25-е декабря - зимний Солнцеворот (Пионерская правда. 1927. № 37)
Sep 28, 2022 13:56
25-Е ДЕКАБРЯ - ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ Читая религиозные рождественские сказки разных народов, я приметил одно странное, вначале очень удивившее меня обстоятельство. ВСЕ БОГИ-СПАСИТЕЛИ РОЖДАЛИСЬ В ОДИН ДЕНЬ, В ОДНО ЧИСЛО. А именно 25 декабря! 25 декабря персы праздновали рождение своего солнечного бога Митры, 25 же декабря буддисты - рождение своего бога огня, сына божия Аши, вавилоняне - бога Таммуза, фригийцы - Агтиса, финикийцы - Одониса, греки - Аполлона. - Вот так штука! Почему же день рождения христианского бога совпадает с днем рождения других богов языческих религий? - спрашивал я себя. - Неужели же за много сотен даже тысяч лет до христианского времени между богами, богоматерями и боженятами предварительное соглашение было заключено? Дело было проще. 25-е ДЕКАБРЯ - ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ В этот день, как говорят крестьяне, Солнце поворачивает на весну. Уменьшавшийся с июня месяца день с 25 декабря начинает увеличиваться. Еще природа скована льдом, еще впереди предстоят холода, но земля уже не вернется обратно. Стародавний язычник-земледелец еще целиком зависел от власти природы, что могла или дать ему богатый урожай или же вконец разорить его засухой, градобитием, налетом саранчи и другими стихийными бедствиями. Земледелец примечал, что если посеешь хлеб и посадишь овощи ВО-ВРЕМЯ. - больше шансов на хороший урожай. НАДО БЫЛО, таким образом, ЗНАТЬ ВРЕМЯ сева хлеба, посадки овощей и время уборки их с полей и огородов. А ДЛЯ ЭТОГО НАДО БЫЛО ВНИМАТЕЛЬНЕЙШИМ ОБРАЗОМ НАБЛЮДАТЬ ЗА СОЛНЦЕМ. Науки о движении Земли и о законах движения Земли тогда еще не было. Тогда еще думали, будто Земля стоит неподвижно, а Солнце, луна Месяц и звезды пляшут и кружатся вокруг нее в причудливом хороводе. Почему с 25 декабря Солнце дает больше света? Почему с 25 декабря ночь уменьшается и увеличивается день?! Оттого, - отвечает теперь наука, - что в оборачивающейся вокруг Солнца по разтянутому кругу Земле с этого дня изменяется наклон земной оси, лучь Солнца начинают падать в более прямом направлении, а от этого начинает увеличиваться длина дня, повышается нагревание земли. «Оттого, - думал в старину язычник-земледелец, а за ним и христианин, русский крестьянин, - что в этот день народился на Земле «сын божий»! ОН сошел с неба, с Солнца на землю! Он принес с собою скотоводам и земледельцам больше тепла и света! ОН совершил перелом в природе». РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРЯДЫ Православию в древней Руси, как известно, пришлось выдержать большую борьбу с языческой верой. Православие не могло побороть язычества. И ко многим чисто языческим обрядам христианству пришлось приспосабливаться. Оставив языческий обряд, его лишь перелицовывали на христианский образец. Под тот или иной ЯЗЫЧЕСКИЙ обряд подводили свое ХРИСТИАНСКОЕ, религиозное учение. Так что на три четверти русское рождество - языческое рождество. Ночь под рождество У древних Славян называлась «материнской ночью», «ночью боли». И уже само это название говорило, что, по поверью, в эту ночь кто-то или что-то родилось. Древние Славяне верили, что в эту ночь рождался их старый бог Перун и зажигал на небе свою звезду - Солнце. Вместе с Перуном нисходили на Землю боги-предки, они на древне-славянском языке назывались дедками, божичами, свиятками. Отсюда и название праздников - СВЯТКИ! Встреча богов производилась стариками. Старики исполняли роль жрецов. На их обязанности лежало «жрети», т. е. кормить богов. Для этого они собирали по домам КОЛЯДУ. Отсюда - Теперешние украинские РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ В наиболее просторной избе путем трения зажигали новый огонь. Для этого брали пень, полено, колоду, чурку таких размеров, чтобы она могла гореть в продолжение всех рождественских дней. Пень этот окуривался, обсыпался зерном, обмазывался маслом. Его переносили из дома в дом. Во время морозов и зимних вьюг вокруг этого огня собирался весь род или семья. Этот пень с рождественским огнем впоследствии заменила - РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА. В честь богов, гостей-предков варили древнее кушанье из неразмолотых зерен - РОЖДЕСТВЕНСКУЮ КУТЫО. Старики-жрецы обязаны были не только ублажать богов разными кушаньями или хвалебными в честь их песнями, но и осторожненько выведать, выспросить у них про будущий урожай, про судьбу, про семейное счастье. ГАДАЛИ! Новый год приходился на святках. И самое название «год» происходит от слова гадать. Жрецам-старикам надо было, кроме того, воздействовать на природу волшебными и колдовскими чарами. Думали тогда: вот если притти в дом и щедро разсыпать по углам зерно, то и бог щедро разсыплет урожай по полям. Если, к призеру, во время засухи влезть на крышу да побрызгать хорошенько водой, то скоро и бог будет вынужден побрызгать дождем с неба. Вот почему с зернами ходили по домам особые славильщики-посыпальщики, и их всюду охотно принимали, откармливали и задаривали. Отсюда РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СЛАВИЛЬЩИКИ. Вот почему золу и пепел, сор, зерна и солому, - все, что накоплялось во время святок в избе, - выносили потом в поле, засевали в поле, чтобы был хороший урожай. Во всех этих колдовских церемониях большое участие принимали боги - умершие предки... Они уже века лежали в могилах; язычник же земледелец хотел видеть их самолично, своими глазами, вставшими из гробов и помогавшими ему. Он хотел их трогать своими руками, беседовать с ними, спрашивать их о судьбе и получать от них ответы. Как это сделать? Богов-предков изображали РЯЖЕНЫЕ. Они старались одеться так, как одевались предки. Предки не знали дубленых тулупов, носили, должно быть, еще звериные шкуры. И ряженые рядились в звериные шкуры, в вывороченные тулупы, мазали лицо сажей, рычали наподобие полузверей-полулюдей. Они путешествовали из дома в дом с музыкой, песнями, играми. И их всюду встречали с разпростёртыми об’ятиями, встречали так, как подобает встретить спустившегося с неба или вышедшего из могилы на побывку с родными «всамделишнего» предка. Отсюда теперешнее РОЖДЕСТВЕНСКОЕ РЯЖЕНЬЕ. Смешные и жалкие попытки воздействовать на природу не организованным трудом и техникой, а колдовством. Н. ГОРЕВ. (Окончание в следующем номере).
***
25-е декабря - зимний Солнцеворот (Пионерская правда. 1927. № 37)