Жизнь европейских народов. Т. 2 Водовозова Елизавета Николаевна Дата: 1878 Стр.:482 ШВЕЦИЯ ПРАЗДНИКИ Канунъ Рождества и торжественныя приготовленія къ этому празднику. - Подарки. - Рождественскiе старикъ и старуха. - Домовой и его значеніе для шведскихъ и норвежскихъ крестьянъ. - Рождественскія куклы и козелъ. - Святочныя игры, гадаиія и удовольствія. - Обычаи и суеверія. - День Св. Стефана. - Елка.- Канунъ новаго года.- Юноши съ Виѳлеемской звездой. Какъ въ Швеціи, такъ и въ Норвегіи, Рождество самый большой домашній праздникъ. Онъ продолжается въ теченіи двухъ недель безъ перерыва и въ это время исполняются только самыя необходимый работы. Морозъ, который въ южныхъ странахъ загоняетъ людей въ комнаты, здесь сближаетъ жителей самыхъ отдаленныхъ долинь. Сани летятъ по всемъ дорогамъ, молодые люди спешатъ на лыжахъ по горамъ и все торопятся посетить друзей и родственниковъ, живущихъ въ наиболее отдаленныхъ местностяхъ, именно въ то время, когда снегъ и ледъ покрываютъ всю страну. Рождество называется здесь ««Jul»; оно совпадаетъ съ праздникомъ зимняго солнцестоянія въ честь языческаго бога Одина. Какъ предки шведовъ, такъ и нынешніе жители Швеціи и Норвегіи верятъ до сихъ поръ, что три дня, непосредственно предшествующіе Рождеству, должны быть особенно роковыми, потому что въ этотъ промежутокъ времени бываетъ моментъ, когда солнце и все движущееся въ природе становится неподвижиымъ. Наступленіе такого момента никто не знаетъ и предсказать не можетъ, но все, что начнетъ делать человекъ въ такую минуту, кончится неудачей. Къ празднику Рождества начинаютъ готовиться въ этихъ странахъ за целый месяцъ; убиваютъ свинью, приготовляютъ кровяную колбасу и делаютъ множество другихъ заготовленій изъ домашней птицы и муки. Шведы не скажутъ въ это время: надо приготовить эль, печенье, a непременно прибавятъ: рождественскiй эль, рождественское печенье, т. е. самое лучшее, что только есть въ доме и такое, какое было бы достойно высокоторжественнаго праздника. Для варки рождествевскаго эля выбираютъ даже особые снопы, изъ которыхъ и вымолачиваютъ зерно; тоже делаютъ и для различнаго рождественскаго печенья. Утронъ накануне Рождества крестьянинъ, его сыновья и мужская прислуга, если она есть, делаютъ запасъ «рождественскихъ дровъ». Они распиливаютъ ихъ на гладкія и ровныя поленья и складываютъ подъ длинной скамьей, которая тянется вдоль всей комнаты. Это, конечно, делается отчасти для того, чтобы не работать во время праздииковъ, но более всего потому, что все предметы, приготовленные къ Рождеству и оставшіеся у хозяина после праздника, становятся священными для его семьи и имъ приписываютъ чудотворную силу. Въ некоторыхъ местахъ такимъ образомъ заготовленные дрова и совсемъ не трогаютъ во время праздниковъ, а употребляютъ ихъ после для освященія комнаты. Съ праздниками Рождества связано множество обычаевъ и приметъ. Накануне праздника скотъ выводятъ на пойло гораздо раньше обыкновеннаго, - это делается для того, чтобы впоследствіи убрать жатву во время. Въ некоторыхъ местностяхъ страны въ этотъ день делаютъ меломъ крестъ на двери хлева, дома и пристроекъ, надеясь такимъ образомъ отогнать злыхъ духовъ. Въ очень многихъ местностяхъ существуетъ обычай садить въ этотъ день возле дома молодыя сосны, очищая ихъ отъ коры и ветвей почти до самой верхушки, въ другихъ же местностяхъ более чемъ на половину. Нередко эти сосны не только очищаютъ отъ коры и ветвей, но и подстригаютъ самымъ фантастическимъ образомъ. Въ день праздника ихъ сплошь заноснтъ спегомъ. (Смотрите, что получается, кто такие традиции навязывает? Деревья такие же живые существа. Они защищаются от агрессии (когда их зачищают) пси-ударом. У человека нарушается биополе, самый слабый орган выходит из строя, вплоть до рака. Т.