https://chispa1707.livejournal.com/2763593.html Акцент на правосубъектности неожиданно разрешил массу как бы сторонних проблем.
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
Существует даже в самых примитивных племенах. Простейшая форма - так называемый групповой брак, где все мужчины «женаты» на всех женщинах своего поколения, а все дети считаются общими. Это не означает свального греха, человек имеет предпочтения; это означает, что ни одна женщина не останется без поддержки, и ни один ребенок не останется голодным.
Внутри такой общины-поколения каждый имеет полный набор прав, хотя, конечно, есть выборный вожак, представляющий общину вовне, например, при разговоре со старшим поколением «отцов и матерей». Это вожак имеет отдельные, дополнительные права, связанные с его положением, но они действуют только вовне, - на охоте старшим может быть другой, а на рыбалке - третий.
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ
Цензов на сегодня известно пять: избирательный, ценз пола, возрастной, имущественный и образовательный. Цензы эти были всегда, но в примитивных обществах понимались шире: женщину во время месячных чует зверь, и ей многое не разрешается. Охотник, потерявший оружие, будет переведен в загонщики, пока не изготовит новое. Это именно ценз, конкретно имущественный. Ребенку не позволят руководить рыбалкой, больному - участвовать в охоте, а правонарушителю запретят участие в ряде ритуалов. Здесь много суеверий, но в целом каждый ограничивающий права ценз чем-то оправдан.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРАВ
Теоретически внутри одного поколения все равны, но случаются и отказы от прав. Так, шаман у многих племен отказывается от специфических мужских прав, а царица, соглашаясь уйти в монастырь, отказывается от права представлять свой народ и - очень важно - от права продолжать рожать царственных отпрысков, имеющих права на власть.
Воин, брат или друг которого погиб, довольно часто берет вдову замуж. Он кормит и воспитывает всех - и прежних детей, и тех, что еще родятся, но все эти дети считаются детьми погибшего.
Усыновление производится кормлением грудью. Так не высокородные, но талантливые проходили на самый верх власти. Уверен, что так было у императора Ираклия: сначала он не сын старшей Епифани, а потом уже - сын.
Обязаны быть в прошлом ситуации, когда высокородная женщина не готова сменить проштрафившегося мужа и взять другого, более успешного - как бы ни настаивала родня. В такой ситуации обязана быть процедура передачи прав старшинства младшей сестре. Идеальный аналог - библейская продажа первородства; похоже, это действительно было возможно.
МНОГОПОКОЛЕННОЕ ПЛЕМЯ
Женщина рожала до старости, и ее дети разных возрастов были равны статусом и правами. Но есть и страшие поколением женщины, и у них - то же самое. В племени образуются несколько сообществ с идентичными правами внутри и разными по отношению друг к другу. Старшие поколения имеют иной статус и больший набор прав. Младшие обязаны старшим регулярными дарами; позже это превратится в подати, а затем и в налоги.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ МЯТЕЖЕЙ
На деле, низы мятежей не хотят. Сместив старших, младшие оказываются вынуждены решать массу внешнеполитических вопросов, и обычно они к этому не готовы. Именно здесь корни неизбежного отхода элиты от учета нужд низов.
ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ
Рано или поздно разные племена объединяются. Система матрилинейная: жених уходит в племя жены, поэтому женская и мужская культура становятся еще более взаимно табуированными. Внутри деревни женщины и мужчины принадлежат разным племенам. Если материнскому роду мужчин нужна война, мужчины снимаются и уходят, и их жены ничем этому воспрепятствовать не могут.
ПОЧЕМУ в 1861 ГОДУ СКОТ ОСТАВИЛИ КРЕПОСТНЫМ
Это очень сложное место объясняется просто: матрилинейностью переходящих прав. Скот - мужская сфера власти, а земля - женская. Помещик, исторически имеющий власть по женской линии, мог объявить землю своей, но не мог объявить своим скот.
ПОКУПКА НЕВЕСТЫ У КОЧЕВНИКОВ
Феномен есть, несмотря на массу матрилинейных реликтов, и объяснение феномену одно: вся территория кочевий исторически заселена мало, а потому молодые семьи имели возможность отселиться, куда хотят. В такой ситуации земля вторична, а скот первичен, а скот - сфера власти мужчин. Отсюда и явно досрочная в смысле социального развития патриархальность у кочевников; она имеет естественный, а не сторонний религиозный характер.
Стоит отметить, что первый этап Катастрофы ударил именно там, где кочевничество сейчас наиболее развито: от Ямала через Казахстан, Афганистан, Турцию и по Сахаре. Людей мало, а земли много. Если там прежде и был другой уклад, то после катастрофы он обязан был измениться на преимущественно патриархальный, когда невесту покупают за скот, - потому что скот в такой ситуации - главное богатство, и этот скот в руках у мужчин.
ДВЕ ПОЛОСЫ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
Славяно-тюркский дуализм прилично распиарен, однако так и не понят. Казахское слово «батырак» это именно батрак, и такого тьма - вплоть до Италии, как минимум. Причина в том, что почти всю Европу пересекают две полосы, по старой широте ориентированные на старый полюс в Гренландии. Северная полоса от Чехии до Архангельска принадлежит славянам с преимущественно растениеводческим хозяйством, и тут же южнее от Балкан (судя по языковым реликтам, даже от Италии) до Урала шла полоса расселения тюрков с преимущественно животноводческим хозяйством.
В такой ситуации взаимовыгодный обмен товарами, технологиями, словами и понятиями именно между славянами и тюрками обязателен и обязан иметь всеобщий характер. Лично я склонен видеть в этой сдвоенной полосе базу для всей восточноевропейской культуры - от Чехии и Германии до Каспия и Урала.
ПЕРЕХОДИМ К ОБМЕНУ
Ориентированное на иерархию поколений общинное право создает все новые и новые микрообщины все выше и выше по иерархии - вплоть до королей. По большому счету, и король - тот же крестьянский старейшина, получающий в виде подати те же дары «от младших к старшим». А вот обмен это категорически иное.
ПРОСТОЙ ТОВАРНЫЙ ОБМЕН
Продуктовый излишек рано или поздно появляется, и его желательно обменять, - ну, чтобы не протух, не прокис, и чтобы мыши не съели. Первый обмен самый простой: у нас есть зерно, а что есть у вас? Меняют кусок на кусок, не обращая внимания на исходную себестоимость. Это все равно выгодно, потому что, как минимум, обогащает рацион питания.
Однако такой обмен идет в рамках племенных отношений, а значит, первым делом надо отнести дары местному старшему. Это прообраз будущей пошлины.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
В родоплеменной психологии кто одолжился, тот и слабый. Когда менялы прибывают на чужую землю, они сильно рискуют; это ведь чужая территория, формально местные их могут убить, и будут правы. Менялы здесь чужаки, и им надо высказать вождю уважение и даже признать свое униженное положение. Это ОНИ, а НЕ ОН - те, кто нуждается; те, кто прямо сейчас одалживается. Обратите внимание, даже послы (не купцы) приходили и все еще приходят ко двору с дарами, - это ясный реликт прошлого.
И все-таки, это именно реликт, последнее, что происходит по кондовым родоплеменным правилам. Как только менял становится много, и свои менялы есть в каждом пятом племени, ситуация меняется: меж собой они ровня, предпочитают не рисковать, а встречаться на ничейных рубежах.
РУКОПОЖАТИЕ КУПЦА
Договор интересен тем, что стороны бьют по рукам. Это отличается от складывания ладоней в знак подчинения. Ладони складывали вассалы, их и теперь складывают в Индии в знак уважения, складывают ладони и католики на молитве, и смысл везде один: Вы - господин, а я - проситель. Первые менялы, приходившие с дарами, наверняка тоже складывали ладони. А вот купцы друг другу - ровня, и тот факт, что они бьют по рукам, означает, что никаких даров они друг другу не подносят, и лишних наценок на товар нет. Но главное, это означает, что здесь при обмене стоящие за купцами племена тоже ровня. Это уже вопрос чести.
