Христианство в Китае

Apr 23, 2013 11:45



http://www.wdl.org/ru/item/369/zoom/#group=1&page=1&zoom=21.5311004784689¢erX=0.4685277560838873¢erY=0.22202453200966715
Изображенный на карте крест оказался Нестирианством

http://magazeta.com/2010/08/nestorianstvo-v-kitae/


Трудно представить, но история распространения христианской религии в Китае началась еще в 7 веке н.э. В годы расцвета число исповедующих несторианство в Китае достигало тридцати тысяч человек1. Но в какой-то момент несторианское прошлое Китая словно растворилось, лишь редкие археологические находки и упоминания в китайских и среднеазиатских текстах напоминают о существовании этого учения в Китае.

Несторианство, христологическое учение, было осуждено на византийском Эфесском соборе как ересь в 431 году. Об основных отличиях несторианства от других христологических учений проще прочитать в Википедии. Будучи гонимыми в Византии, большая часть несториан ушла в Персию, где присоединилась к Церкви Востока. Она обособилась от основного христианского мира. В настоящее время единственной христианской церковью, исповедующей данную христологию, является Ассирийская церковь Востока, а последователи несторианства проживают в Индии, Иране, Ираке и Сирии.

В свое время несторианство стало одной из важнейших религий на всём протяжении Шелкового пути2. Оно было широко распространено среди тюркских и монгольских народов Центральной Азии: кереитов, меркитов, найманов, уйгуров. Проникая в Китай и даже в Японию, несторианство стало самой распространенной (как по территории, так и по количеству верующих) формой христианства в конце первого тысячелетия нашей эры. Но несмотря на первоначальный успех, оно не закрепилось среди этих народов и в конечном счете остановило свое развитие на изначальном носителе - ассирийском этносе, лишь удержавшись среди некоторой части индийских христиан.
Китайские названия несторианства



Крест на лотосе - один из символов несторианства в Китае

Изначально в Китае несторианство именовалось как 波斯经教 (персидское учение). Однако уже в 745 году миссионеры обратились к императору Сюаньцзуну с просьбой о переименовании вероучения, так как термин 波斯经教 также использовался для других персидских религий, зороастризма и манихейства. Тогда несторианство было переименовано в 大秦教. Однако уже в тексте Несторианской стелы 781 года учение называется 景教. Оно же было более распространено и позднее при династии Юань. Кроме того, во время правления монгольской династии упоминается термин 也里可温教, который, вероятнее всего, в то время обозначал не просто христианскую религию, а именно несторианство3. Также в настоящее время несторианство называют 聂斯脱里派 (буквально транскрипция латинского названия). Несторианские монастыри часто именовали 大秦寺 или 十字寺 (уместно и для других христианских церквей).

Также интересно развитие наименования Бога в Китае. Изначально несторианцы использовали буддийский термин 佛陀. Позже в несторианских текстах стал использоваться 一神, а после - 阿罗汉4.
Первые несторианские миссионеры в Китае



несторианский епископ

Вполне вероятно, что первые несторианские священники оказались в Китае при династии Северная Вэй, в городе Лояне, еще в 6-м веке. Однако историю распространения несторианства в Китае принято отсчитывать с 635 года5, когда группа несторианских проповедников во главе с Alopen (阿罗本) прибыла в столицу танского Китая, город Чанъань (长安, современный Сиань). Alopen удостоился аудиенции у императора Тайцзуна (627 - 649). Вероучение произвело благоприятное впечатление на китайского императора, и тот позволил действовать ему в Поднебесной6. Разрешение на деятельность священников было выдано в 638 году, а в том же году по велению Тайцзуна на средства императорской казны в столицу был построен несторианский монастырь Дациньсы. В знак своего благоволения император сделал надпись собственноручно на стене монастыря. Alopen, по поручению императора, также трудился над переводами несторианских текстов на китайский язык для библиотеки. Позже, при императоре Гаоцзуне (649 - 683) Alopen был удостоен титула Хранителя царства и Властителя Великого закона.

При правлении императрицы У (690 - 705), несторианство попало в немилость, так как бывшая наложница танского императора была буддисткой, поэтому активно поддерживала распространение “своей религии”, ограничивая другие7. Однако уже при Сюаньцзуне (712 - 756) гонения прекратились. В 713 году император приказал восстанавливать разрушенные несторианские монастыри и храмы. А в 744 году император позволил священнику Abraham, епископу George (Chi-Ho) и пяти монахам провести церемонию причастия во дворце брата императора. Период с 712 по 781 год считается эпохой расцвета несторианской общины в Китае. Способствовали этому и арабские завоевания. Так как несториане неоднократно сопровождали арабские посольства в Китай, выступали посредниками в торговле между халифатом и Поднебесной. Кроме того, в число танской армии входило огромное количество наемников, в том числе и несториан.

