Oct 02, 2013 10:29
СЕКРЕТНО 01 of 05 РИМ 000097
NOFORN
SIPDIS
DEPT FOR INR/I
E.O. 12958: DECL: 01/19/2019
МЕТКИ: PREL PGOV ENRG EPET RS IT
ТЕМА: ИТАЛЬЯНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РИМА
(C-RE8-02675)
REF: a) 08 STATE 134386 b) ROME 451
ЗАСЕКРЕЧЕНО: ПОСОЛ Ronald P. Spogli,согласно 1.4 (b), (d).
1. (U) Это совместная телеграмма секций по политическим и экономическим вопросам.
2. (C/NF) Аннотация. Отношения Италии с Россией являются сложными, включающими исторические идеологические симпатии, геостратегические соображения, коммерческое давление, энергетическую зависимость и личные отношения между лидерами. Комбинация этих факторов приводит к тому, что итальянская внешняя политика становится очень восприимчива к российским попыткам получить большее политическое влияние в ЕС и поддерживает стремление России ослабить интересы США в области безопасности в Европе. В отношениях с Россией энергетика становится самым важным вопросом, и желание обеспечить стабильные энергопоставки из России зачастую заставляет Италию идти на компромисс по политическим и экономическим вопросам. Не менее важным сопутствующим фактором является также желание премьер-министра Берлускони показать себя важным европейским игроком в сфере внешней политики, совершая при этом беспрецедентные шаги. Конец аннотации.
Корни Любви к России: Идеология со Стороны Левых, Долгосрочные Возможности на Рынке для Правых
3. (C/NF) До парламентских выборов 2008 года Итальянская коммунистическая партия и различные левые фракции постоянно присутствовали на итальянской политической сцены. В ходе Холодной войны члены итальянского коммунистического движения поддерживали тесные связи с Советским Союзом, другими коммунистическими странами и многими коммунистическими революционными движениями. В отличие от других коммунистических партий по всему миру, итальянское коммунистическое движение не отказалось от своего убеждения, что марксизм-ленинизм является жизнеспособной экономической альтернативой капитализму. Хотя многие европейские идеологи левого движения признают, что, за исключением авторитарного подхода к управлению, Россия при Путине мало чем напоминает коммунистические идеалы, этот факт не мешает итальянским коммунистам и прочим радикальным политикам левого толка открыто поддерживать Россию на основании идеологической солидарности. Это, вкупе с тем фактом, что средний возраст среди высокопоставленных итальянских политиков составляет 65-70 лет, не позволяет многим крайним левым в Италии отказаться от мировоззрения, сформировавшегося (и, очевидно, застывшего) в годы Холодной войны.
4. (C/NF) В эпоху Холодной войны итальянские деловые интересы зачастую расширяли границы допустимого в попытках получить доступ на советский рынок. После распада Советского Союза резкий рост доходов потребителей в России вызвал обширный спрос на высокотехнологичные товары и предметы роскоши из Италии. С 1998 по 2007 годы экспорт из Италии в Россию вырос на 230 процентов, с 2,7 млрд евро до 9,5 млрд евро. Многие из ведущих итальянских предпринимателей стали рассматривать Россию как безграничный рынок, который смог бы заменить потерю экспортной выручки от других регионов мира. Эти бизнесмены поддерживают тесные связи с выступающими за предпринимательские интересы и ориентированными на свободный рынок политиками правого толка, включая наиболее явного защитника итальянской бизнес-элиты премьер-министра Сильвио Берлускони.
Путин - Самая Влиятельная Фигура в Политике Италии в Отношении России
5. (C/NF) Хотя итальянские политические партии, министерство иностранных дел и компания ENI оказывают определенное влияние на итальянскую политику в отношении России, на данный момент самым важным фактором является личное внимание, которое Путин уделяет взаимоотношениям. По нашим подсчетам, Путин в последние годы провел больше двусторонних встреч с итальянскими премьерами, чем любой другой мировой лидер. Он был первым главой государства, кто встретился к Берлускони после выборов 2008 года, приехав на Сардинию для того чтобы встретиться с назначенным премьер-министром еще до того, когда тот вступил в должность. Берлускони считает Путина своим близким другом и продолжает иметь с ним дело больше, чем с любым другим лидером в мире. В ходе грузинского конфликта Берлускони говорил с Путиным ежедневно почти в течение недели. Основу этой дружбы трудно определить, но многие собеседники отмечали, что Берлускони считает, что Путин - коллега-магнат и верит Берлускони больше, чем любому другому европейскому лидеру. (Контакт в администрации премьер-министра сообщил, что частые встречи сопровождаются обменом щедрыми подарками). Берлускони восхищается мужественным, решительным и авторитарным стилем управления, которое, по мнению итальянского премьер-министра, совпадает с его собственным. Очевидно, с российской стороны Путин потратил много усилий для завоевания доверия Берлускони.
