Симулякр сопротивления

Nov 21, 2013 23:20

Автор статьи - Максим Вдовин.



Хочу сделать небольшую ремарку - первая статья была вводной, заявкой о том, что я хочу разобрать. Детальный разбор начнется с этой статьи. Приветствую комментарии в ВК.

В этой статье я разберу сопротивление системе. Именно той системе, которая расчеловечивает общество, делая из него стадо. Начнем с самого начала, а именно с американского и западноевропейского общества середины 50-х годов.



Одним из ярчайших психоаналитиков Западного мира является Эрик Фромм. В своей книге  «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия.

Позже, именно Фромм свой книгой «Быть или иметь» вводит понятие «Общество потребления».

Потребление - это одна из форм обладания, и возможно, в современных развитых индустриальных обществах наиболее важная. Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, поскольку то, чем человек обладает, не может быть у него отобрано; но, с другой стороны, оно вынуждает его потреблять все больше и больше, так как всякое потребление вскоре перестает приносить удовлетворение. Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

В Западном мире гедонизм начинает становиться целью жизни. Строится этот проект по двум причинам:

1.     Неизбежный кризис капитализма и его стремительное обрушение в связи с кризисом перепроизводства. Поэтому обществу начинают внушать идею «Вечной покупки» и потенциальной нехватки вещей, которые в принципе ему не нужны. Делалось эта искусственно, за счет подконтрольной моды (Коко Шанель была напрямую связана с нацистской элитой,  продолжив свою работу после уничтожение Третьего рейха уже с ЦРУ (читайте Хэла Вогана, сотрудника ЦРУ в отставке)). Торстейн Веблен в книге «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект Веблена». Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого «праздного класса», находящегося на вершине социальной пирамиды. Черта, указывающая на принадлежность этому классу - крупная собственность. И если демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.

2.     Увода общества от социально-политического протеста, выжигание из Западного общества идеи Советского проекта, которая в послевоенные годы имел огромную популярность среди населения.

Нынешний потребитель, покупая все новые и новые знаки отличия и надуманной нужности, тем самым пытается себя приблизить к приходу Великого блага, при наступление которого придет эпоха Блаженства. Потребитель накапливает знаки счастья, раскладывает их по полочкам и ждет прихода этого счастья. Эта безумная надежда, которой не суждено сбыться, питает западного человека, мотивируя его работать по принципу step by step. И если в начале речь шла о всеобщем благе, то в короткие сроки скрои общество раскололи на «успешное меньшинство» и «неуспешное большинство». Акцент сместился с «потребления вообще» на «доступное потребление»



По этим причинам западный человек никогда не бросит работу, которую он глубоко презирает, но приносит ему высокий доход. Не веря в возможность реализовать свои творческие способности в позитивной для него сфере деятельности, человек общества потребления верит в неуклонную силу денег и лелеет надежду с помощью них реализовать свое призвание
Ситуацию социального возмущения того времени отлично показал Лифшиц в стихотворение «Квадраты»

И всё же порядок вещей нелеп.
Люди, плавящие металл,
ткущие ткани, пекущие хлеб, -
кто-то бессовестно вас обокрал.

Не только ваш труд, любовь, досуг -
украли пытливость открытых глаз;
набором истин кормя из рук,
уменье мыслить украли у вас.

На каждый вопрос вручили ответ.
Всё видя, не видите вы ни зги.
Стали матрицами газет
ваши безропотные мозги.

Вручили ответ на каждый вопрос...
Одетых и серенько и пестро,
утром и вечером, как пылесос,
вас засасывает метро.

Вот вы идёте густой икрой,
все, как один, на один покрой,
люди, умеющие обувать,
люди, умеющие добывать.

А вот идут за рядом ряд -
ать - ать - ать - ать, -
пока ещё только на парад,
люди, умеющие убивать...

Но вот однажды, средь мелких дел,
тебе дающих подножный корм,
решил ты вырваться за предел
осточертевших квадратных форм.

Ты взбунтовался. Кричишь: - Крадут!.. -
Ты не желаешь себя отдать.
И тут сначала к тебе придут
люди, умеющие убеждать.

Будут значительны их слова,
будут возвышены и добры.
Они докажут, как дважды два,
что нельзя выходить из этой игры.
И ты раскаешься, бедный брат.
Заблудший брат, ты будешь прощён.
Под песнопения в свой квадрат
ты будешь бережно возвращён.

А если упорствовать станешь ты:
- Не дамся!.. Прежнему не бывать!..
Неслышно явятся из темноты
люди, умеющие убивать.

Ты будешь, как хину, глотать тоску,
и на квадраты, словно во сне,
будет расчерчен синий лоскут
чёрной решёткой в твоём окне.

