Оригинал взят у
orehovyj_les в
различие менталитетов Андрей Шипилов
Сейчас в Пафосе проходит нечто вроде неформального саммита траблшутеров и там меня познакомили с очень-очень умным человеком, австралийским греком.
Мужик реально - очень крут, что-то вроде Майкрофта Холмса в современном варианте.
Он высказал свое мнение о том, почему население России так пассивно, не протестует и почему так будет всегда. Чем больше я думаю, тем больше нахожу признаков его правоты.
Любой активный протест, то есть выход людей на улицы, митинги, столкновения с полицией и пр, всегда, в силу определенных социологических законов объективно способен преследовать только одну цель. Даже если участниками протестов выдвигается множество требований, даже если по результатам решается много задач, сам протест по факту всегда направлен на решение только одной конкретной задачи. Которая может быть даже изменена в ходе протестов, но именно изменена, а не добавлена. Потому что задача активного протеста в один момент времени может быть только одна и ее всегда можно отследить.
Так вот, по мнению этого грека (а к его мнению прислушиваются очень многие значимые персоны) характер этой задачи однозначно определяется не внешними обстоятельствами, а менталитетом нации. Это такая же однозначная характеристика нации, как язык, детские сказки или национальная кухня.
Для англосаксонского менталитета, например, характерно направлять активный протест на предотвращение потенциальной проблемы.
Для левантийского и в целом средиземногоморского менталитета характерно направлять протест на решение уже возникшей проблемы.
Для Азии в целом характерно персонифицировать проблему и направлять протест на персону, символизирующую проблему.
Для России целью любого активного протеста всегда является месть. Только месть и ничего больше. Люди выходят на улицы, чтобы отомстить властям за что-либо, за какие-то конкретные действия или за ситуацию в целом.
Поэтому активный протест в России никогда не начнется, пока у народа не появятся одновременно и очевидная причина для мести и реальная возможность "отомстить". А такое стечение обстоятельство случается нечасто. А если протест начнется, то, само собою, у мстителей и жертв не будет возможности договариваться и направлять ситуацию в конструктивное русло, так как сама идея мести исключает это. Протест всегда заканчивается тем, что одна из сторон уничтожает другую и на на этом всё! Никакого созидания такой протест в себе не несет.
Можно сказать иначе. Если во всем мире активные протесты направлены на то, чтобы "Установить справедливость", то российский протест направлен всегда на то, чтобы "Покончить с несправедливостью".
При внешней схожести это не только разные, но и противоположные задачи. Когда ставится цель - установить справедливость, то она будет установлена. Когда ставится цель покончить с конкретной несправедливостью, то это не значит, что в случае достижения цели восторжествует справедливость. Просто одна несправедливость меняется на другую, вот и все.
-- А как же перестройка, протесты начала 90-х? -- спросил я его, - Кто кому мстил?
-- Люди мстили советской власти за 70-лет морального унижения и надругательства над здравым смыслом, -- ответил он. -- Пусть это не очевидно, но подумай сам, все протесты и бунты у вас мгновенно свернулись, когда были разрушены и ликвидированны все институты советской власти. Сразу, в одночасье. Причин для новых протестов было полно, начиная от финансовых пирамид и кончая войной в Чечне и дефолтом 98 года. Но на улицы никто не вышел, потому что Советской Власти уже отомстили.
-- А кому будет мстить население России в нынешней ситуации? -- спросил я.
-- Ты знаешь, сколько стоит моя консультация, - отшутился он.