Будущее дирижабля (Костер. 1966. № 09)

Sep 25, 2022 19:16



























БУДУЩЕЕ ДИРИЖАБЛЯ

Вадим Инфантьев
      «Уверен, знаю, советские дирижабли будут лучшими в мире».
      К. Э. Циолковский
      Никто из ребят не видел «живого» дирижабля, о нем они могли лишь слышать от взрослых или увидеть в фильме «Гиперболоид инженера Гарина». Кстати, снятый в фильме дирижабль был недавно построен по проекту Нижне-тагильского общественного конструкторского бюро.
      Сейчас в нашей стране возникло много таких конструкторских бюро и самое большое - в Ленинграде. Им руководит инженер Александр Николаевич Дмитриев (его трудовой стаж -50 лет!); научное руководство осуществляет старейший воздухоплаватель страны профессор Александр Григорьевич Воробьев. Об этом бюро уже писали в «Костре».
      Что же заставляет этих поч- тенных людей вместо отдыха заниматься экономическими и инженерными расчетами, изучать трудные книги по дирижаблестроению?
      Я более двадцати лет отслужил на военной службе, плавал инженер-механиком на подводных лодках, позже занимался научными исследованиями. Почему же я вдруг из под воды полез в небо, увлекся воздухоплаванием?
      Отвечу вопросом: почему многие ребята объединяются в отряды Красных следопытов, в тимуровские команды, в зеленые патрули и вместо веселых игр занимаются серьезным и важным делом? Так же и экономисты, инженеры - люди разных специальностей добровольно берутся делать то, что важно для страны. Они такие же энтузиасты, как и Красные следопыты и тимуровцы, и различает их только возраст и образование.
      С 1961-го лета я стал писать рассказы. И когда пишу, моя логарифмическая линейка, с ней я не расставался много лет, лежит на столе без дела и смотрит на меня вроде как с упреком. И сам я чувствую: мне чего-то не хватает. Я знаю: осваивать богатства Сибири трудно. Они скрыты в болотах и трясинах, в непроходимых чащах таежных лесов, в глубине гор. А не помогут ли, подумал я, здесь дирижабли? И стал читать книги о дирижаблях. Это для меня близкая область: ведь дирижабль и подводная лодка строятся и действуют по одним и тем же законам физики: закону Архимеда и законам сопротивления среды.
      Только среды, где эти сооружения плавают, различны по плотности, а расчетные формулы почти одинаковы.
      Так я начал трудиться в Ленинградском общественном конструкторском бюро вместе с инженерами-строителями, моряками, авиаторами. Теперь нас более семидесяти человек.
      Недавно у нас появился могучий союзник - юные энтузиасты из Великолукского ремесленного училища № 8 во главе с директором В. В. Дряхленковым. По проекту нашего бюро они хотят построить управляемую по радио летающую модель, длиною в десять метров - прообраз будущего воздушного корабля. На эту модель мы возлагаем большие надежды, и ребята приобретут опыт, а когда в нашей стране приступят к строительству гигантских дирижаблей, их опыт пригодится. Вспомните, все знаменитые авиаконструкторы: Яковлев, Туполев, Лавочкин, - начинали свой путь с авиамоделизма.
      Сейчас в Тюменской области открыты богатейшие залежи нефти, да еще какой. Есть скважины, нефть из них можно заливать прямо в баки тракторов. Но как добраться до этой нефти? Нужно привезти стальные буровые вышки, машины, построить дома для нефтяников, дать в поселки воду, электричество и вывозить добытую нефть... Кругом тайга и трясины шестиметровой глубины. Проложить железную дорогу? Но понадобится срыть целые горы и засыпать ими трясины. Это будет и очень дорого и очень долго.
      Есть хорошие машины - вертолеты, но им пришлось бы перевозить грузы не в одну, не в десять, а в сорок, пятьдесят, сто тонн и на расстояние не в сто - двести километров, а в тысячи. И тут экономисты и инженеры подумали о дирижабле.
      Если вы посадите себе на плечи товарища, то сможете пронести его метров сто- двести и сильно устанете, потому что ваша сила будет расходоваться не только для передвижения по земле, но, главным образом, на поддержание товарища на своих плечах, то есть на преодоление силы тяжести вашего товарища. Если же десять ваших товарищей сядут в лодку, а вы потянете её бечевой, идя по берегу, как когда-то ходили бурлаки, то перевезете их на довольно большое расстояние. Потому, что свою силу вы будете расходовать только на горизонтальное перемещение лодки, а вес товарищей будет уравновешен водоизмещением лодки, то есть архимедовой силой.
