Первобытный иудей (jude - жид)). Это Стражник Друг Единственный
Oct 24, 2023 14:38
ПЕРВОБЫТНЫЙ ИУДЕЙ (JUDE - ЖИД) Это Стражник Друг Единственный
Чтобы понять цивилизованного иудея (jude - жида), надо видеть его первобытного. Пресбурский Шлосберг даёт прекрасное понятие о промежуточном состоянии между отталкивающим галицийским и почти изящным столичным иудеем (jude - жидом). Представьте себе, круто извивающуюся по склонам горы, пыльную белую дорогу. Направо и налево лавчонки или низенькие домишки, как на востоке, с решётками в средневековом вкусе. На улице безпорядочно кишит семи или восьмитысячное иудейское население среди всякого тряпья, железного лома, разрозненной мебели, кучи овощей и груды нечистот. Там вы увидите стариков, поражающих своим безобразием, и рядом молодых девушек необыкновенной красоты, одетых в лохмотья; однако сюртук преобладает у мужчин, у них связь с современностью выражается высокими шляпами, а с прошлым - босыми ногами, они составляют контраст с головным убором. Общий вид однако скорее возбуждает представление о современной жизни, чем впечатление прошлого. По правде сказать, так и кажется на каждом шагу, что встречаешь знакомые лица, и этот уголок гетто имеет вид маленького Парижа. Разве эти два проходимца с пронырливыми физиономиями, кто возится около старой декорации, не Дрейфус и Локруа? Иудей (jude - жид), развалившийся на репсовом диване, прямо на улице, среди груды капусты, имеет разительное сходство со Стерном, посетителем клуба улицы Рояль. Посмотрите на эту костлявую молодую девушку босиком, прикрытую только грязной кофтой и юбкой до колен, - это Сара Бернар в детстве. Вот девица Исаак уплетает за обе щёки кочан кукурузы. Вглядитесь в эту женщину, что красуется на пороге своего дома; не напоминает ли она вам одну знаменитую баронессу, она со своими дерзкими и глупыми ухватками более похожа на зазнавшуюся гусыню, чем на Лагиду «с грациозным и гибким движением лебединой шеи», воспетую Готье. Оденьте в бархат, бриллианты и приличную одежду всю эту толпу перекупщиков, старьёвщиков и ростовщиков и вы получите театральный зал в день первого представления. Сами они отлично понимают своё положение и философски ожидают прилива, что вынесет их в город к счастью, к почестям. Они не торопятся и не чувствуют себя несчастными. В центре этого квартала, полного лохмотьев, возвышается синагога в восточном вкусе, в своём роде чудо; её охотно показывают иностранцу, иногда даже принимают любознательного гоя за какого-либо приезжего собрата, желающего уяснить себе положение запоздавших братьев. Я дал там 20 крейцеров одной женщине в огромных сапогах, она во что бы то ни стало хотела поцеловать мне руку. «Не нужно, старушка, сказал я ей; я очень рад, что доставил тебе удовольствие. Твой сын наверно будет моим принципалом, и я буду счастлив, если мне удастся получить кусок хлеба, наклеивая бандероли на его газету». В конце подъёма вы очутитесь перед замком Шлосберг, где долго короновались венгерские короли и где жила Мария-Терезия. Какое поразительное зрелище являет этот замок, от него после пожара остались одни стены; открытый всем ветрам, зияющий, но всё ещё величественный, он со странною отчётливостью выделяется на горизонте. Внизу протекает Дунай, не необузданный, как под Веной, а неподвижный, мрачный, как бы уснувший, - пароходы с трудом подымаются против течения. Налево остров Ау, перед вами песчаные отмели, вдали большие острова, называемые «Золотым Садом». В туманную погоду эти развалины царственного жилища носят на себе отпечаток глубокой грусти. Феодальный мир с его славою, героическими воспоминаниями, победными празднованиями разрушен, как и этот покинутый замок; новый мир копошится в нескольких шагах от вас, в этом городишке иудейского (jude-жидовского) народа, откуда будут выходить миллионеры, перед ними преклонится раболепное общество и ремесленники искусства, их будет превозносить со слов реклам безсмысленная и глупая толпа до тех пор, пока снова не воспрянет гойский мир.
***
Первобытный иудей (jude - жид)). (Это Стражник Друг Единственный)