Мне сегодня в метро передали замечательную книгу Лады Исуповой "Мастер-класс. Записки концертмейстера балета". В дороге не мог удержаться от смеха читая первый рассказ. Юмор, живость повествования, легкость языка - приятное чтение.
А второй, под названием "Снова осень", абсолютно точно рассказывает то, что происходит в балетном зале между пианистом, танцовщиками и педагогом. Не могу удержаться от длинной цитаты (надеюсь, автор будет не против):
"Концертмейстеры, как и балерины, бывают разные. И некоторые умеют "играть под ногу": у каждого танцора индивидуальные способности - физические данные, дыхалка, музыкальность, техника и плюс к этому состояние на данный момент, поэтому, когда танцор, например, прыгает, даже если и "в музыку", то его "взлет" не всегда попадает идеально в ритм, на мизерно-маленькую долю, но различие будет. В зависимости от сиюминутной формы ему будет удобнее так или иначе. Если эта разница большая - мы говорим об отсутствии мастерства или музыкальности. Поэтому танцору нужно "догнать" время, которое он упустил, и наоборот. И вот тут помогает пианист (на спектакле дирижер), идеально следуя за танцовщиком, он подчиняет музыку его танцу, сокращая или подгоняя; где надо - поднимая его в воздух, где надо - давая ему больше времени на разбег или отдышаться, причем делает свое дело мастерски, и выглядит это не так, будто поддавший музыкант маленько потерял ориентацию, а как будто блестящий танцор идеально вписывается в роскошную музыку, рождая ее своим телом. Толковый концертмейстер может вытащить на себе солиста, помогая ему в нужных местах и прикрыв просчеты, равно как и зарубить на корню хорошее выступление, ибо не родился еще тот танцор, который может вписаться в пируэт, если пианист этого не хочет".
Лада Исупова "Мастер-класс. Записки концертмейстера балета", М., Аст, с. 26.
От себя хочу добавить, что средства музыкальной выразительности, используются мной в уроках для объяснения ученикам, неповторимого характера исполняемых движений, что нарочитые замедления в мелодической линии мне нужны для детальной проработки микроскопических составляющих pas.
Лада говорит, что "непопадание" в ритм, говорит об отсутствии мастерства или музыкальности, и она абсолютно права. Но хочется добавить, что существует труднообъяснимая "мышечная" музыкальность, когда тело танцовщика, исполняя одинаковую хореографическую связку, по-разному резонирует на два различных музыкальных фрагмента, предложенных пианистом. За весь мой педагогический опыт, такие ученики мне встречались лишь дважды.
И конечно, совершенно верно подмечено, что музыкант может "вытащить" на себе танцовщиков. Как здорово, на уроке опираться на помощь соратника, поддерживающего учеников в особенно тяжелые моменты узнаваемыми мелодиями! Как дорого стоят улыбки благодарности, в поту и тумане балетной инквизиции.
Дорогая Лада, спасибо вам большое за книгу! Искренне надеюсь, в последствии, выпросить у вас автограф..