Мы не верим в бога (Пионерская правда. 1927. № 38)
Nov 10, 2022 15:46
Волшебный фонарь - желанный гость в пионерском клубе.
МЫ НЕ ВЕРИМ В БОГА В РОЖДЕСТВЕНСКУЮ НОЧЬ НА ПРИЗЫВ КОЛОКОЛОВ ПОЛЗЛИ К ЦЕРКВАМ СТАРИКИ И СТАРУХИ. НА КЛИРОСЕ ТЯНУЛИ «РОЖДЕСТВО ТВОЕ ХРИСТЕ БОЖЕ НАШ»... А НА ВЕЧЕРАХ В КЛУБАХ И ИЗБАХ-ЧИТАЛЬНЯХ КОМСОМОЛЬЦЫ И ПИОНЕРЬ! БОДРО РАСПЕВАЛИ «ВЫРОСЛИ МЫ В ПЛАМЕНИ, В ПОРОХОВОМ ДЫМУ». В ЭТОТ ВЕЧЕР БЫЛ ДАН РЕШИТЕЛЬНЫЙ БОЙ НЕВЕЖЕСТВУ И ТЕМНОТЕ.
ПЕРЕД ПЕРВЫМ БОЕМ (Дер. Ипатово, Бирского у., Уфимской области) Из города в декабрьскую метелицу приехал учитель Иван Федорович Казаков. Во дворе школы его встретили ребята и в сумерках, натыкаясь друг на друга, стали таскать из широких саней затерянные в сене свертки. Иван Федорович предупредил членов кружка «Безбожник», что он вернётся в пятницу вечером с книгами и волшебным фонарем. Пока Иван Федорович оттаивал (у печки ледяные сосульки усов, ребята развернули все свертки - и стол запестрел цветными обложками журналов и книг. Освобождённый от бумажной шелухи, новенький волшебный фонарь заблестел своим единственным глазом. Ребята в немом восхищении столпились у предмета своих тайных желаний, поочередно заглядывая в радужный глаз фонаря. Иван Федорович засмеялся: - Не сюда смотреть надо, на стенку. А картинки вставляются вот так. И ребята в течение пяти минут обучились нехитрому искусству владеть волшебным фонарем. - Ну, теперь мы рождество отпразднуем как следует. Все ребята сбегутся на нашу безбожную лекцию, - сказал председатель кружка и, нежно погладил фонарь. У всех было на душе радостно и весело. Ведь кружок «Безбожник» первый раз вступает в открытый бой с попом. Куда пойдут ребята на рождество: в церковь или в клуб? На волшебный фонарь возлагается много надежд. Не даром ребята собрались в этот морозный вьюжный вечер со всех концов деревни и засиделись с беседой до ночи. К. Волшебный фонарь - желанный гость в пионерском клубе. «БЕЗБОЖНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» (4-я школа Бауманского района) Антирелигиозная деятельность у нас была связана с уроками обществоведения. Мы изучали греков и римлян. Сравнивали их богов. Было ясно, что это - олицетворенные силы природы. К ним мы подставили разные христианские праздники. Отметилось их совпадение с явлениями в природе. Стал расти интерес к безбожным вопросам. Ребята стали собирать из газет разные карикатуры - «обновление» икон, западные волхвы у Колчака и т. и. К «рождеству» из них составили для выставки плакат. А на «крещение» обследовали ближайший рынок: чем торговцы интересуются - деньгами или богами? - и сделали диаграмму. Когда перешли на новую программу, у многих ребят возникли более сложные вопросы: как произошел мир и как человек, есть ли бог, почему коммунисты в бога не верят, за что посадили Тихона. Выделился актив ребят, они потом сорганизовались в безбожный кружок. Но не было подходящей литературы на рынке. Вышли мы из положения другим путем. Стали посещать лекции московских антирелигиозников в Введенском нардоме и центр. доме крестьянина. Слушали, записывали, даже подавали записки, а потом делали доклад у себя в кружке и все вместе обсуждали с руководителем кружка. Отдельные члены кружка потом стали комсомольцами.
СВЯТАЯ КРЫСА В школе открылась читальня и появилась «безбожная» литература. Все подходящее к возрасту ребята читали, особенно интересовали картинки из «Безбожника у станка». Но предмету обществоведения мы все время делали экскурсии, обследования. В это время искали экскурсионного места и по линии безбожной. Ребята слыхали, что где-то в музее есть «мощи». И другие доказывали, что мощи нетленные и, значит, святые. Мы решили проверить. Сделали экскурсию в Наркомздрав на выставку по охране здоровья - смотреть мощи святых. Ребята удивились, увидав, что там оказалась мощи не только святых угодников, превратившихся в труху, но и фальшивомонетчика, святой крысы, преподобной воблы, частица бараньих мощей. Увидели и другое - какая зараза происходит от причащении, христосования, увидели, как проф. Завадовский сотворил из курицы петуха, а петуха обратил в курицу без всякой религии. Все это очень заинтересовало ребят. Решили выпустить свою газету. Сказано -сделано. Как назвать ее? Мы извещаем ребят о том, что видели, - «БЕЗБОЖНЫЕ ИЗВЕСТИЯ № 1». ОРГАН КРУЖКА БЕЗБОЖНИКОВ ПЯТЫХ ГРУПП. Там прописали всякие мощи, искусственные и естественные, вред от покойников и чудо с петухом Завадовского. Нашлись и художники, и склейщики, и проч. Вывесили на лестнице. Газета имела определенный успех. Ребята обрадовались и дней через десять выпустили № 2 «Безбожных Известий». Л. Ч. КАК РЕБЯТА ПОПУ ПРАЗДНИК ИСПОРТИЛИ (Дер. Галано.ка, Грязовециого у., Вологодской губ.). Приближалось Рождество и поп начал готовиться. Тёмная и хилая церковь стала внутри чище. Ребята Дмигрий Сестриков, Мария Матвеева и Фёдор Баусинов решили разрушить планы попа. Мария Матвеева поехала в уезд и пропадала там два дня. Приехав домой, прямо с телеги, обсыпанная легким снегам, зашла к Сестрикову, села на скамью, усталая и счастливая, протянула бумажку, сказав одно слово: - Есть. Утром вышли из избы Сестрикова Мария и Баусинов с плакатами, их они прибили к широкому дубу, что у церкви, и другой плакат на ворота маленькой усадьбы, где находился кооператив и изба-читальня. Плакаты гласили: Сегодня, и первый день праздника, в избе-читальне, что и кооперативе, комсомол и пионеры нашей деревни устраивают спор о том, есть ли бог и откуда произошел человек. Докладчик из города тов. Матвей Кизельский. После лекции кино, тайцы. Пришел час и зазвонил колокол. Потянулись редкие фигуры в церковь, а многие мужики с усмешечкой пошли послушать «антихристов». Спор был оживленный. Человек из города разсказывал о Земле, о происхождении человека. Потом показывали кино-картину о «святом старце Грязнове», она произвела на всех большое впечатление. Бородатый и редко когда улыбающийся отец Маруси Матвеевой потрепал свою дочь, поглядел на звезды, на тусклый крест церкви и вымолвил добродушно: - Бестия, бестия, спать пора. М. КРАСНОВ.
***
Мы не верим в бога (Пионерская правда. 1927. № 38)