Классический танец обладает ключом проникновения в лирический мир исполнителя. Когда балерина поднимается на пальцы, она уходит в мир лирики, мечты, выражая то, что хранится в ее сердце. Поэтому я назвал бы классический танец надземным, а народным танец танцем земным...
Классический танец был рожден для выражения идеи надземности, бесплотности духа. Его создатели стремились передать чусвта, уносящие нас в мир мечты, фантазии, сказки. Балерина вставала на пуанты, и эта гениальная условность объясняла зрителю, что героиня находится в ииреальном мире, в мире собственных переживаний. Эти идею породили определенный язык.
Однако постепенно этот язык стал настолько привычным, что из волшебного превратился в будничный и утратил свой смысл. Балетмейстеры стали пользоваться его элементами в самых прозаических обстоятельствах. У Р. Захарова Золушка подметала пол, танцуя на пуантах. И, когда фея превращала ее в принцессу, балетный язык оставалс тем же. Возникало противоречие между формой и содержанием. А если бы в первом акте Золушка убирала комнату в деревянных сабо и только после чудесного преображения вставала на пуанты, нам стало бы ясно, что она из мира реального перешла в мир сказочный.
Размышления о профессии. Танец классический.
Я вспоминаю.
И. Моисеев