е. люди, сами, без всяких войн и революций, уничтожают себя. Кому это нужно? Только ВРАГУ! Если враг, не мог одолеть какой либо народ силой - они же не дураки, на своих ошибках учатся, обладая определенными способностями и знаниями, они шли к местным волхвам, жрецам в ученики, обучались, изучали традиции, нравы, устои, порядки. А потом, сами становились волхвами, жрецами уничтожив своих учителей, которые умирали от неизвестных болезней. И враг потихоньку, стал вносить в традиции народов такие порядки, которые уничтожили сам народ!) По понятію шведа, все живое въ міре должно радоваться въ этотъ день и потому каждый изъ нихъ старается уделить въ сочельникъ что нибудь для бедныхъ: онъ раздаете имъ хлебъ, свечи, чтобы они могли провести праздникъ безъ особенной нужды. (Вообще-то, это тоже диверсия - поощрение бедности - без праведного труда на благо Рода душа человека гибнет). Передъ закатомъ солнца даже самый бедный изъ крестьянъ привязываете къ шесту снопъ немолотаго хлеба и ставите его на кровлю дома. Этотъ обычай поддерживаетъ существованіе воробьевъ и маленькиххъ птичекъ, которымъ безъ этого грозила бы голодная смерть. Дворовую собаку, большею частью прикованную день и ночь къ своей конуре, тоже выпускаютъ на свободу въ этотъ вечеръ, такъ какъ всякая тварь, по понятію шведа, должна въ этотъ день радоваться и пользоваться свободой. Пока мужчины заняты всеми этими приготовленіями, женщины хлопочутъ дома: чистятъ и моютъ полъ и посуду и такъ убираюта комнату, что она черезъ несколько часовъ получаете чрезвычайно оригинальный видъ. Къ потолку прибиваютъ куски полотна, а надъ столомъ привешиваютъ родъ короны или венца изъ соломы, къ которому прикрепляютъ лоскутки зеленой, красной и голубой матеріи. Передній уголъ комнаты украшаютъ холстомъ, на которомъ нарисованы, или какъ нибудь иначе изображены, сюжеты изъ св. писанія: рожденіе Спасителя, три волхва, бракъ въ Кане и т. п. Полъ посыпаютъ ветками можекевельника или мелко изрубленнымъ ельникомъ, что тотчасъ распространяете довольно пріятный запахъ. Въ некоторыхъ употребляютъ для этого ржаную солому. Простой народъ думаетъ, что этотъ обычай установленъ въ память рожденія Спасителя въ хлеву, - въ действительности же вероятно остатокъ языческихъ временъ. Впрочемъ и ученые не могутъ сказать ничего определеннаго о его происхождепіи. Какъ бы то ни было, шведскіе крестьяне приписываютъ рождественской соломе чудодейственную силу: они посыпаютъ ею безплодныя поля, надеясь на обильную жатву будущаго года. У стены на длинномъ шесте вывешена лучшая одежда и белье всего семейства. Освещенныя «рождественскимъ огнемъ», эти вещи не могутъ быть тронуты молью. Медная, оловянная и вся домашняя утварь блеститъ чистотой въ этотъ день и разставлена на полкахъ въ наилучшемъ порядке. По окончаніи всехъ этихъ приготовленій, женская половина семьи, за исключеніемъ самой хозяйки, занятой домашними хлопотами, отправляется въ хлевъ угостить скотъ самымъ лучшимъ и обильнымъ кормомъ, какой только имеется въ доме. При этомъ, подавая кормъ, обращаются съ словами въ роде следутощихъ: «вотъ тебе на сочельникъ, моя коровушка», «а это тебе, радуйся празднику». Въ то же время раздаютъ животнымъ угощенье, состоящее изъ остатковъ после стола. Когда такимъ образомъ распределена всемъ животнымъ праздничная пища, начинается туалета: на каждое животное надеваютъ новую шлею или ярмо. «Иначе», говорятъ шведы, «если бы тварь могла говорить, она сказала бы: пусть лучше змея обовьется вокругъ моей шеи, чемъ старая шлея въ сочельникъ». Кстати прибавимъ, что, когда женщины входятъ въ хлевъ, то оне стараются въ точности заметить, въ какомъ положеніи оне найдутъ животныхъ. Если скотина лежите, то это служитъ признакомъ, что следующая жатва будетъ обильная; если же она на ногахъ - предвестникъ большаго неурожая. Прежде чемъ уйти изъ хлева, въ ясли кладутъ несколько волосковъ, вырванныхъ изъ шкуры только что убитаго медведя, для того, чтобы хищные звери не тревожили скотъ въ следующее лето. Ізъ хлева отправляются въ конюшню, где лошадямъ даютъ отборное сено и въ некоторыхъ местностяхъ даже эль, чтобы оне бодрее бежали въ следующее утро, когда семья отправится къ заутрене. Въ этотъ день не забываютъ ни одно животное,- каждое изъ нихъ получаете что нибудь лакомое и необычайное; даже курамъ даютъ кашицу изъ белой муки или риса, приготовленную на молоке. Когда питаніе животныхъ, уборка комнатъ и имущества окончены, вся семья отправляется въ баню, всегда стоящую особнякомъ. Возвратившись домой, зажигаютъ огонь изъ сухихъ лучинъ и освещаютъ еще комнату несколькими свечами необыкновенно большихъ размеровъ, изъ которыхъ одна бываете съ тремя или даже съ четырвмя разветвленіями. Усевшись за столъ и напившись кофею, начинаютъ обмениваться подарками, - у бедныхъ они совершаются въ скромныхъ размерахъ, у богатыхъ - на широкую ногу. Въ некоторыхъ местностяхъ этотъ обменъ подарковъ совершается въ первый день Рождества. Смотря по местности, это делается различно. Иногда, когда семейство сидитъ за столомъ, вдругъ дверь отворяется и въ нее вбрасываютъ связку сена или соломы съ подаркомъ внутри. Дверь захлопнулась, но въ комнату никто не вошелъ и только на полу лежите связка соломы, а иногда большой бумажный букетъ или просто пакетъ. Молодыя девушки бросаются къ нему и начинаютъ развертывать его. Самый подарокъ бываете иногда завернуть въ множество пакетовъ и бумагъ, на страницахъ которыхъ можно прочесть какіе нибудь стихи или загадочный поздравленія; при этомъ авторъ никогда не обнаруживаетъ своего имени. Вся семья начинаетъ читать, разсматриваетъ подарокъ и делаетъ предположенія, отъ кого бы онъ могъ быть. Въ другихъ местностяхъ это совершается еще гораздо более оригинально. Вдругъ у самой комнаты зазвонилъ звонокъ, затемъ дверь быстро отворяется и въ нее входятъ две фигуры въ маскахъ и одетыя самымъ потешнымъ образомъ. Одна изъ фигуръ представляетъ«Рождественскаго старика» (Jul Gubbe), другая «Рождественскую старуху» (Jul Kâring). (Интересно, когда же появилась "«снегурочка" у мифотворцев "жрецов"»?) Старикъ держитъ въ рукахъ колокольчикъ, въ который и звонить, чтобы известить о своемъ приближеніи; старуха держитъ въ рукахъ большую открытую корзину, наполненную множествомъ запечатанныхъ свертковъ. Она раздаетъ ихъ лицамъ, которымъ они предназначены, и въ этомъ случае, также, какъ и въ первомъ, прежде чемъ увидеть подарокъ, получающему приходится развернуть его изъ несколькихъ бумагъ и прочесть множество стихотвореній и посланій безъимянныхъ авторовъ. Когда подарки розданы и «Рождественская пара» затворила за собою двери, начинается настоящее веселье. Нужно заметить, что шведскіе крестьяне вообще большіе любители музыки и многіе изъ нихъ съ большимъ искуствомъ играютъ на скрипке. Каждый большой праздникъ или канунъ его открывается музыкой и танцами. Безъ пляски и музыки шведская молодежь не можетъ представить себе праздника. Народные танцы здесь очень многочисленны и разнообразны. Говорите, что ихъ насчитываютъ въ Швеціи до сорока. У нихъ много древнихъ танцевъ, которые они пляшутъ не только съ припевами, но и съ песнями, сопровождаемыми своего рода представленіями. Одинъ танецъ, напр., изображаете ухаживаніе молодаго человека за девушкою; она встречаетъ его сначала отказомъ, a затемъ принимаетъ. Также многочисленны и разнообразны игры, которыми забавляются крестьяне въ Рождественскiй сочельникъ и другіе праздничные вечера. Молодыя девушки вдругъ наклоняются къ полу и начинаютъ связывать пучки изъ рождественской соломы, которою онъ устланъ, и затемъ подбрасываютъ ихъ въ потолокъ. Смотря потому, сколько пучковъ останется на стропилахъ, столько у нихъ будете поклонниковъ въ эти праздники. Въ это время отецъ молодыхъ девушекъ тоже гадаетъ, только о другомъ. Онъ сидитъ на обрубке дерева и кто нибудь изъ его детей или его жена кладутъ ему на колени пучекъ соломы; онъ выдергиваетъ изъ него соломинку за соломинкой и бросаетъ ихъ въ потолокъ. Чемъ больше соломинокъ останется на потолке, темъ больше у него будетъ сноповъ ржи въ следующую осень. Надоело гадать и молодежь устраиваете изъ рождественской соломы фигуру, несколько напоминающую куклу, и ставить ее на полъ. Одинъ изъ присутствующихъ ложится на полъ, головою къ кукле, старается схватить ее ногами и приподнять съ земли. Если это не удается, то все начинаютъ острить надъ нимъ и смеятся, намекая на то, что онъ передъ этимъ, вероятно, черезъ чуръ угостился. Въ северныхъ провинціяхъ Швеціи эти соломенныя куклы называются «Іовами». Двое