Это - не внутриплеменная психология отношений, где к старшему порой подползают на четвереньках; эта психология МЕЖплеменная, здесь уже нельзя падать в достоинстве, и надо ходить гоголем - руки за кушак. Это новое правовое поле, в котором субъекты права равны и еще не имеют иерархии.
НОВОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ
Оно возникает именно среди первого купечества, и оно чрезвычайно сильно отличается от племенного. Там, у себя дома купец перед кем-то ползает на четвереньках, а кого-то и сам ставит в позицию «партера», - а здесь не годится ни то, ни другое.
Чем отличается племенное мышление? Я перечислю.
Воровство у чужака - доблесть. Это и сейчас сохранилось.
Правильно мотивированное убийство чужака - воинская доблесть.
А уж чужую девчонку совратить - вообще не проблема.
Идолы все строго свои, внутриплеменные.
Право как таковое уважается, но каждый внутри племени знает, что идеальной системы нет: кто принцессу в жены взял, тот и рулит. А за пределами племени права нет вообще: чужак вне закона.
Купцам - не то чтобы так поступать, даже ВИДЕТЬ мир таким способом нельзя. Один раз у местных что-то своровал, или на чужую бабу глаз положил, и вся налаженная торговля - коту под хвост. А если убил, даже не показывайся.
И вызревает совершенно новая, мало какому из племен понятная, правовая система.
- не убий - даже если он чужак; он - твой потенциальный переговорщик, а то и клиент; ты ведь не знаешь, с кем еще тебя столкнет судьба;
- не возжелай чужой женщины - не стоит твоя похоть всех возможных последствий;
- не укради; нельзя тебе ронять себя в глазах чужаков; подавай такой пример, чтобы и у тебя не крали; не с кого начать процесс появления чести, кроме как с тебя;
- избегай тех, кто глумится над живым существом. Сегодня он заживо ест свинью, отрезая по кусочку, а завтра то же самое сделает с тобой, - у него это УЖЕ в голове сидит;
- требуй от партнеров справедливых, внятных правил. Ты не можешь рисковать всем товаром из-за того, что у них есть правило убивать каждого пятого купца. Сначала узнай их правила и удостоверься, что они справедливы;
- ты видел достаточно много племенных идолов, чтобы понять: не идолы создали мир. Есть нечто неизмеримо большее. Почитай эту Силу, не играй с судьбой.
Это и есть классические заветы, данные Богом Ною (Быт. 9:9) и подтвержденные радугой - первым проблеском надежды после Потопа. Это первые общечеловеческие заветы, не сегментированные с поправкой «мне можно, а чужаку нельзя».
Это и есть первая, базовая ступень будущего иудаизма.
И это - то самое новое правовое поле, что создаст из вавилонского столпотворения племен единое человечество. Пафосно? Да. Ложно? Нет.
Племенное право строится на налаживании отношений со своими. Межплеменное строится на налаживании отношений с чужаками. Эта разница принципиальна. В племенном уважение к чужому - признак слабости, и на такого надо наехать, а в межплеменном неуважение к чужому - дорога на кладбище. В чем-то эти миры противоположны.
При этом межплеменное пространство торговли конкурентно - именно потому, что формально все равны. Внутри племени есть только выделенная тебе сверху пайка, - какая уж тут конкуренция? Со старшим по званию не конкурируют.
НОВОЕ ПРАВО
Впервые возникает прообраз международного права, и оно категорически иное, чем прообраз национального права.
Это новое право не признает племенных авторитетов, но признает кэш и товар, сроки и объемы поставок, оно другое.
О СОЗДАТЕЛЕ
У массы племен есть представление о Творце и Акте Сотворения Мира, однако обычно этот творец надежно приватизирован. Чаще всего Творец единовременно выполняет функцию племенного первопредка, типа был такой Иван, Ашот, Керим, от которого вся живность по свету и расползлась. Чужаков среди сотворенных Господом людей не числят - исключительно своих.
У филолога Льва Успенского есть изумительная история из 1930-х годов. Бабуля из белорусской глубинки спрашивает его, тогда еще совсем зеленого студента:
- Верно ли говорят, что и за Гомелем люди есть?
