Инквизиция погибших овец дома Израилева в России. Введение
Jul 10, 2023 06:50
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964 г.
От блога Дадим понимание отдельным понятиям. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «И, наверное, первый и самый важный урок, его мы сегодня должны вынести из трагедии столетней давности: никакие посылы новой счастливой жизни, никакие надежды на помощь извне, и якобы эту помощь могут оказать БОЛЕЕ ОБРАЗОВАННЫЕ и ПРОДВИНУТЫЕ люди, НЕ ДОЛЖНЫ соблазнять наши народы». Т.е. инквизиция в России объявляется на уровне государства и сейчас. Далее, Пётр первый издал «Духовный Регламент» в 1721-е лето, где написано: «Яко христианский государь правоверия святой церкви блюститель». Отсюда, не может быть такого понятия как «православная церковь» в отношении правоверных христиан. Это закреплено в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»: »...основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль ПРАВОСЛАВИЯ в событиях прошлого России, в становлении и развитии её духовности и культуры, уважая ХРИСТИАНСТВО, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии»… Т.е. понятия ПРАВОСЛАВИЕ и ХРИСТИАНСТВО разделяются в самом законе! Отсюда, понятие «православная инквизиция» это подлог, в действительности это «христианская инквизиция», а если говорить уже про то, что основой христианства является иудаизм народа Израиля, тогда правильнее будет понятие - «инквизиция народа Израиля». Ведь Иисус Христос как раз и пришёл к народу Израиля: «…Я послан только к погибшим овцам дома Израилева…» («Новый Завет», Мф, гл.15, ст.24.) И своим ученикам он что говорил? «Сих двенадцать, послал Иисус и заповедал им, говоря: “на путь к язычникам не ходите и в города Самарянские не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же проповедуйте им, что приблизилось Царство Небесное”» ("Новый завет". Мф. гл.10, ст.5-7) Т.е. «ХРИС-ТИ-АНе» это «погибшие овцы дома Израилева». А если читать, как народ Израиля с права на лево, то слово «ХРИС-ТИ-АНе» уже звучит как «АН-ТИ-ХРИСТы». АН это против; т.е. «ПРОТИВ ТЫ ХРИСТА», так и есть, «погибшие овцы дома Израилева» (Мф. 15:24) как раз и казнили Иисуса Христа руками Римского правительства. Получается инквизиция существовала ещё до Иисуса Христа, и это будет уже «инквизиция погибших овец дома Израилева». А они следуют основному правилу: «Зло твори чужими руками, а добро делай своими», поэтому, сами они не казнят, а отдают это дело светской власти.
***
ВВЕДЕНИЕ В редакции блога. Картина П. Мясоедов сожжение протопопа Аввакума. 1897
В дореволюционной литературе по исследованию прошлого высказывалась, правда очень робко, мысль, что правоверная христианская церковь, так же, как и католическая, использовала инквизиционные методы разправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнёта, и имела для этого особый аппарат. Учёные, исследующие прошлое, считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено ещё во времена императора Феодосия в Константинополе (4 столетие н. э.). Они доказывали также, что инквизиция существовала не только в древней Руси, но и в начале 18-го столетия, при Петре первом. «Пётр первый, - писал один учёный, исследующий прошлое, в журнале «Русский вестник» в 1891-е лето, - создал у нас инквизицию и инквизиторов, и нет возможности отрицать, что всё гражданское и церковное управление при нём и долгое время после него, было проникнуто инквизиционным настроением». Церковные власти возражали против попыток разоблачить инквизиционный характер деятельности христианской церкви. Видные церковные мужи, исследующие прошлое, по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что правоверная христианская церковь в России не знала инквизиции и, что у неё не было такого аппарата, каким располагала католическая церковь. Так, известный церковник, исследующий прошлое, М.И. Горчаков в статье «Инквизиция в восточной церкви», полемизируя с Вл. Соловьёвым, доказывал, будто инквизиционный процесс считался главным каноническим средством борьбы с её врагами и не заменялся другими видами судопроизводства лишь в католической церкви, в древних же «правилах» христианской церкви нет якобы сведений об особом трибунале, занимавшемся преследованием и осуждением еретиков . Институт инквизиции в России отрицал и другой церковник, исследующий прошлое, Н.И. Барсов. В книге «Существовала ли в России инквизиция?» (1892-е лето) он утверждал, что созданные при Петре первом Приказ протоинквизиторских дел и другие церковные учреждения носили совершенно невинный характер: они лишь наблюдали за деятельностью епископов и церковных организаций, а их выступления против еретиков и других врагов церкви носили случайный и непоследовательный характер . Споры о том, была ли в России инквизиция, на этом, собственно и закончились. Инквизиционные порядки в монастырских тюрьмах и других церковных организациях освещались и в немногих других трудах, но эти труды либо запрещались, либо замалчивались. Так, в 1898-е лето В.