Подавление протеста лишь усугубляло обстановку. Это было соизмеримо с тем, что тушить огонь бензином. Поэтому, была введена новая схема контроля за протестом




Ральф Эпперсон писал об этой ситуации так - Молодежь верит, что бунтует против Истеблишмента. А Истеблишмент владеет и управляет радио- и телевизионными станциями, массовыми журналами и компании звукозаписи, которые превратили рок-музыку и ее исполнителей в могущественную силу американской жизни

Самым громким и масштабным контркультурным проектом был проект «Битлз» за авторством Теодор Адорно, немецкого философа, представителя франкфуртской школы, был тесно связан с Агентством Национальной Безопасности. Адорно занимался подготовкой текстов для группы, оперираясь на музыкальную теорию Розенкрейцера, известного оккультного ученого конца 19-ого века (читайте Джона Колемана, сотрудника британской разведки и коллеги Адорно, также упоминания о поддержке «Старшим братом» имеются в интервью самого Джона Ленона (Джон Леннон на гастролях в ФРГ в 1962 г. сказал тогдашнему менеджеру группы Тони Шеридану: «Я знаю, успех «Beatles» будет огромным, как ни у одной группы до нас. Я знаю это точно, потому что ради этого я продал душу дьяволу»,  «Христианство сойдет со сцены. Оно пойдет на убыль и исчезнет. В нас верят больше, чем во Христа, и я не знаю, что исчезнет первым: рок-н-ролл или христианство»))
Сам Адорно писал о роли современной музыки следующее: «Нельзя сказать, что в ней находит прямое выражение шизофрения, но на музыке лежит отпечаток стиля, подобного стилю душевно больного. Индивид - сам причина собственного разрушения … Он мечтает о чудодейственном исполнении обещанного, но в рамках повседневной реальности … Ее задачей является актуализация шизофренических наклонностей через сферу эстетического. И если этого удастся добиться, то можно утвердить безумие на месте подлинного здоровья»..
Феномен «Битлз» не был спонтанным молодежным бунтом против старой социальной системы. Это был тщательно разработанный план ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения, сознание которой планировалось изменить против ее воли, дабы начать «мозговую перестройку»

Вместе с Битлз пришла волна наркотиков. Сейчас можно с уверенностью говорить, что одной из главных целей и было «посадить на иглу» молодежный протест. В это время один из химиков швейцарской фармацевтической компанией «Sandoz» открыл синтез эрготамина - одного из мощнейших изменяющих сознание наркотиков. Это была лизергиновая кислота, более известная как ЛСД. Новый «чудо-наркотик» стал быстро распространяться в «пробных» упаковках, бесплатно раздаваемых в колледжах и на рок-концертах по всей территории США (спецоперация ЦРУ «МК-Ультра»). ЛСД приобщил американскую молодежь и к другим наркотикам. Несмотря на очевидный рост распространения наркотиков, Управление по борьбе с наркотиками США не вмешивалось в ситуацию. Старшее поколение, разумеется, возмутилось. Но весь свой гнев обратило не на источник распространения наркотического зла, а на последствия наркомании. Обвиняли молодежь, родителей, правоохранительные органы, но только не тех, кто это все устроил.  Одна из причин такого охотного общественного отклика нарковолны 60-ых годов в США была крайне сильная нехватка в обществе счастье и цели, что и начало подменяться иллюзией. Люди, потерявшие доверие к культурным нормам модерна, начали протестовать против него, убивая сами себя наркотиками.

После оглушительного успеха проекта «Битлз», в Англии начинают одна за другой возникать рок-группы, успех которых предопределен. Вместе с новыми группами возникают новые музыкальные направления, которые позже перерастут в субкультуры. Но почти все направление тех лет представляли из себя «протест против системы», в который кроме анархизма и наркотиков, включалось деконструирование морали и человеческих принципов. Так, например, известнейший рок певец Оззи Озборн во время одного из своих концертов, войдя в состояние неистовства, на глазах у публики разорвал зубами живую птицу. Музыканты рок группы “KISS” неоднократно во время своих выступлений крушили аппаратуру, ломали инструменты, демонстрировали зрителям свои половые органы. Элис Купер швырял в зал змей, часто в ритуальных целях симулировал смертную казнь через повешение, играл котлом наполненным кровью животного, кишками и потрохами, бросал их в аудиторию без предупреждения.
Группы не скрывали своей принадлежности к оккультизму, связями с различными сектами как «Храм Сета» (на посту руководителя сатанинской секты “Храм Сета”, которая откололась от “церкви сатаны”, стоит предводитель неонацистов и сатанист Майкл Акино. В течение 60-х и 70-х годов он был офицером, занимавшимся психологическими военными действиями в вооруженных силах США, и одновременно автором, философом и историком “церкви сатаны”. В 1981 году подполковник Акино исполнял обязанности - с допуском к материалам высшей степени секретности - европейского советника при американском генеральном штабе. Тот же самый Акино провел сатанинскую церемонию в замке Вевельсбург в Германии, где некогда фюрер СС Генрих Гиммлер организовал место для проведения черной мессы.) Этих связей не скрывали Rolling Stones и Kiss.

Итог: сопротивление системе на Западе было благополучно оседлано по принципу показанных мною системе "Квадратов". Сопротивление стало становиться контркультурным движением, которое кроме как псевдопротеста не предложило никакую новую идею. Сейчас данный процесс сильно изменился, т.к. по прошествии 30 лет субкультур стало больше, но старые либо умерли, либо регрессировали окончательно. Новые же, в свою очередь, стали протестовать против всего на свете, кроме самой античеловеческой системы. Причины те же, но к ним добавились и новые "направляющие". Об этой в следующих статьях.



США, Европа, Музыка, война, демократия, Вопросы теории

Previous post Next post
Up