Напомню тем, кто подзабыл, ну и новых читателей информирую.
В начале декабря ко мне обратились за помощью -
оценить качество материала по одному интересному делу А дело очень интересное, которое по специфике работы не могло пройти мимо меня, дело хакерской группы Avalanche.
На первое заседание, увы, я не попал. Зато на
первой попытке подачи апелляции, и на
второй, я таки побывал. Подробности можете почитать на указанным линкам.
Резонанс получился так себе. На Интере небольшой сюжет:
Click to view
Хотя полное интервью адвоката, например, было интересней:
Click to view
Пара статей и с пяток статей в блогах...
ВСЕ.
Ладно, эмоции в сторону.
Вернусь к сегодняшнему заседанию.
Да, ВНЕЗАПНО, сегодня на 15:30 было назначено заседание по ходатайству прокуратуры о продолжении ареста обвиняемого (да, уже обвиняемого, підозру було вручено СЬОГОДНІ ж о 11:00). Адвокат ознакомился с этим ходатайством в 11:55, в ГПУ. Весело?
А еще вчера на звонки адвокату и жене арестованного мне сообщали, что дата заседания еще не назначена, а значит, Тимохина можно будет встретить в 19:30 возле Лукьяновского СИЗО 8-го января.
И о сегодняшнем заседании я узнал буквально за полтора часа до начала заседания. Как раз успеть доехать...
Ладно, лирику тоже в сторону.
Пришлось сегодня в эту собачью погоду ехать сюда:
Пока ждали начало заседания, пообщался с адвокатом:
Когда он рассказал, о чем ходатайствовала прокуратура (продолжение ареста на 60 дней, или залог в 168 000 000 - число прописью, сто шестьдесят восемь миллионов грн 00 коп.), думал, что он пошутил.
Не пошутил. Но об этом дальше по тексту.
Заседание началось. Привели уже подозреваемого:
Начало уже привычно - идентификация участников процесса, адвоката, прокурора, подозреваемого.
Адвокат ходатайствовал полностью фиксировать заседание. Судья удовлетворил ходатайство, фиксировалось системой "Камертон".
Перечисление обвинений. Банальность, это уже минимум два раза слышал.
Дальше пошли дополнительные аргументы, которые стороны просили приобщить к делу, а именно:
- прокурор: 0
- адвокат: 4 характеристики от соседей, характеристика от участкового полиционера, мой висновок спеціаліста з захисту інформації (я еще удивился, на заседании апелляционного суда его не приняли, думал, ушел в архив), копия свидетельства ФОП Тимохина, согласно которому он занимается программированием на коммерческой основе, копии документов его родителей (пенсионеров и инвалидов), копия паспорта жены...
Хорошая пачка документов? Это я еще не все запомнил!
Прокурор опять прицепилась к тому, что мой висновок - не документ, мол, составлен не экспертом, не имеет обязательных разделов, не имею права делать вывод по сути дела... На самом деле, я не являюсь сертифицированным экспертом, потому могу не следовать нормам висновка в полной мере.
Адвокат парировал тем, что согласно статье такой-то он может обратиться не к эксперту, а к специалисту за разьяснениями в той отрасли, в которой он не имеет компетенции. Моя же компетенция подтверждена дипломом и опытом работы на профильной должности в течении почти 5 лет.
Итого, ходатайство прокурора было оставлено без внимания, и представленные адвокатом документы были в полной мере добавлены к материалам дела.
Идем дальше.
Когда прокурор зачитывала обвинение, прямо упомянула "идентификацию Гровера". То есть, прямо по тексту "идентификация производилась путем использования поиска по интернет". Подробней можно ознакомиться в
тут В просьбе продолжить арест были следующие аргументы:
- влияние на пострадавших
- влияние на свидетелей
- влияние на улики, сиречь, изьятая техника
- вероятность, что сбежит.
