"В современном искусствознании с некоторого времени бытует устойчивая и вроде бы всем понятная формулировка - «тоталитарное искусство», хотя по-настоящему грамотные искусствоведы считают сей термин не слишком научным и, говоря простонародным языком, «притянутым за уши». Рассуждая об этом явлении - о тоталитарном искусстве все дружно кивают на Игоря Голомштока, который, собственно, и написал увесистый фолиант с одноимённым названием. Появление книги «Тоталитарное искусство» на отечественных прилавках в 1994 году оказалось символичным - СССР к тому времени был успешно развален, Дом Советов - расстрелян, а народ, радостно хрустя попкорном, расставался со своим «кровавым совковым прошлым». Задача автора, живущего в эмиграции, была совершенно ясная и чёткая - показать, что большевистский СССР и нацистская Германия близки не только «этически», но и, что называется, эстетически. Голомшток начинает свой опус с некоего красочного воспоминания, которое мне хотелось бы привести, хотя бы и в сокращённом варианте"
http://zavtra.ru/content/view/fenomen-ili-fiktsiya/