Умирающий лебедь ожил в балетной школе. Дата публикации 26.08.2013
Некоторым профессиям нужно учиться с раннего детства. Например, чтобы стать балериной, нужно… Впрочем, дадим лучше слово артистке балета Ольге ЕВСЕЕВОЙ…
- Что вас привело в балет?
- Это интересная история. Я занималась фигурным катанием. И очень его не любила. Может, потому, что мама заставляла. И однажды тренер по хореографии (занятия по хореографии тоже есть в фигурном катании), разозлившись на меня, сказала: «Ты как умирающий лебедь!» Мне стало интересно: а что это такое? Мама объяснила, что в балете есть такой номер. Я говорю: «Значит, я балерина?» И после года подготовки, в 10 лет я поступила в хореографическое училище.
- Мама была не против?
- Она сама когда-то мечтала стать балериной.
- Большая нагрузка была в училище?
- Большая. Помимо общеобразовательных предметов ежедневно двухчасовое занятие по хореографии и двух-трехчасовая танцевальная практика.
- Все учащиеся видели себя артистами балета?
- Конечно. Преподаватель была жесткой, как это часто бывает в балете, но желания стать балеринами ни у кого не отбила.
- Все стали балеринами? [развернуть текст] - Да. В крайнем случае, из классического балета перешли в другие виды танцев. Почти все остались в Воронеже. Ну, а я всегда стремилась в большой город. За полгода до экзаменов я приехала в Москву, показалась в одной частной труппе. И сразу после выпуска поехала туда работать.
- Мечтали о славе?
- Я знала, что не буду ведущей танцовщицей, то есть не буду исполнять такие партии, как Одетта в «Лебедином озере» или Машенька в «Щелкунчике»… Об этом мне еще с детства постоянно говорил мой педагог. Но быть солисткой я хотела. Отчасти это удалось - танцевала небольшие характерные партии.
- Взрослая театральная жизнь чем-то удивила?
- Да, удивила - уже в училище в старших классах начались какие-то нашептывания, интриги, зависть… Но я думала, что в Москве все будет по-другому. Оказалось, что балетный мир везде полон неприятных закулисных игр.
- Эти игры затеваются из-за свойств характера или чтобы получить партию?
- И так, и так.
- И режиссеры на это ведутся?
- Они ведутся немножко на другое. Но я не очень хочу об этом рассказывать - неприлично.
- Речь идет об интимных связях?
- Да. Но я такими вещами никогда не занималась. Потому что это аморально.
- Но не все же режиссеры такие?
- Конечно, нет. Есть много честных режиссеров и директоров. И замечательных балерин, которые пробились исключительно благодаря своему таланту.
- Да, наверное, и способность идти к цели обходными путями, в том числе аморальными, тоже профессиональный талант не исключает…
- Конечно. Вот, к примеру, девочку из кордебалета не поставят на ведущую партию ни при каких условиях и обстоятельствах.
- Ну а кроме работы чем живут артисты?
- Это было еще одно из моих разочарований. Я считала, что артисты искусства все такие возвышенные, что с ними можно говорить об искусстве… Оказалось, что в этом смысле сложно найти единомышленников. Многим кроме алкоголя и прочих примитивных радостей ничего не интересно. Я не про всех, конечно, говорю…
- Вы можете признаться, сколько вам лет?
- Будет 25.
- А до какого возраста можно танцевать?
- Лет до 35. Но сейчас пошла такая тенденция, что многие уходят рано. Кто-то из-за травм. Кто-то находит себе другое занятие. Потому что артист балета - не прибыльная профессия.
- Какая зарплата у танцоров?
- Если это обычный государственный театр - около 15 тысяч. В государственном театре, у которого есть грант, - около 30 тысяч. В частных труппах, которые в Москве только репетируют, хорошие заработки за счет постоянных заграничных гастролей. Поэтому в них обычно работают молодые артисты, у которых еще нет детей.
- Зарплата зависит от количества и качества выступлений?
- В государственных театрах разница в зарплатах между рядовыми артистами и ведущими всего тысяч в пять. В частных все справедливо: что станцевал, то и получил. Но еще надо сказать, что практически все артисты подрабатывают - на корпоративах, праздниках, флешмобах, фотосессиях в балетных костюмах, даже на свадьбах. Причем эти подработки нередко организуются самими театрами.
- Что вы на них обычно делаете?
- Танцуем номера из классической программы. Например, на Дне города можно успеть выступить на нескольких площадках. И за день заработать 5-7 тысяч.
- Как выглядит рабочий день артиста в самом театре?
- Например, в частной труппе он выглядит так. Когда мы в Москве, рабочий день с 11 до 15-16 часов. Он включает в себя часовое занятие в классе и репетиции постановок - сольные и совместные.
Когда мы за границей, в театр приходим только в 15-16 часов. Потом опять же часовое занятие в классе. И небольшая так называемая разводная репетиция на час-полтора. Нас разводят по сцене, чтобы мы сориентировались по пространству - кто где должен стоять, как и куда перемещаться. Ведь сцены очень разные.
Затем час мы сами гримируемся, делаем прическу, разогреваемся, надеваем костюмы. Затем 3 часа спектакль. Начинается он вечером, в 19-20 часов. Если позже (в южных странах - Италии, Испании), то и в театр мы приходим позже.
После спектакля мы складываемся, снимаем грим и едем в отель или сразу в другой город. На гастролях каждый день спектакль.
- Много ли вы гастролируете?
- Семь-восемь месяцев в году. Гастроли по длительности разные - месяц, два месяца…
- После гастролей отдыхаете?
- Это зависит от того, когда следующие. Если уже через две недели, сразу приступаем к репетициям.
- Вы так и работаете в той частной труппе?
- Нет, я сменила несколько театров. Устаешь, когда все по кругу. А новый театр - непременно новые партии, новые люди, новая обстановка. Но сейчас я вообще хочу закончить танцевать.
- Разочаровались?
- Нет. Я очень счастлива, что не осталась в Воронеже. У московских педагогов я научилась тому, чему не научилась бы в родном городе. Я счастлива, что танцевала, видела множество стран, но… я попробовала преподавать хореографию, и мне очень понравилось. Да и травма спины дает о себе знать.
- Травмы для балерин - обычное дело?
- Да. Скорее, даже не травмы, а ситуации, когда у тебя постоянно что-то болит. И с каждым годом все больше. Сейчас у меня балетной нагрузки нет, и боль ушла. Но если я прогнусь, снова ее почувствую. А в обычной жизни спина меня не беспокоит.