Адвокат:
- на каких пострадавших может повлиять Тимохин? Судя по обвинению, ушерба на 6 млн евро. Учитывая, что с них вымогались небольшие суммы, 100-150 евро, то количество пострадавших измеряется тысячами, по всему миру. Как на них Тимохин сможет повлиять?
- какие свидетели, если их со стороны обвинения нет?
- если Тимохина отпустят, он разве влезет в прокуратуру, украдет изьятую у него технику??
- сбегать ему нет смысла - он сотрудничает со следствием, у него в Украине недвижимость, машина (кредитные), семья (родители, собственная), хорошая работа. "Крім того, полтавський слідчий суддя відпустив заарештованного Капканова, бо не бачив причин тримати його за статтею, що передбачає екстрадицію. А Тимохіна не відпускають" ©
Оставлю за скобками, что Капканов, возможно, отстреливался при аресте.
Далее, началась дискуссия относительно "идентификации Гровера", прокурор не смогла добавить ничего сверх того, что было предьявлено более месяца назад. Адвокат же напомнил, что он ходатайствовал о допросе специалиста, который данную идентификацию проводил, но ответа до сих пор не получил. Прокурор стала утверждать, что идентификацию проводила немецкая сторона. Адвокат же утверждал обратное. Кому верить -
решайте тут (стр. 4 и 11)
Минуты две обе стороны в тишине копались в документах. Вроде убедили судью том, что идентифицировали наши специалисты (чисто ИМХО).
Вернулись к обвинению. Причина не отпускать - техника, изьятая из дома Тимохина, до конца не проверена.
Тут взял слово подозреваемый:
- У меня изьяли два жестких диска. Их можно проверить за два дня. А я уже больше месяца в СИЗО. Почему?
К слову, Тимохин почти половину заседания просидел с поднятой рукой, как школьник, прося слова. Но ему его давали раза три за все время заседания...
Размер залога (168 000 000 грн), по словам прокурора, таков, чтоб компенсировать размер убытков от деятельности Avalanche.
Адвокат ответил тем, что у семьи Тимохиных при аресте было изьято целых 6200 (прописью - шесть тысяч двести) долларов США накоплений, что никак не соответствует размеру залога. Плюс жена с ребенком на содержании, плюс родители-пенсионеры, которые при всем своем желании не смогут обеспечить такой огромный залог. Ну и дополнительно, согласно законодательству Украины, классификация тяжести такого преступления (совершенного на территории иностранного государства) определяется по сроку максимального заключения по законам того же иностранного государства. Другими словами, у нас срок до 12 лет дают за особо тяжкие преступления, а срок до 10 - за тяжкие. У немцев за такое преступление дают до 10 лет. То есть, по нашему же законодательству, максимальный размер залога - до 80 минимальных зарплат.
Прокурор начала нервничать. Настаивает на ходатайстве прокуратуры (арест на 60 дней).
Тимохин готов на любое сотрудничество со следствием, говорит, что об хакерской группе Avalanche узнал 2 декабря прошлого года, уже в СИЗО, когда ему впервые предьявили, за что арестовали (напомню, арест участников группы Avalanche состоялся 30 ноября), что с ними его связывает только совпадение ника с одним из хакеров.
В общем, судья, выслушав аргументы и клопотання сторін, удалилась в зал заседаний.
Ждем-с:
На перекуре решил спросить у адвоката, а что все-таки ответили немцы?
- Та то же самое, что и накануне, только не на 200 листах, а на 100. Нового НИ-ЧЕ-ГО.
Впрочем, косвенно это же и подтвердила прокурор, когда не смогла добавить ничего к материалам дела.
И вот, судья вернулась.
Вердикт - удовлетворить ходатайство прокуратуры, и продлить срок ареста на 60 дней, до 6 марта. С возможной заменой ареста залогом в размере 1000 минимальных зарплат (3 200 000 - прописью, три миллиона двести тысяч грн. 00 коп.)
Выводы?
А какие выводы? Ваши доказательства - не доказательства. Так решили сверху. Будет сидеть, а нам его вытаскивать...