Наиболее влиятельными людьми в истории танской несторианской общины были генерал Го Цзыи (郭子仪), Иссу и Цзинцзинь. Го Цзыи был главнокомандующим китайской армии и первым министром империи, которому танские императоры были обязаны восстановлением на троне. Он подавил восстание Ань Ши, а при императоре Тайцзуне (762 - 779) спас страну от вторжения тибетских племен. Го Цзыи выступал в роли благодетеля и защитника несториан. Он жертвовал большие суммы на восстановление и строительство церквей, раздавал милостыню монахам и священникам, участвовал в диспутах с несторианскими богословами. Также среди сподвижников генерала Го Цзыи был и Иссу (Yazdbazed, 伊斯), сын несторианского священника из Балкха (территория современного северного Афганистана). Каждый год он собирал монахов из четырех монастырей для службы и медитации. Третьим несторианским лидером был священник Адам (или Цзинцзинь). Он обладал настолько глубокими знаниями в китайской литературе и филологии, что был приглашен буддистскими миссионерами для перевода религиозных книг на китайский язык.

В 840 году к власти приходит император Уцзун, ревностный даос. Уже 845 году он издает указ о прекращении существования храмов еретических сект и возвращении их священников к мирской жизни. Однако через год император умер, но новый Сын Неба сменил гнев на милость только по отношению к буддизму. В последующее столетия еще встречались упоминания о несторианских священниках в Китае, но на несколько столетий они вышли из активной религиозной жизни Поднебесной.

В настоящее время существует достаточно активная дискуссия о степени проникновения несторианства в китайское общество. Но вероятнее всего, несмотря на свое вполне успешное начало, несторианство не могло рассчитывать на реальный успех: буддизм и даосизм на тот момент имели уже более крепкие позиции в Китае. Хотя на китайский язык было переведено несколько несторианских текстов, но в церковной жизни больше использовался сирийский язык. Кроме того, развитие несторианства в Китае в огромное степени зависело от личного отношения императора.
Несторианство при монголах



границы Монгольской империи

Следующий этап развития несторианства в Китае пришелся на династию Юань. Несторианство, как уже упоминалось ранее, было распространено среди тюркских и монгольских племен. Женой Чингисхана стала кереитская принцесса, которая к тому же оказалась несторианкой. Ее сестра Сорхахтани стала старшей женой сына Чингисхана, хана Толуя, и матерью Хубилая, основателя династии Юань в Китае8.

В 1260 году Хубилай перенес столицу Китая в Ханбалык (Пекин), также в числе его придворных в столицу прибыло огромное число несторианских врачей, ремесленников и советников. При династии Юань роль несторианства выросла, так Пекин был назначен митрополией несторианской церкви в Китае. Кроме того можно отметить значительную роль, которую играли несторианцы в жизни Китая. Так несторианец по имени Mar Sergius был назначен губернатором города Цзинцзян (京江, современный город 镇江 в провинции Цзянсу). Другой несторианец Ai-se был придворным астрономом и возглавлял Академию Ханьлинь. Два выдающихся писателя юаньской династии, Ма Цзучан и Чжао Шиянь, были из семей, где исповедовали несторианство еще до восхождения Чингисхана9.

Так, Марко Поло, оказавшись в Китае, обнаружил несторианские храмы и монастыри в Ганьчжоу (赣州), Erguiul10, Sinju и Kalachan (вероятно Ningxia), в городах Ганьсу, а также в Tenduc (современная Внутренняя Монголия), Khanbaliq (Пекин), Yachi (в провинции Юньнань), Ho-kien-fu, Pao-ying, Chinkiang (京江) и Kinsai (современный 杭州). В период с 1289 по 1320 в Китае насчитывалось 72 несторианских храма11. Так монголы все больше укрепляли свое влияние в Персии и пытались наладить дипломатические контакты с западными странами. В рамках дипломатической миссии в Европу, в Иерусалим отправились два несторианских монаха Rabban Sauma и Markos. Их путешествие из Пекина прошло через Ганьсу, Кашгар, Иран и закончилось в Азербайджане, где в то время располагался патриарх. Прибыв туда в 1279 году, они узнали, что дорога до Иерусалима небезопасна и решили остаться под протекцией монголов. После, Marcos был назначен митрополитом в Китае. После установления Минской династии история несторианства в Китае прекратилась.
Расположение несторианских церквей в Китае

Митрополии:
Сиань (Hsi-an-fu) 8 век
Пекин (Khanbalik) 1248 г.
Тибет (Tangut) 781 г.

Епархии:
Ганьчжоу (Kan-chou) 赣州 (江西)
Нинся (Ning-hsia) 宁夏
Тайюань (Ta-t'ung) 太原 13 век
Янчжоу (Yang-chou)  扬州 13-14 вв.