мужчинъ, широко разставивъ ноги, становятся другъ къ другу спиною. Передъ однимъ изъ нихъ ставятъ маленькую фигуру изъ соломы. Другой держитъ въ рукахъ палку, которую онъ продеваетъ между своими ногами и ногами своего противника, и затемъ спрашиваете: «дома ли Іовъ?» Они ведутъ другъ съ другомъ потешные разговоры, которые забавляютъ всю публику и наконецъ, получивъ утвердительный ответъ, одинъ изъ нихъ старается опрокинуть палкой соломеннаго Іова. Тотъ, который стоить ближе къ кукле, употребляете все усилія, чтобы предупредить это. Другая игра не менее комична. Къ потолку на веревке прикрепляютъ тяжелую дубину, которая не достаетъ земли только на несколько дюймовъ. Человекъ ложится спиною на полъ и такимъ образомъ, чтобы дубина приходилась надъ его грудью. Игра состоитъ въ томъ, что онъ одной рукой долженъ держать кувшинъ и въ то время, когда онъ начнете изъ него пить пиво, мерно кружить другою рукою висящую надъ нимъ дубину. Если это ему не удастся, то его заставляютъ въ виде наказанія осушить до последней капли второй кувшинъ пива, что впрочемъ едва ли особенно мучительно для шведскихъ крестьянъ, готовыхъ выпить при всякомъ удобномъ случае. (Еще одна диверсия - спаивание). Не мало тешитъ собравшуюся компанію рождественская старуха. Ее изображаетъ обыкновенно юноша, навьюченный до такой степени юбками, что онъ кажется одинаковыхъ размеровъ въ ширину и въ длину. Такимъ образомъ разряженная старуха, расхаживая по комнате взадъ и впередъ, отвешиваетъ книксены то одному, то другому. Но более всего въ восторгъ приводить «рождественскій козелъ», который появляется не только накануне Рождества, но и во время всехъ рождественскихъ праздниковъ. Одинъ изъ юношей изображаетъ «рождественскаго козла». Онъ весь скрытъ подъ шкурами съ метлой вместо хвоста. Голова и хвостъ двигаются съ помощью веревокъ или скорее палокъ, который держитъ юноша, и все зависитъ отъ ловкости, съ которою онъ распоряжается ими. У козла нередко бываютъ рога и его торжественно вводить въ комнату два человека и затягиваютъ длинную незамысловатую песнь, краткое содержаніе которой можно передать такимъ образомъ: «Добрый вечеръ, девушки и парни; мы привели рождественскаго козла такъ скоро, какъ только могли; когда мы нашли его близь горной тропинки, онъ трясъ своей головой въ страшной ярости.» Затемъ эти люди делаютъ видъ, что убиваютъ козла, который въ ту же минуту падаетъ на землю; тогда они продолжаютъ петь: «одинъ изъ насъ угрожалъ ему; другой нанесъ сильный ударъ. Рождественски козелъ убитъ и распростертъ на земле». При словахъ песни: «туте козликъ вскочилъ, тряхнулъ всемъ на смехъ бородою и ударилъ своимъ лбомъ о стену», козелъ вскакиваете съ земли и своими прыжками и беготней кругомъ комнаты возбуждаетъ смехъ и веселье всей компаніи.
(Окончание следует)
***
Коляда, Святки, Сочельник. Часть 2 (Текст)
...Земля у нас ещё находится на рубеже Светлых и Тёмных Сил, поэтому звёздные врата закрыты. На Кавказе было два комплекса. Один комплекс засыпал Перун, когда освобождал из плена людей, захваченных обманом, которых увели в пекло. Он что сделал? Открыл врата Междумирья, спустился в пекло, освободил оттуда всех и засыпал вход во Врата Междумирья горами Кавказскими. И заметьте, когда это было? Если перевести на современное летоисчисление, то это было 24 декабря. То есть в День Перемен он освободил из плена. Дальше что было? Каждый из них встречал родственников, поэтому с 3-го января и будет Неделя Памяти Праотцов, память о том, что наши Предки освободились из плена, которых обманом туда попали или их похитили. И они вернулись. Но вместе с теми, кто вышел из пекла, а там же всякая нечисть, и нечисть вышла и пыталась проникнуть в дома. А люди радовались возвращению Предков, и они от нечисти откупались плюшками, блинами. В доме радость - Предки вернулись. А отсюда и Праздник Калядки, когда одеваются в ряженных, и ходят по домам, как бы нечисть - и угощают сладостями. А что делал Перун? Он потом ходил по Земле и всю нечисть уничтожал. И как только он последнюю нечисть уничтожил, он свой меч сияющий вонзил в землю.