6. (S/NF) Контактные лица, как в оппозиционной правоцентристской Демократической партии, так и в партии самого Берлускони «Народ свободы», однако, намекали на более нечистоплотные связи. Они считают, что Берлускони и его близкие друзья получают значительную личную выгоду от многих энергетических сделок между Италией и Россией. Грузинский посол в Риме сообщил, что, по мнению правительства Грузии, Путин пообещал Берлускони определенный процент от любого трубопровода, который «Газпром» будет разрабатывать совместно с ENI. Когда бы мы ни поднимали вопрос о России и Путине с нашими контактами в партии Берлускони «Народ свободы», они направляли нас к Валентино Валентини, члену парламента и несколько теневой фигуре, который исполняет роль ключевого человека Берлускони по России, хотя и без собственного штата и даже секретаря. Валентини, который говорит по-русски и посещает Россию несколько раз в месяц, часто оказывается рядом с Берлускони во время его встреч с мировыми лидерами. Неясно, что он делает в ходе своих частых визитов в Россию, но ходят слухи, что присматривает за деловыми интересами Берлускони в России. Наши контактные лица в один голос говорят, что Валентини, бывший переводчик, владеющий несколькими языками, играет важную роль в определении Берлускони политики в отношении России, но политической фигурой не является.
7. (C/NF) Все наши собеседники - хххххххххххххх - сообщают, что Берлускони единолично определяет итальянскую политику в отношении России, не спрашивая и не принимая советов. Почти все неохотно возражают премьер-министру, особенно когда он показывает с себя с худшей стороны. В ноябре 2008 года, после катастрофической пресс-конференции, когда, помимо прочего, премьер-министр определил расширение НАТО, признание независимости Косово и систему противоракетной обороны как «провокации США» в отношении России, чиновники итальянского правительства использовали классический прием - уклонились от ответственности. В ответ на наши возражения министерство иностранных дел и сотрудники премьер-министра пугливо направили нас к самому премьер-министру вместо того, чтобы сообщить ему неприятные новости о том, что он разозлил не только американцев, но также и других членов Контактной группы по Балканам, не говоря уже о чехах и поляках. Даже министр иностранных дел Фраттини признается, что не имеет никакого влияния на Берлускони в определении политики в отношении России. В ходе своего визита в Италию в начале сентября вице-президент Чейни выразил Фраттини своё недовольство по поводу очень открытой и нерадивой позиции Италии по грузинскому конфликту. Подавленный Фраттини заметил, что, хотя у него есть своя твёрдая позиция данному вопросу, несмотря на это он получил свои указания напрямую от премьера.
8. (C/NF) К сожалению, Берлускони относится к политике в отношении России как и к внутриполитическим вопросам - тактически и недальновидно. Его главное желание - пребывать в хороших отношениях с Путиным, и он часто озвучивал мнения и заявления, которые были переданы ему непосредственно от Путина. Один такой пример: после грузинского кризиса Берлускони начал (и продолжает) настаивать, что агрессором была Грузия, и её правительство ответственно за несколько сотен погибших в Южной Осетии.
