"Марсианин"

Oct 12, 2015 16:43


Спойлеров нет (почти).

Есть пара мыслей по итогам свежих впечатлений и (преимущественно) несвежих обобщений. В деталях сюжета копаться не буду: обозревателей и так больше, чем зрителей. Перечислю только те, на которые большинство, скорее всего, не обратят внимания или которые не сочтут важными.

Минусы. Невесомость никуда не годится, момент не сохраняется, импульс местами тоже. Всё происходит быстро, не хватает созерцательности. Атмосфера безнадёги отсутствует, все проблемы решаются примерно так:

image Click to view



Плюсы. Стандартная для подобных фильмов мыльная сцена рвёт шаблон: послание к родителям главный герой начинает словами "Передай им, что я люблю свою работу". Win! Уделено некоторое внимание пикантным нюансам взаимодействия NASA с правительством и общественностью. Например, в кулуарном разговоре шеф намекает, что спасение астронавта -- отличный повод выклянчить лишнюю копейку на марсианскую программу. Дважды авторы затронули религиозную тему, оба раза зачётнейшим образом. Ярко выражены интернационализм и интер-, если можно так выразиться, -сексизм произведения: в разворачивании сюжета принимают активное участие представители всех рас и полов, и даже командир экспедиции женщина. Отдельное спасибо Скотту за взлохмаченного нигера-раздолбая -- специалиста по небесной механике. Напомнило вот эту фотку:




"Они говорили: «Посмотрите на этого мужика и его тату, он никогда не получит нормальную работу». А вчера он посадил зонд на комету." (с) Лепра.

В целом к просмотру рекомендуется как хороший образец пропаганды науки в понятной для ширнармасс форме. И лучше не в 3D, его там почти нет, и все отрицательные эффекты от очков окажутся невозмещёнными.

Теперь по существу. А существо состоит в том, что данная отдельно взятая картина очевидным образом ложится в один ряд с недавно вышедшими "Гравитацией" и "Интерстелларом", обнаруживая тем самым тенденцию, предсказанную автором сих строк ещё при появлении первого из трёх гомологов -- тенденцию к возвращению в кинематограф фантастики, которую без натяжки можно назвать научной. Причём главным антагонистом в этой фантастике выступает не армия космических империалистов, не НЁХ таинственные Тени из глубин Вселенной или орды пауков-мутантов, а сама природа -- соперник, противостояние с которым, если вдуматься, куда интересней, да и вряд ли легче. Эта тенденция не сводится к стремлению кинокомпаний обслужить возникший запрос со стороны определённой части аудитории и занять новую нишу на рынке (хотя куда ж без него), она является проявлением более общего эффекта, а именно: новой глобальной волны интереса к космосу и космическим исследованиям.

Нет, я не утверждаю, что снова, как в воспетые классиком времена, "к науке тяга страшная сейчас" и что человечество, не дай боже́, поумнело. Идёт естественный процесс распростирания щупалец капитализма всюду, куда они только могут дотянуться. Сейчас они потянулись за пределы земной атмосферы, потому что технологии наконец позволили им это делать. На момент выхода "Гравитации" уже успешно отлетали первые Фальконы и Драконы пионера частной космонавтики SpaceX и появился ряд шаражек калибром помельче, CubeSat'ы прочно прописались в университетских лабораториях, а марсоходы избороздили поверхность красной планеты. Вот этот-то движ и стимулирует вялые сдвиги в общественном мировоззрении, проникая в том числе и в художественную культуру, приводя к появлению научно-популярных продуктов и произведений, пропагандирующих научный образ мышления вообще и интерес к космосу в частности.

Опять же, не поймите меня неправильно, я вовсе не хочу сказать, что дальновидные буржуи посредством мирового правительства начали вести пропаганду науки с целью подготовки квалифицированного персонала (а уж тем более что они это затеяли из альтруистических побуждений, как некоторые надеются). Нет, капитал, как обычно, близоруко следует интересам сиюминутной выгоды, время от времени оказываясь на этом пути случайным попутчиком научно-технического и общественного прогресса. И каждый раз, когда это случается, он, если верить бородатым, тем самым приближает свою кончину. Сейчас мы имеем удовольствие наблюдать очередную фазу такого симбиоза змеи с черепахой, и вместе с тем общственному сознанию всё чаще является призрак коммунизма. В этом смысле показателен ещё один эпизод из сабжевого фильма, где главный герой рассуждает о юридических курьёзах, связанных с освоением космоса. Andy Weir, автор книги, лёгшей в основу сценария, а за ним и сценарист, воткнув этот остроумный монолог, чтобы развлечь читателя и зрителя, вольно или невольно подталкивают их к логическому продолжению, к выводу, что современная правовая система не только не вполне адекватна изменяющемуся материальному миру, но и прямо вредна для какого бы то ни было прогресса. Если вместо решения насущных задач будущие колонизаторы начнут спорить, кому принадлежат яблоки с марсианской яблони, растущей на меже, то дело швах. Хотите стать космической цивилизацией -- тогда скорее вытряхивайте юридический и прочий хлам из башки и несите его на свалку истории.

Ну и напоследок. Специально до просмотра старался не читать никаких рецензий, но всё же успел заметить негодование некоторых национально озабоченных по поводу отсутствия в фильме русских. Господа национально озабоченные, прежде чем негодовать, ответьте лучше на вопрос: а какие имеются основания им там быть? Вот индийский зонд по орбите Марса крутится, европейский тоже, китайцы до Марса хоть пока и не добрались, но лунным реголитом колёса уже испачкали. Подскажите, где за пределами земной орбиты можно посмотреть что-нибудь российского производства? То-то и оно. Так зачем режиссёру и сценаристу лишний раз идти против правды? Из уважения к былым заслугам? Простите, но позволю себе, во-первых, беспардонно напомнить, что заслуги те были не русские, а советские, а во-вторых, сколько ещё десятилетий мир должен быть благодарен вам за достижения людей, которые либо уже умерли, либо доживают свои дни на копеечную пенсию? Читайте басню Крылова про гусей. Короче, присутствие россиян, а уж тем более русских, ещё больше сократило бы научную составляющую фильма и прибавило бы фантастической. Впрочем, это ещё не повод расстраиваться: хохлы-то вообще никуда не летают.

кино, наука, космос

Previous post Next post
Up