимание различия способов движения ноги у обывателя и профессионала. У обывателя, при движении ноги, тазобедренный сустав подается слегка (иногда еле заметно) назад. Профессиональное движение будет отличаться тем, что у исполнителя не будет пропадать, а скорее всего будет увеличиваться, усилие направляющее сустав вперед с неизменным выворачиванием. Выглядеть это будет так, как будто бедра исполнителя, кости таза, зад, намертво зафиксированны, находятся точно в одной оси с линией плеч и не разворачиваются от опорной ноги.
Особое внимание надо уделить способу движения стопы по полу. Многие, ошибаясь и перетруживаясь, излишне напрягают все мышцы стопы, тогда как надо сохранить сильным лишь выворачивание, то есть при движении вперед надо начать выводить пятку, а пальцы пусть отстают. В результате перенапряжения стопа выглядит скрюченой культей, а у зрителя появляется ощущение, что "папа девочке надел в детсад прошлогодние туфли". Будет терятся чувствительность и, как следствие, контроль устойчивости.
Далее, обязательно проговаривается момент полупальцев вытягивания стопы. Без этой важной детали па выглядит невыразительным, грубым. И здесь тоже есть нюанс - в полупальцах важно выдавливать пятку на верх и вперед. Все это проделывается невыпуская из внимания работу над неподвижностью таза и выкручивания тазобедренных суставов.
И так далее... Рассказал только об одном открытии, а ведь в уроке может быть более тысячи движений!
В общем, как педагог я должен не пропускать у учеников слабости - момент, когда они теряют волю и пропускают ту или иную деталь. Абсолютно обязательно надо настоять на необходимости выбрать все из своего тела, всего до последней капельки. Только так можно добиться значительных результатов и более (воспитать волю, характер, выдержку).
Но, далее стыдно признаваться, стыдно писать про это, - мне очень тяжело так работать из урока в урок. У самого не хватает силы воли и выдержки, не хватает энергии выбить из учеников все возможное.
Именно поэтому, я не хочу возвращаться в профессиональную педагогику (вернее это одна из причин). Тех, кто ценит такую добровольную каторгу - единицы. Они и так ко мне приходят. А видеть безразличный класс, не понимающий зачем им так трудится, для меня мука.