Отсутствие Ведомственного Руководства в Отношении России
9. (C/NF) Трудно определить, кто обладает влиянием на политику Берлускони в отношении России. Однако одно известно точно - это определенно не институты, отвечающие за внешнюю политику в рамках итальянского правительства. Министра иностранных дел Фраттини считают всего лишь посыльным в российской политике Берлускони - он сам так обозначил свою роль в ходе встречи с вице-президентом Чейни в сентябре 2008 года в Риме. На уровне специалистов существует недостаток ресурсов и компетентности. В итальянском министерстве иностранных дел только один штатный дипломат занимается Россией и бывшим Советским Союзом - руководитель министерства. Должности заместителя руководителя минитсерства и единственного референта вакантны. По данным одного источника в министерстве финансов, проблемы с бюджетом в министерстве иностранных дел не позволят набрать дополнительный персонал еще как минимум два года. Непосредственный супервизор руководитель министерства - эквивалент заместителя госсекретаря- ответствена за Балканы и остальную Европу, но она, как и Фраттини, похоже, не влияет на политику правительства в отношении России. Чиновники аппарата премьера находятся в такой же ситуации. В едомстве дипломатического советника мало сотрудников - только один чиновник на каждый географический регион. Должность ответственного за российское направление занимает дипломат среднего уровня, который находится в процессе перевода. Кто его заменит, пока не объявлено. В результате сотрудник, ответственный за Ближний Восток (и заместитель главы ведомства) будет вынужден взять на себя также и эти обязанности в дополнение к своему и без того большому портфолио и обязанностям управленческого характера.
10. (C/NF) В 2008 году Министерство иностранных дел предприняло попытку выработать долгосрочную стратегию внешней политики для итальянского правительства. В документе, озаглавленном «Rapporto 2020» Министерство обозначило стратегическое видение на ближайшие полтора десятилетия. В нем указывается, что геостратегические реалии обязывают Италию изменить свою внешнюю политику в отношении России и призывают страну добиваться «привилегированных отношений» с Москвой для того, чтобы разрешить главный вопрос двусторонних отношений - энергетический.
Энергия Становится Ключевым Вопросом Двусторонних Отношений
11. (C/NF) Для Италии, которая практически не имеет внутренних энергетических ресурсов и атомной энергетики, но обладает амбициозной полугосударственной энергетической компанией, ключевым вопросом двусторонних отношений с Россией стало стремление к получению долгосрочных гарантий энергопоставок. Правительство Италии поддерживает ENI и других энергетических гигантов в их усилиях по налаживанию уникального партнёрства с Россией и «Газпромом» для долгосрочного сотрудничества. ENI, крупнейшая полугосударственная энергетическая компания, имеет значительное политическое влияние, её бизнес-стратегия фокусируется на сложных геополитически регионах, которые рассматривались её конкурентами как слишком рискованные. Лоббированные усилия ENI в правительстве Италии финансируется лучше, чем большинство правительственных ведомств. В ENI работает советник, назначенный из министерства иностранных дел. Исходя только из отчётов прессы, мы можем сказать, что Берлускони предоставляет главе ENI Паоло Скарони такой же доступ, как и своему министру иностранных дел. ххххххххх. Члены политических партий, как правых, так и левых, сообщают, что ENI - один из главных финансовых доноров многих итальянских «мозговых центров», многие из которых организуют открытые дипломатические дискуссии и мероприятия, посвященные итальяно-российским отношениям. На одном из таких мероприятий в 2007 году, конференции, посвященной Центральной Азии, оба представителя компаний ENI и Edison получили возможность произнести речи длиною 30 минут, в то время как министры иностранных дел четырех государств и заместители министров иностранных дел пяти центральноазиатских государств - бывших республик СССР - должны были все уложиться в один час. Существуют также подозрения, что в штате ENI работают журналисты.
12. (C/NF) Члены политических партий, как правых, так и левых, сообщают, что ENI не ограничивает диалог с правительством только энергетическими вопросами. Один из членов оппозиционной правоцентристсткой Демократической партии сообщил советникам по политическим вопросам, что представительство ENI в России больше, чем страдающее от недостатка персонала посольство Италии. Хотя остается неясным, каков масштаб политической координации, происходящей между ENI и российской политической структурой, те же члены Демократической партии отметили, что у ENI столько же, если не больше, контактов с политическими и экономическими лидерами, что и у посольства, и что политические сообщения зачастую передаются именно по этим коммерческим/экономическим каналам. В Риме ENI поддерживает тесные контакты с членами итальянского парламента - то, чего не делает министерство иностранных дел (кроме проведения требуемых брифингов для членов комитета по внешней политике).