Г. Короленко в статье «Об инквизиции», предназначенной для журнала «Русское богатство», говоря об изуверстве и религиозном фанатизме, разжигавшемся церковными инквизиторами - католиками в г. Ковно, пытался разоблачить деятельность и христианских инквизиторов в царской России. Однако, статья эта была запрещена цензурой . Лишь в годы первой русской революции прогрессивному учёному, исследовавший прошлое, и общественному деятелю А.С. Пругавину удалось познакомить русское общество с инквизиционной деятельностью монастырских застенков . Его труды, основанные на архивных материалах, вызвали в обществе широкий отклик. Журналы того времени писали, что со страниц его книг «веет ужасами инквизиции» и если инквизиция отошла уже в область преданий, то монастырские тюрьмы представляют современное зло и даже в 20-м столетии сохранили специфические черты человеконенавистничества и жестокости. Духовное ведомство не стало опровергать опубликованные Пругавиным материалы, оно предпочло молчать о них. Но много лет, во время реакции, наступившей после разгрома революции 1905-го лета, дальнейшее разоблачение инквизиционной деятельности христианской церкви было невозможно; её интересы надёжно защищал весь административный и полицейский аппарат самодержавия. Православные церковники нередко критиковали католическую церковь за деятельность её инквизиции. Они говорили, что католическая инквизиция не есть учреждение «каноническое», так как в церковных канонах нет указаний на право церкви подвергать за отступление от веры смертной казни или другим наказаниям, что католическая церковь, присвоив себе функции уголовного суда и организовав для этого внутри самой церкви особый орган - инквизицию, поступила неправильно, «не канонически». Возникновение инквизиции, как особого учреждения, относится теми, кто исследует прошлое, обычно к началу 13-го столетия, когда преследование еретиков было возложено на монахов доминиканского ордена. Но и до этого католическая церковь огнём и мечом разправлялась с участниками народных антифеодальных движений, имевших религиозную оболочку. Католическая церковь боролась против прогрессивной общественной мысли, против развития просвещения и науки. Она сжигала отдельные книги и целые библиотеки, уничтожала замечательные памятники искусства, предавала смерти учёных. Епископ Августин, живший в 4-м столетии н.э., разработал целую теорию для оправдания массового убийства людей, выступавших против церкви, используя для этого тексты Священного писания и «творения» отцов церкви. Августин доказывал, что сам бог требует физического уничтожения людей, восстававших против светской и церковной власти. Учение Августина было положено в основу деятельности католической инквизиции. Его взгляды хорошо усвоили и правоверные христианские церковники в России. Католическая церковь была одним из самых могущественных феодалов. Она сосредоточила в своих руках огромную экономическую и политическую силу. По словам Ф. Энгельса, церковные феодалы «эксплуатировали своих подданных так же безпощадно, как дворянство и князья, но вели себя ещё более безстыдно» . Правоверная христианская церковь также была крупнейшим феодалом в России. Ей принадлежало свыше миллиона крестьян, их она угнетала с исключительной жестокостью, используя для этого хорошо налаженный аппарат принуждения. Борьба народных масс против феодального гнёта часто принимала религиозную оболочку, выступая в виде разных ересей. Восставая против феодальной эксплуатации, массы боролись и против церкви, так как церковь оправдывала и защищала этот гнёт, освящала феодальный строй божественным авторитетом. По словам Ф. Энгельса, церковь занимала положение «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя. Ясно, что при этих условиях все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все социальные и политические революционные доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси» . Против антифеодальных движений, принимавших религиозную оболочку и направлен был прежде всего «духовный меч», соединявшийся с мечом светским. Светская власть также использовала инквизицию для борьбы с еретическим движением, ибо еретики, как отметил Ф. Энгельс, «были столь же опасными врагами монархии в государстве, как и папства, и церкви». Наказание еретиков сожжением на костре было введено в светское законодательство многих стран уже в 12-13-х столетиях. Для оправдания этого, обычно ссылались на «божественные» законы. Инквизиция очень скоро разпространила свои органы во многих европейских странах, где церковь, благодаря инквизиции, превратилась в самое страшное орудие абсолютизма. Она применяла такие меры устрашения, как сыск, доносы, конфискация имущества, пытки, сожжение на костре. Разследованием дел инквизиция обычно не занималась, установленного процесса судопроизводства у неё не было. Инквизиция сама определяла сущность преступления против веры, сама выносила приговоры, а затем передавала обвиняемых светской власти для приведения приговоров в исполнение. Из всех видов наказания инквизиция предпочитала смертную казнь. Фома Аквинский (1227-1274) обосновал необходимость смертной казни для еретиков: ересь-де большее преступление, чем даже оскорбление государя. Лицемерно заявляя о нежелательности проливать кровь осуждённых, Фома Аквинский рекомендовал заживо сжигать еретиков и такой способ разправы с ними надолго вошёл в практику инквизиции. Начиная с конца 13-го столетия инквизиционные костры запылали во многих европейских странах. Зажгли их и в России. Участь еретиков здесь разделили чародеи, ведьмы и другие ослушники правоверной христианской церкви. В России еретиков судили по «градскому» закону, но это - по словам исследующего прошлого Н.