Другие церкви:
Chen-chiang (Shanghai)
Ch'eng-tu (Chengdu)
Ch'uan-chou (Quanzhou) 8 и 13 века
Hang-chou (Hangzhou)
Hsi-ning (Xining)
Kuang-chou (Guangzhou)
Tun-huang (Dunhuang)
Свидетельства присутствия несториан в Китае

  1. Изучение несторианства в Китае началось с обнаружения в 1625 году Несторианской стелы (大秦景教流行中國碑) в Сиане. Она была установлена в 781 году. На сирийском и китайском языках рассказывается о миссионерской деятельности несториан в Китае12. Текст был подготовлен монахом Адамом (景淨). По мнению профессора P. Y. Saeki, текст можно разделить на три части, в зависимости от авторства и даты создания. Первая часть относится к началу 7-го века и была написана Alopen, вторая - епископом Кириаком в начале 8-го века, а третья - монахом Адамом в конце 8-го века. В настоящее время стела хранится в музее «Лес стел» в Сиане.



    Несторианская стела в Сиане
  2. Несторианский столб в Лояне был обнаружен в 2006 году. Столб был воздвигнут в 814-815 годах. Он украшен изображениями ангелов и крестов. Надписи на столбе включают “Учение о происхождении несторианства” (大秦景教宜元至本经), более полные, чем обнаруженные в Дуньхуане в начале 20-го века13.
  3. Несторианские сутры были обнаружены в гротах Могао в Дуньхуане в 1908 году. Их относят к эпохе Тан. В свое время их находка подтвердила появление несторианства в Китае в 7 веке, так как ранее Несторианская стела считалась подделкой иезуитских миссионеров.



    Гроты Могао, Дуньхуан
  4. Дациньская пагода (大秦塔) была построена несторианцами в 640 году в Сиане. С эпохи Северной Сун в пагоде располагался буддийский храм. В 1556 году она была практически разрушена во время землетрясения. И ее снова “обнаружили” лишь в 1998 году. В 1999 году пагода была восстановлена, а рядом установили копию Несторианской стелы.



    Дациньская пагода
  5. Несторианские храмы в Цюаньчжоу
    Первые свидетельства присутствия в Цюаньчжоу несториан были обнаружены католическими миссионерами в 17-м веке. Они заметили, что некоторые надгробные камни, средневековые стены и сады камней были украшены несторианским символом, крестом на цветке лотоса14.



    Надгробный камень с лотосом и крестом, 1940 г., фото У Вэньляна

    Также было обнаружено надгробие с изображением четырехкрылого ангела. Лучшая фотография была сделана в 1927 году Gustave Ecke: он обнаружил это хорошо сохранившееся надгробие в одном из даосских монастырей в Цюаньчжоу.



    Надгробие с изображением четырехкрылого ангела, фото Ecke

    Практически все найденные в Цюаньчжоу артефакты относятся к эпохе династии Юань. Многие из них были утеряны или уничтожены во время строительства железной дороги в 20-м веке и во время войны с Японией. Некоторые артефакты удалось сохранить местному учителю и коллекционеру антиквариата У Вэньляну. Однако он стал в 1969 году жертвой Культурной революции. В настоящее время все находки хранятся в Epigraphical Gallery of the Quanzhou Museum of the History of Maritime Contacts, а дело У Вэньляна продолжил его сын У Юйсюн.

    Большую часть христианской общины в Цюаньчжоу в то время составляли иммигранты из Средней Азии, которых монгольские ханы приглашали на чиновничьи должности, так как Цюаньчжоу был одним из крупнейших и важнейших портов в Поднебесной. Большинство надписей выполнено с использованием монгольского квадратного письма, которое было единым для всех народов, подчиняющимся юаньской династии.



    Надгробие с надписями на китайском и монгольском квадратном письме

    Также множество надписей было выполнено с использованием сирийского письма, который представлял собою смесь сирийского и древнетюркского.



    Надгробие с надписями на смеси сирийского и древнетюркского языков

    Кроме того, находили надписи и на китайском языке.



    Христианское надгробие с надписью на китайском языке

    В 1946 году была найдена плита с барельефом, изображающим двух ангелов с крестом на цветке лотоса. Что удивительно, одеяния ангелов выполнены в соответствии с традицией буддийской иконографии. Также стоит обратить внимание и на форму плечиков, она напоминает так называемые “cloud shoulders”, которые были декоративным украшением женского туалета при монгольском дворе.



    Барельеф с изображением ангелов с "cloud shoulders"

  1. The Church of the East by Mark Dickens []
  2. Religions of the Silk Road by Richard Foltz []
  3. On the Christians in Jiangnan during the Yuan Dynasty according to the Gazetteer of Zhenjiang of the Zhishun period 1329-1332 []
  4. Strange Names of God by Sangkeun Kim []
  5. Encounters between Chinese culture and Christianity []
  6. К истории распространения несторианства в Китае, Сергей Сальников []
  7. Nestorian Christianity in the Tang Dynasty []
  8. The Church of the East by Mark Dickens []
  9. A study of the history of Nestorian Christianity in China and its literature in Chinese by Li Tang []
  10. The Travels of Marco Polo/Book 1/Chapter 57 []
  11. http://www.nestorian.org/seventh_century_church.html []
  12. Encounters between Chinese culture and Christianity []
  13. Hidden treasures and intercultural encounters []
  14. http://www.anchist.mq.edu.au/doccentre/Zayton.htm []

Тартария

Previous post Next post
Up