Энергетическая Политика без Политики
13. (C/NF) Компании ENI и другим энергетическим гигантам удалось достаточно эффективно пролоббировать свои интересы в высших кругах итальянского правительства. Как правящие, так и оппозиционные итальянские лидеры подозрительно не озабочены зависимостью от российских энергоресурсов. Они отмечают, что в ходе Холодной войны Италия полагалась на российский уголь, и это не привело к каким-либо негативным последствиям. Итальянцы также успокаивают себя тем, что географическая близость их страны к североафриканским полезным ископаемым делает её менее зависимой от России, нежели Германию или страны бывшего социалистического блока.
14. (C/NF) В ходе визита в штаб-квартиру ENI в марте 2008 года сотрудники посольства прослушали информацию о деятельности ENI в российском энергетическом секторе (информация доступна на засекреченном вебсайте Посольства в Риме). Взгляд ENI на европейскую энергетическую ситуацию был неприятно похож на позицию «Газпрома» и Кремля, а также временами сопровождался возвышенными риторическими высказываниями, напоминавшими уклончивые речи времен Холодной войны: по мнению ENI, главной угрозой энергетической безопасности Западной Европы является не Россия, а Украина. Настоящим решением проблемы энергетической уязвимости Европы, как считают в ENI, является строительство трубопроводов, напрямую соединяющего Европу с российскими газовыми месторождениями, а также трубопроводов, не проходящих по территории Украины, т.е., совпадает с целями «Южного потока» и «Северного потока». (см. B). Строительное подразделение ENI надеется построить оба трубопровода с применением опыта, полученного в ходе строительства «Голубого потока», соединяющего Россию и Турцию и проходящего по дну восточного сектора Черного моря. Также ENI стремится к полному партнёрству с Россией по проекту «Южный поток». Контакты в правительстве Италии и ENI сообщили, что у компании возникли проблемы с получением четкого согласия России на партнерство по» Южному потоку». Резкое падение цен на углеводороды, возможно, снизило экономическую целесообразность проекта, однако, многие аналитики считают, что российские геостратегические соображения в этом случае превзойдут предпринимательскую логику. Последний спор России и Украины по поводу поставок газа, похоже, вновь пробудил интерес к проектам «Северный поток» и «Южный поток», особенно среди тех, кто видит главную проблему в Украине.
15. (C/NF) Вместе с тем, Италия не совсем невосприимчива к опасности своей зависимости от России и предпринимает шаги для того чтобы предотвратить повышение доли получаемых из России энергоресурсов. После повторного возвращения к власти Берлускони заявил, что вернет страну к атомной энергетике. Хотя намерения итальянского правительства кажутся серьёзными, этот проект потребует огромных расходов, долгосрочной отдачи и решения непростых экологических проблем. Некоторые опасаются, что атомный проект был запущен в связи с ростом цен на нефть до 140 долларов за баррель, и остается неясным, будут ли столь же привержены ему итальянцы, если цены на нефть останутся низкими. Италия также наращивает использование сжиженного природного газа и заканчивает работу над терминалом в Северной Адриатике. Хотя итальянское правительство не выражает особого энтузиазма по поводу предложенного ЕС сложного проекта трубопровода «Набукко», Италия поддерживает менее масштабный проект трубопровода Турция-Греция-Италия, который должен доставлять каспийский газ в Западную Европу. Edison, французская компания с итальянскими корнями, пытается определить, должна ли она присоединиться к данному проекту. Хотя вопросы поставки азербайджанского газа и желание Турции позволить газу идти на Запад остаются нерешёнными, в Edison считают, что этот проект имеет большие шансы на успех, так как, в отличие от «Набукко», он менее масштабен и, следовательно, не должен вызвать возражения со стороны России. Правительство Италии, особенно влиятельный министр экономического развития Скаджола, поддерживает проект Турция-Греция-Италия (в действительности, чиновники правительства жалуются на то, что США иногда намекают, что «Набукко» должен быть приоритетным проектом ). Существует опасение, что удачный запуск «Южного потока» (очевидно, опечатка - имеется в виду» Северный поток» - прим.пер.), обещая удовлетворить спрос, может отправить в небытие «Южный поток» и «Набукко».
