Оригинал взят у
a_dyukov в
Что финны знали? Финляндия и уничтожение нацистами евреев kommari перевел с финского первую главу вышедшей в 2013 году книги "Гости Третьего Рейха. Финляндия в сфере влияния гитлеровской Германии 1933-1944″ (Kolmannen valtakunnan vieraat. Suomi Hitlerin Saksan vaikutuspiirissä 1933-1944) историков Маркку Йокисипиля и Йанне Кёнёна.
Тема участия Финляндии в последней мировой войне на стороне нацистов является одной из больных точек финской истории и финского самосознания, которая никак не уходит из фокуса внимания историков и, в связи с этим, политиков.
Официальная точка зрения простая: наша совесть чиста. Немцы повинны в Холокосте, русские в насильственном навязывании коммунизма странам Восточной Европы, на совести англосаксов Дрезден и Хиросима, у французов синдром Виши, шведы делали деньги на выгодной торговле с Третьим рейхом, и вообще вся Европа равнодушно смотрела на убийство евреев. И только финнам не в чем себя упрекнуть. Как сказал в 1995 году в День ветеранов президент Мартти Ахтисаари: «Финляндия единственная страна континентальной Европы, щит которой был незапятнан, которой нечего скрывать, которой нечего стыдиться, но зато у которой есть многое, о чем с гордостью можно вспоминать». В 2008 году тогдашний премьер-министр Пааво Липпонен обратился к этой теме, заявив, что финская политика в годы войны отвечала международным стандартам и обвинил западные страны в том, что они повернулись спиной к евреям, которых преследовали.
Это правда - Финляндия была единственной страной, сражавшейся на стороне Германии, в которой вовсе не было преследований и дискриминации евреев. Есть - и они официально признаны - два случая, которые легли пятном на репутацию финнов: выдача осенью 1942 года 8 еврейских беженцев Германии и передача ей 47 советских евреев в числе других переданных советских военнопленных. Тем не менее, финны подчеркивают, что их передача не была связана с антисемитизмом. Финны даже напоминают, что немецкий посол в Финляндии Блюхер неоднократно предупреждал свое руководство в Берлине, что финнам нельзя навязывать немецкое антиеврейское видение мира, чтобы не вызвать отчуждение со стороны финского союзника.
Даже современные финские авторы (как, например, Вилле Кивимяки (Ville Kivimäki)), которые поставили под сомнение долгие годы доминировавшую концепцию о том, что Финляндия вела отдельную от Германии войну в 1941-44 гг., подчеркивают, что вопрос уничтожения европейских евреев, имеющий центральное значение в общеевропейской истории, отделяет Финляндию от других стран.
Финны считают, что их сотрудничество с Германией носило исключительно военный характер: сначала попытка нанести поражение СССР, затем попытка выстоять под его ударами, немцы же осуществляли свои преступления в тайне и в Финляндии о них не знали. Это и является господствующим представлением в финской историографии.
Однако некоторые задают вопрос, используя старую финскую поговорку: можно ли с чертом объединиться против дьявола и при этом не испачкать свои руки?
Далее
здесь.