Несколько недель назад, в одном из постов товарища
ttpark, наткнулся на ряд важных вопросов, по поводу которых хотелось бы немного порассуждать.
Цитата:
"Главная же проблема: почему люди уходят в виртуальное пространство? Они не видят путей самореализации в жизни и потому уходят в виртуальное пространство с головой? Ведь если жизнь богата важными событиями, впечатлениями и делами, то для чего уходить в виртуальную реальность? Или просто человек не хочет прилагать усилия для того, чтобы сделать свою жизнь значимой и потому переключается на суррогат в виде виртуальной реальности?
Для меня этот вопрос пока остаётся открытым."
Я бы выделил несколько причин, по которым люди с головой погружаются в виртуальную реальность, полностью или частично отказываясь от настоящей реальности.
Сразу оговорюсь, что это просто модель, в реальности причины практически всегда комплексные, они являются тем или иным сочетанием описанных ниже.
Условно можно разделить все причины ухода с головой в виртуальную реальность на две группы.
1. Человек идет в виртуальный мир ЗА чем-то.
При этом в реальном мире человек не может это получить, либо получение этого связано со значительными усилиями, риском, страхами и т.п.
2. Человек уходит в виртуальный мир ОТ чего-то.
Группы эти условные, поэтому ниженаписанное может быть отнесено в обе.
Итак, почему же люди уходят с головой в виртуальное пространство?
Поиск путей самореализации.
Человек, который по тем или иным причинам не может добиться чего-то значимого в реальной жизни, не может себя реализовать в чем-то важном и нужном, пытается компенсировать это виртуальными достижениями. Естественно, это всего лишь суррогат, подделка. Никакие виртуальные победы не сравняться с победами и достижениями в реальности.
То же касается и нахождения своего места в социальной структуре общества. Виртуальная реальность и тут может помочь, предложив некий заменитель.
Поиск ярких необычных ощущений, которые человек не может получить в своей реальной жизни. Космические полеты, скачки на динозаврах и пр. На первый взгляд может показаться, что в этом аспекте реальность не выдерживает конкуренции, ей нечего противопоставить. Но это не так. Ощущения и эмоции, полученные в реальности, при прочих равных условиях все равно сильнее и ярче, чем виртуальные.
Также существенную роль играет то, что виртуальный мир безопасен, ты там ничем не рискуешь. А значит, позволяет "пожить" без своих страхов и комплексов, которые неотступно сопровождают человека в реальном мире, то есть получить иллюзию свободы. Это не только игр касается, а вообще, виртуальной среды, виртуального общения. И это, возможно, один из самых существенных факторов, привлекающих массово людей в виртуал. В итоге, даря иллюзию свободы, виртуальные миры приводят к отрицательному эффекту, потому что если сильно увлекаться виртуальной "жизнью", то страхи перед реальной будут только усиливаться, что еще сильнее будет привлекать в виртуальную. И т.д. Замкнутый круг.
Как следствие из этого можно рассмотреть пример с виртуальным общением. Человек замкнутый, стеснительный, робкий может испытывать проблемы с общением с людьми. Виртуальное общение обладает рядом особенностей, существенно отличающих его от живого общения. Например, легкость установления контакта и анонимность компенсируются поверхностностью. Живое общение при этом однозначно выигрывает по ощущениям.
Еще один фактор, привлекающий в виртуальное пространство, - это бегство от реальности. (Он частично пересекается с вышеназванными). Если человек в окружающем его реальном мире чувствует себя некомфортно, он несчастлив, реальность вокруг для него тяжела, неприятна, ужасна или просто скучна, он старается сбежать от нее в виртуальный мир, более комфортный, яркий, дружественный и привлекательный. Как отмечалось выше, привычка к уходу от реальности может быть и приносит временное облегчение и отдых от текущих проблем, но сами эти проблемы уход в виртуал не решает, а зачастую еще и усугубляет. Поэтому бегство от реальности - плохой выход.
И последний фактор - это банальное убийство времени. Не вследствие каких-то психологических проблем или сложностей в жизни, а от скуки и лени. Как правило, время при этом расходуется на всякие очень простые, но тем не менее очень затягивающие игры. Или на бесцельное скольжение по сети.
А мысли о том, что с этим уходом в виртуал делать, и надо ли вообще что-то делать, я оставлю для
следующей заметки.
До встречи в СССР!