Внешняя Политика: Главное - Ни в Чём не Отказывать России
16. (C/NF) Совокупность таких факторов как исторически сложившаяся идеологическая симпатия, энергозависимость, отсутствие ведомственного влияния и близкие личные отношения между Берлускони и Путиным служат для предоставления России явно надёжного партнера, который готов открыто работать в ЕС от лица Москвы. Россия может рассчитывать на поддержку Италии в избавлении от проблемных моментов в отношениях с Западом, включая такие вопросы как:
- давление на ОБСЕ и (изнутри ОБСЕ) для того чтобы Организация закрывала глаза на неисполнение Россией юридически обязательных Стамбульских положений по замороженным конфликтам,
- слабая поддержка или даже сопротивление попыткам НАТО наладить более тесные связи с Грузией и Украиной,
- слабая поддержка международных усилий по признанию независимости Косово,
- не способствующие решению проблемы комментарии по поводу планов США о двусторонней системе противоракетной обороны с Польшей и Чехией,
- поддержка планов президента Дмитрия Медведева по пересмотру архитектуры европейской безопасности для снижения роли ОБСЕ и НАТО,
- поддержка усилий России подорвать инициативы ЕС и США в сфере европейской энергетической безопасности.
17. (C/NF) В прошлом ценные личные отношения между Берлускони и президентом США Бушем рассматривались как важный противовес российскому влиянию, однако, многие проамериканские политики выразили нам свои опасения, что уход с поста Буша-младшего склонит Берлускони к более близким отношениям с Россией. Со своей стороны, премьер-министр публично заявил, что хочет стать мостом между США и Россией и «обучить молодого и неопытного американского президента» тому, как вести дела с Россией. Если брать за ориентир прошлые события, то это будет означать усиленные попытки продвигать в отношениях с США российскую повестку дня.
Смягчение Проблемы: Выражение Несогласия с Губительным Влиянием
18. (C/NF) Чтобы напрямую приступить к проблеме, посольство осуществляет полноценную дипломатическую и направленную на формирование общественного мнения стратегию, нацеленную на ключевые фигуры как внутри, так и вне правительства. Наша цель имеет два приоритета: дать нашим собеседникам более полную информацию о деятельности России, и, следовательно, описать контекст политики США, а также создать противовес в лице несогласных с российской политикой, особенно, в рядах политической партии Берлускони. С начала лета, после возвращения Берлускони к власти и грузинского кризиса мы активно вступаем в контакты с ведущими фигурами итальянского правительства на всех уровнях. Политические советники и советники по экономическим вопросам привлекли членов партии, контакты в итальянском правительстве, аналитические центры и даже прессу, чтобы предоставить альтернативное изложение фактов, противоречащее высказываниям Берлускони, настаивающего на том, что Россия - демократическое и стабильное государство, провоцируемое Западом. Похоже, усилия дают результат. Оппозиция стала атаковать Берлускони, указывая, что в споре он занимает не ту сторону. Некоторые члены «Народа свободы» стали обращаться к нам в частном порядке, заявляя, что хотели бы обсудить вопрос России, а также демонстрируют свой интерес к тому, чтобы поставить под сомнение неверное мнение, которое сформировалось у Берлускони о Путине. Хотя перед нами еще много работы по смене политического дискурса, к сожалению, сам премьер-министр оказывает нам помощь, все больше выставляя себя выразителем интересов Путина.
Комментарий
19. (C/NF) Двусторонние отношения между США и Италией превосходны и включают значительный объём сотрудничества на разных уровнях и в различных сферах. К сожалению, попытки Берлускони «исправить» отношения между Западом и Россией (которые, как он сказал послу в ходе их прощальной встречи 23 февраля, «сидят в кишках как непереваренная пища») ставят под сомнение его надёжность и становятся реальным раздражителем в наших отношениях. Мы можем помочь ему вернуться на верный путь, послав четкий сигнал, что Соединенные Штаты не нуждаются в посреднике в их важных двусторонних отношениях с Россией и что его настойчивость в подрыве существующих структур и каналов, основанных на общих интересах и ценностях в рамках союза, в обмен на краткосрочную стабильность - не та стратегия, которой хотел бы следовать Вашингтон.
Spogli.
wikileaks