М. Карамзина - было лишь одной «пристойностью» . Хотя правоверная христианская церковь не разполагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь, но в борьбе с ересями, прикрывавшими, как и на Западе, движение против феодального гнёта, она применяла настоящие инквизиционные методы разправы - розыск и допрос под пытками и другие способы «познания истины». Она вела часто весь судебный процесс, добиваясь угодного ей приговора и наказания. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей её требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга божий, а дьявол. Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она разполагала и специальными органами, созданными для разследования дел против религии и церкви - Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Разкольнической и Новокрещенской конторами и др. В духовном приказе разсматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела против веры и церкви вело также организованное при Синоде в 1721-е лето тиунское управление. Приказ духовных дел наблюдал за «чистотой» правоверия, разправлялся с раскольниками и еретиками. Приказ инквизиторских дел вёл следствие по делам «интересным» и «безгласным». Он имел большой штат инквизиторов как в Москве, так и на местах; возглавлял его протоинквизитор, архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий. В разпоряжении Приказа инквизиторских дел были свои подьячие, своя охрана и собственная тюрьма. Настоящим инквизиторским застенком являлась и Разкольническая контора, существовавшая до 1764-го лета. С организацией духовных консисторий (1744-е лето) дела о религиозных преступлениях перешли в их ведение. Консистории производили розыск по делам против веры и церкви, сажали в свои тюрьмы обвиняемых, чинили над ними суд и разправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод. Он применял такие же инквизиционные методы воздействия, как и другие церковные организации. Монастырские власти вели следствие над неугодными правительству и церкви людьми, держали их в жестоком тюремном заключении. По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы - Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ и др. Сюда поступали дела от церковных властей в тех случаях, когда в «изъяснение подлинной правды» требовалось подвергнуть обвиняемых пыткам. И здесь духовное ведомство продолжало наблюдать за ведением следствия, получало допросные листы и «экстракты». Оно ревниво оберегало свои судебные права, не допуская их умаления со стороны светских властей. Если светский суд не проявлял достаточной оперативности или отказывался пытать обвиняемых, посланных церковниками, те жаловались на ослушников светским властям. По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей «для полного розыска». Католическая инквизиция, как специальный институт, под давлением общественного мнения была уничтожена в большинстве стран в 18-м столетии, но инквизиционный дух сохранялся в этой церкви в течение многих лет. Католическая церковь и в наши дни запрещает читать книги, внесённые в особые списки, куда попадают лучшие произведения мировой литературы, передовой общественно-политической мысли; она отлучает от церкви видных учёных, имевших мужество выступить против реакционной религиозной идеологии; она осуждает демократические организации, обвиняя их в том, что их деятельность направлена против религии и церкви. Инквизиционные методы разправы с прогрессивной мыслью, с передовым общественным движением, с людьми, выступавшими против религии и церкви, существовали и в правоверной христианской церкви в России. Предлагаемая вниманию читателя книга разсказывает об инквизиционном аппарате правоверной христианской церкви в России, о её разправе с участниками народных антифеодальных движений, принимавших форму ересей, о борьбе церкви против общественно-прогрессивных взглядов, против просвещения народа и развития материалистической науки.
*** [1] «Юридическая летопись», 1891, № 12, стр. 491-504. [2] Н.И. Барсов. «Существовала ли в России инквизиция?» СПб., 1892, стр. 5-6. [3] Эта статья хранится в отделе рукописей Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. [4] А.С. Пругавин. «Монастырские тюрьмы». М., 1905; он же. В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб., 1909 г. [5] Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. М., 1953, стр. 25. [6] Там же, стр. 34. [7] Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 5. М., 1938, стр. 250. [8] См. Н. М. Карамзин. История государства российского, т. V. Пг., 1915, стр. 327.
***
Инквизиция погибших овец дома Израилева в России. Введение
Е.Ф. Грекулов Православная инквизиция в России Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964 г.