«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Как мы видим, в Сотворении описывается изначально безлюдная планета. «Тьма над бездною» - это не некое зло, имеющее субъектность и являющееся Абсолютом, как и Бог, а отсутствие света. То есть, говоря простым языком - посмотрите ночью на небо. Ночное небо - это и есть тьма. Это не зло - это отсутствие света. Что касается «Духа Божьего», то здесь подразумевается именно сам Бог в своем лице Святого Духа, но имеющее несколько другое древнее еврейское наименование в Священном писании, определенном Моисеем. Отмечу, что явления, которые описаны в начале Библии, не описываются конкретно зачем и для чего они существуют и как они "работают". Если взять какую-нибудь языческую древнюю религию, то там обязательно будет описание того, как произошло солнце, откуда пришли звезды, что они символизируют и для чего служат. В Библии такого нет.
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Описание Библией создание Земли, её освещения, температурных условий и так далее. Следует заметить, что даже исходя из буквального толкования видно - Земля не сразу была в таком виде, что есть сейчас. Причем именно до появления человека. И описано это было ещё до нашей эры.
«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Здесь тоже понятно - разделение суток на «День и ночь». Что подтверждает следующая строка «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй». Здесь мы видим не создание именно Земли, а создание самого космоса, вселенной, если можно так сказать. О создании Земли будет дальше.
«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». Изначально, по общепринятой научной теории, образовался среди морей единый материк Пангея, который затем разделился на несколько материков, существующие сейчас. Данную теорию предложил немецкий геофизик Альфред Лотар Вегенер в 1912 году, называется она «Теория дрейфа материков». Хотя данная концепция и критиковалась неоднократно (больше - в США и Европе, немного критиков было в СССР), пока, на сегодняшний день, эта научная теория не отвергнута, а значит имеет право на существование. Пока, подчеркну, никаких противоречий не видно.
«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо». Опять никаких противоречий - происхождение природы, растений - все совпадает с наукой. Так или иначе, биологические виды появляются, и постепенно переходят от простых форм к сложным. Это все было описание дня третьего. Здесь следует привести интересные наблюдения о. Андрея Кураева: "Первое: любой биолог на этом месте закрывает Библию и дальше её не читает. Потому что он говорит: «Простите, сначала трава и деревья, а потом Солнце возникает - быть такого не может». А я считаю, что это гениально точно описано всё. Я же вам сказал - я геоцентрист. И Библия - геоцентрическая Книга. Скажите, пожалуйста: если Библия нам рассказывает об истории вселенной (рассказывает для человека и с точки зрения человека), в каком хронологическом порядке, порядке истории, летописи... Представим себе некоторого наблюдателя, который живёт на Земле с первых времён её существования - в его хронике в какой последовательности будет стоять появление растений и появление солнца? Он скажет: «Сначала я увидел растения. Потом солнце…». Когда облачная пелена рассеялась. До этого рассеянный свет проникал на Землю. Когда атмосфера была изменена деятельностью кислород выдыхающих растений, вот тогда земная атмосфера стала прозрачной, и через неё можно было видеть космос.
С точки зрения земного наблюдателя, сначала - растения, потом - звёзды… Библия в этом смысле, по-моему, чрезвычайно достоверна. Это летопись нашей жизни…"
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И Создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый». Для истолкования четвертого дня обратимся к Святым отцам. Ефрем Сирин пишет: «Сказано: «сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и зве́зды» (Быт.1:16). Во дни, предшествовавшие четвертому, создание тварей относится к вечеру, но приведение в устройство тварей четвертого дня осуществилось утром. После того, как третий день кончился, и было сказано: «И бысть вечер, и бысть утро, день третий» (Быт.1:13), - не в вечернее время сотворил Бог два светила, чтобы не нарушился порядок ночи и дня, и утро не стало ранее вечера.
Поскольку и последующие дни следовали такому же порядку, как день первый, то и ночь четвертого дня, подобно ночам прежним, предваряла день. Если вечер этого дня был ранее утра, то следует, что светила сотворены не вечером, но в утреннее время. Сказать, что одно из светил сотворено вечером, а другое утром, не позволяет следующее: «да будут светила» (Быт.1:14), и: «сотвори Бог два светила великая» (Быт.1:16). Если светила во время своего сотворения были велики, и сотворены они утром, то следует, что солнце стояло тогда на востоке, а луна против него - на западе, солнце виделось низко и частью погружено, потому что сотворено на месте восхождения его над землей, а луна стояла выше, потому что сотворена там, где бывает в пятнадцатый день. Поэтому в то время, когда солнце стало видимо на земле, оба светила увидели друг друга, и потом луна как бы погрузилась. И самое место, где была луна при своем сотворении, ее величина и светлость показывают, что сотворена она в том виде, в каком бывает в пятнадцатый день.
Как дерева, травы, животные, птицы и человек явились вместе и стары, и молоды: стары по виду членов и составов их, а молоды по времени своего сотворения, - так и луна была вместе и стара, и молода: молода, потому что едва сотворена, стара, потому что полна, как в пятнадцатый день. Если бы Бог сотворил луну такой, какой видим ее в первый или во второй день, то по близости к солнцу она не могла бы светить и даже быть видимой. Если бы луна появилась, какой бывает в четвертый день, то, хотя бы она и явилась видимой, но не светила бы, и неверным оказалось бы сказанное: «сотвори Бог два светила великая», а также: «да будут светила на тверди небесней, освещати землю»(Быт.1:14). Как луна сотворена, какой видим ее в пятнадцатый день, так солнце, хотя ему был первый день, при сотворении своем явилось четверодневным, потому что все дни считались и считаются по солнцу. Одиннадцать дней, которыми луна «старее» солнца, и которые прибавлены луне в первый год, и есть те дни, ежегодно прибавляемые луне употребляющими лунное счисление. Год Адамов не был год неполный, потому что недостающее число дней луны восполнилось при самом ее сотворении. По этому году потомки Адамовы научились к каждому году прибавлять одиннадцать дней. Отсюда явно, что не Халдеи учредили так считать времена и годы, но это учреждено еще прежде Адама».