Понятно, что пророков, достаточно безумных, проникновенных и отважных, чтобы заявить о не племенном Едином Творце, хватало во все времена. Но ни одно племя его услышать не могло - пока не появился феномен межплеменного общения. Пока не появилось само представление о том, что «люди» это не только «наши», но и «не наши» тоже.
Еще раз: только межплеменное общение позволяет человеку вырастить умственные конструкты, позволяющие видеть дальше своего носа. И это межплеменное общение, - нравится нам это или нет, - появилось в купеческой среде.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЕВРЕИ
То, что набор генов у евреев большей частью местный, известно. Они и есть местные - в каждом графстве тот самый десяток племен, что рискнули и начали жить межплеменными обменными операциями. Считается, что в Европе у евреев нет земли, но это недостоверно; среди евреев была масса земледельцев, вассально подчиненных своим сеньорам. В Европе Восточной это даже, скорее, правило, а значит, они все местные. Причина успеха иудаизма: своевременность появления надплеменных правил. Стоило селу, пусть и не торговому, принять иудаизм, и вокруг прекращались кражи, разбои и убийства. Такие вещи не проходят незамеченными.
Кстати, с этой точки зрения евреи - неважно этнические или в силу профессии - и впрямь избраны нести людям эти семь Ноевых правил, получивших жизнь именно там, где идет межплеменной обмен.
И очень-очень симптоматично то, что антисемиты это, довольно часто, люди, желающие оставить за собой право на убийство чужака. Реликтовая узко-племенная психология обязана какое-то время оставаться, и она остается - вот в таком виде.
ХРИСТИАНСТВО
Здесь я ничего нового сказать не могу. Лично я уверен, что первые христиане это признавшие приход Мессии разноплеменные иудеи - прямо на местах признавшие. Массово.
ТАМПЛИЕРЫ
Уже писал об этом и много, но сейчас появилась поправка. Главное в тамплиерах не то, что они - не так давно крещеные евреи, и не то, что они были репрессированы; там далеко не все были репрессированы. Главное то, что весь рядовой состав тамплиеров (по факту вчерашних иудеев) подчинился новым правилам и стал неотличим от остального монашества.
НЕАВРААМИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ
Современный индуизм и современный даосизм совершенно так же вышли за рамки племенных верований. Причина: неотвратимость развития межплеменных отношений. Человечество воспринимает идею о Едином Творце, лишь когда само начинает становиться единым, а идею всепрощения - не раньше, чем само научится прощать другому человеку ну, хотя бы другой цвет глаз.
КАК РАБОТАЕТ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Обмен показал свою необходимость сразу, как только улучшил рацион питания. В старых правилах, если в твоем районе нет месторождений соли, то и тебе, и твоему скоту, и твоим детям - крышка. Сонливость, низкое артериальное давление, потеря координации и - неизбежный сход с арены борьбы за выживание.
Конкретно в Европе включился и второй фактор - дефицит земли. С металлическим инструментом сделать очередной рывок можно, а без него - уже нет. Но не у каждой общины на площади стояла плавильная печь. Без обмена - никак.
Обмен все проблемы решал - очень хорошо. Цена: появление нового правового поля, в котором работают иные правила - уже не общинные.
Однако между общинами и миром торговли есть нечто общее: пределы роста. Точно так же, как община по исчерпанию привычных ресурсов нуждается в новых - в тех же бронзовых топорах и серпах, мир торговли однажды утыкается в свои собственные пределы. И ей так же нельзя без дальнейшего рывка, как и сельской общине.
Выход один: должны появиться новые участники рынка. Америка с ее индейцами вполне годится, но Америка это для богатых участников торговли, а всем местным надо что-то решать здесь, на местах. Очень хороший рецепт «оранжевая революция», говоря современным языком. Удерживающие цену стагнирующие крупные сообщества должны рухнуть и фрагментироваться на более мелкие.
Вот картинка: красным - общины, голубым - правовое поле межобщинной торговли. Если общины будут фрагментированы, площадь их поверхности, контактирующая с внешним миром, резко возрастет. Но для этого надо, чтобы выросло число субъектов права - но не внутриобщинного права, а межобщинного, обменного права.
Освобождение крестьян это именно этот процесс: емкость рынка выросла, как минимум, вдвое. Так оно и было: в Германии реформа дала удвоение урожайности всего за 10 лет. Видимо, есть оптимальные размеры микроэкономик, и на каждом историческом этапе и в каждой сфере они свои.
О ДОЛГАХ
Френд kubkaramazoff ставит во главу экономики долг. Явление это очень старое; собственно, любой форвардный (на будущее) договор купцов уже означает долг, а если сделка сорвалась, уверен, что виновный платил партнеру штраф.
В сложной системе да еще в условиях нарастающей конкуренции без таких форвардных договоров нельзя. Однако система еще молодая, и многое неизвестно. Положим, у купцов заключены с местными магнатами бессрочные договоры на поставку зерна. Но случается неурожай, и возникает серьезная задолженность. И это в перспективе - основание для фрагментации поместий.
На практике купцам сюда соваться не разрешали, а договоры с ними были срочными, - глупцов так вляпываться нет. Но есть то, что нельзя отменить: дары (подати) наверх. Представьте ситуацию, в которой неурожай и смерти преследуют провинцию лет пятнадцать. Все эти пятнадцать лет господин там, в Берлине или Париже ждет, но годы проходят, и он предъявляет.
Сама по себе такая ситуация решения не имеет, и происходит «оранжевая революция сверху». Магнатов от власти отстраняют как неплатежеспособных (это было во Франции), а их ленников загоняют в долговую яму - на 14, 18, 20 или 25 лет - в зависимости от местности. Если быть совсем точным, то им ставят условие выплатить 14, 18, 20 или 25 ежегодных платежей (плюс проценты за годы), после чего они хозяева своей земли.
А что если речь шла не о выкупе земли, а о реальной выплате реальных ежегодных задолженностей вассальных податей своим господам? Что если помещики и впрямь задолжали, пока шла катастрофа, и никто им этого долга не простил?
Эта схема для взрывной концентрации власти идеальна. Крупную аристократию можно реально ставить на колени (или пускать в мясорубку - тут уж по желанию), а для мелкой - включать счетчик. Вот тебе и Крестьянские (рыцарские) войны на 2-3 года по всей Европе. Вот тебе и внезапно возникшие задолженности помещиков…
Монарх мог бы простить низам такой долг в ситуации ДО появления торгового поля, но теперь они ему нанесли ущерб, измеряющийся звонкой монетой, а значит, надо их выдаивать.
О ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ДВУХ ПРАВОВЫХ ПОЛЕЙ
Это важно.
Старейшина имеет статус и именно поэтому управляет ресурсами общины.
Купец имеет ресурсы и именно поэтому обретает социально значимый статус.
Старейшина ориентирован на развитие общины, вне которой у него статуса не будет.
Купец ориентирован на умножение своих ресурсов, вне чего у него статуса не будет.
В первом случае статус дает ресурсы, а во втором - ресурсы дают статус.
В первом случае цель - люди, во втором случае цель - ресурсы.
Общечеловеческое правовое поле торговли в своих истоках не социально.
Социальная ответственность купца вторична перед его рыночной ответственностью.
Это не обвинение, это наша общая проблема.
ПЕРСПЕКТИВА
Купцам требуется все большее число участников рынка. Поэтому сначала жена не могла сделать покупки без согласия мужа (и это племенная норма), затем она могла, а дети не могли, теперь уже и дети могут. Число субъектов права растет, и этот рост отражает рост числа торговых сделок - рынку нужны именно сделки. Если бы коты умели пользоваться кредиткой, за ними уже признали бы все гражданские права. Это глобализация. Рост населения в свое время сжег все мосты, и теперь - только вперед.
С другой стороны уже сейчас создан избыток и правовое поле избытка. И что-то мне кажется, это - основание ждать следующей крупной социальной революции.