Василий Великий пишет: « «И сотвори Бог два светила великая» (Быт 1.16). Слово «великий» имеет иногда отрешенный смысл, например, великое небо, великая земля, великое море, а во многих случаях употребляется сравнительно с другим. Например, великий конь и великий вол, ибо подобные сим вещи свидетельство о своей величине заимствуют не от чрезмерной громадности тела, но от сравнения с чем-либо подобным. Посему в каком смысле возьмем здесь великое? В таковом ли же, в каком муравья, или иное что по природе малое, называем великим, свидетельствуя о превосходстве по сличению с однородным? Или возьмем теперь великое так, что величина оказывается в собственном устройстве светил? Я полагаю последнее. Светила сии велики не потому, что они больше меньших звезд, но потому что имеют объем достаточный к тому, чтобы изливаемыми из них лучами осиявать небо и воздух, и вдруг распростираться по всей земле и морю. В какой части неба ни бывают они, восходят ли и заходят, или занимают средину неба, отовсюду представляются людям равными, а сие служит ясным доказательством чрезмерной их величины, пред которою широта земли ничего не значит и не может сделать, чтобы они показались большими или меньшими. Ибо предметы далеко отстоящие видим несколько меньшими, и чем более к ним приближаемся, тем большею находим величину их. Но в рассуждении солнца никто ни ближе, ни дальше, а напротив того, обитателям всех частей земли представляется оно в равном расстоянии. Доказательством же сему то, что и Инды и Британцы видят его равным. Ибо для живущих на востоке не убывает оно в величине по захождении, и живущим на западе не кажется меньшим при восхождении, и, находясь в средине неба, не переменяет своего вида для тех или других.
Ты не обманывайся видимостью и из того, что солнце для смотрящих представляется величиною в локоть, не заключай, что такова действительная его величина. Ибо на больших расстояниях величина видимых предметов обыкновенно сокращается, потому что сила зрения оказывается недостаточною пробежать разделяющее пространство, но как бы поглощается средою, и только малою своею частью приражается к видимым предметам. Посему зрение наше, сделавшись малым, заставляет почитать малыми и видимые предметы, перенося на них собственный свой недостаток. А если зрение обманывается, то и суд его неверен. Припомни о собственных своих ошибках, и сам в себе будешь иметь подтверждение сказанного. Если ты сматривал когда-нибудь с вершины высокой горы на обширную и низкую равнину; какими представлялись тебе пары запряженных волов? Каковы были сами земледельцы? Не казались ли они тебе в виде муравьев? И если с башни, обращенной к великому морю, простирал ты взоры вдоль морской поверхности, как великими почитал ты самые большие острова? И каким казался тебе один из грузных кораблей на белых парусах плывущий по лазоревому морю? Не представлялся ли он тебе по виду менее всякого голубя? Посему, как сказал я, поглощаемое воздухом зрение, сделавшись слабым, недостаточно к точному представлению видимых предметов. Так и величайшие из гор, прорезанных глубокими пропастями, зрение признает повсюду выпуклыми и гладкими, потому что приражается к одним выдавшимся местам, а в находящиеся между ними впадины по слабости своей проникать не может. Посему и очертания тел не сохраняет зрение таким, каково оно действительно, а напротив того четырехугольные башни почитает круглыми. Таким образом из всего видно, что зрение на весьма больших расстояниях получает представление о телах не совершенное, но слитное. А следственно небесное светило, согласно с свидетельством Писания, «велико», и до бесконечности больше, нежели каким представляется.
Но ясным также признаком величины солнечной может служить для тебя и следующее. Хотя звезд на небе бесчисленное множество, однако же совокупного их света недостаточно к тому, чтобы рассеять сумрачность ночи. Но одно солнце, явившееся на горизонте или даже только еще ожидаемое, не успеет стать совершенно над землею, как уже и тьма исчезла, и звезды им помрачены, и воздух, дотоле сгущенный и сжатый около земли, разжижается и делается текучим. От сего бывают утренние ветры, и росы увлажняют землю в ясную погоду. Но при такой величине земли, как могло бы солнце в одно мгновение времени осветить всю ее, если бы не из великого круга посылало лучи свои? Из сего познай премудрость Художника, Который солнцу дал теплоту соразмерную такому расстоянию. Жар солнца таков, что не пожигает земли чрезмерностью и не оставляет ее по причине недостатка жара охлажденной и бесплодной».
Как мы видим, Бог в день четвертый создает день и ночь, то есть огораживает Землю от постоянного света. Отметим, что автор специально не отделяет Луну от Солнца а показывает их именно как "светила", не даёт им названия, тем самым демифологизируя картину мира, которую она даёт.
Продолжение следует...
Группа блога ВКонтакте - "Хроника диванной борьбы" Отправить деньги на новый альбом группы "НОМ" Помочь детям с болезнью ДЦП Помочь "Кошке Сашке"