      Дирижабль - это большой баллон из легкого тонкого материала, наполненный газом, что легче воздуха, - водородом или гелием. Один кубический метр такого газа способен поднять в воздух около килограмма груза. Значит, для того, чтобы поднять в воздух одну тонну, нужен баллон объемом в тысячу кубических метров.
      Баллон с грузом может висеть в воздухе сколько угодно, не затрачивая никакой силы и энергии, как и баржа, стоящая на якоре. Для того чтобы баллон двигался, к нему подвешивают двигатели с воздушными винтами - аэростат превращается в дирижабль. Теперь он может лететь в любом направлении, по воле летчика. Дирижабль в переводе значит управляемый, вспомните, дирижер - это управляющий.
      Иное дело вертолет. Вся мощность его мотора расходуется на поддержание машины и груза в воздухе. Не может висеть в воздухе и самолет, мощность его моторов расходуется как на поддержание самолета в воздухе, так и на перемещение. Поэтому стоимость полета дирижабля обходится в три раза дешевле стоимости полета самолета и более чем в десять раз дешевле, нежели полет вертолета при одинаковом грузе. При этом дирижабль пролетит дальше и самолета и вертолета.
      Дирижабль отнюдь не новое изобретение. К началу первой мировой войны многие страны, среди них и Россия, имели дирижабельные флоты. Некоторые дирижабли могли поднимать грузы в десятки тонн и перевозить их на десятки тысяч километров. Развитие дирижаблей продолжалось и после войны. В США были построены гиганты «Акрон» и «Мэкон» длиною 239 метров, диаметром 40 метров, они брали грузы весом до 80 тонн и пролетали без посадки 17000 километров. Но американские инженеры увлеклись и построили эти корабли, не имея ни достаточного опыта, ни достаточных знаний о прочности материала. Дирижабли получились ненадежными.
      В 1937 году на нашем дирижабле «СССР-В6» был установлен мировой рекорд продолжительности полета: дирижабль летал непрерывно без дозаправки горючим и смены экипажа 130 часов 27 минут, то есть около 6 суток.
      Однако же в то время воздушные гиганты-дирижабли начади «вымирать». Все внимание было отдано бурно развившейся авиации - самолетам. Причинами «вымирания» были внутренние и наружные «болезни» дирижаблей. Единственным газом для наполнения дирижаблей оставался водород, а он легко воспламеняется. Малейшая искра могла привести к катастрофе. Так погиб крупнейший немецкий дирижабль «Гинденбург». Дирижабли страдали и «кожными» болезнями. В те времена единственным подходящим материалом для оболочек дирижаблей был бодрюш, приготовленный из кишок домашних животных: свиней, коров, коз; однако он быстро портился от солнца, сырости, мороза.
      Современный дирижабль не будет страдать болезнями своего предка. Его наполнят инертным газом гелием, он не только не горит, но и не поддерживает горения. Химия дает сейчас такие материалы для оболочек, им не страшны ни огонь, ни вода, ни морозы, ни солнце, а по прочности они не уступают металлу.
      Современный дирижабль сможет поднять с места груз весом в сотни тонн и перевезти его на разстояние в десятки тысяч километров. Ему не нужны аэродромы и посадочные полосы. Дирижаблю безразлично, что под ним внизу - тайга, море, льды, болота или горы. Он способен прямо со двора домостроительного комбината, например, города Иркутска, поднять в воздух готовый дом с расставленной в квартирах мебелью и отвезти его, допустим, на полуостров Таймыр и поставить на место. Пожалуйста, справляйте новоселье.
      Ни по железной дороге, ни пароходом нельзя перевезти собранную буровую вышку, металлическую опору электропередач, гигантскую турбину для новой ГЭС, стометровой длины связки нефте- или газопровода, это способен сделать только дирижабль - в небе места хватит. Он не только привезет вышку, мачту или турбину, но и установит ее на место, выполнив работу монтажного крана.
      Это не выдумка и не фантазия. Об этом серьезно говорят инженеры-строители, нефтяники и энергетики. Ведь это очень интересно!
      Нам предстоит осваивать огромные пространства Сибири и Дальнего Востока, где трудно строить аэродромы, железные и шоссейные дороги, и помогут взять их колоссальные богатства лишь новые советские дирижабли.
      Рисунки П. Лаврова***

Будущее дирижабля (Костер. 1966. № 09)

Вадим Инфантьев. Рисунки П. Лаврова

ДОК: Будущее дирижабля (Костер. 1966. № 09)
therearehangingon
https://disk.yandex.ru/i/6U3W58L84ltnnQ
balamutchumag001@mail.ru
https://cloud.mail.ru/public/avnE/ZjNgE4wGN
НЭДБ: Костер. 1966. № 09
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/36573#page/41/mode/2up
https://youtu.be/xZRHE15EvsI
[Spoiler (click to open)]#нэдб #костёр #Костёр #будущее #дирижабля #дирижабль #Инфантьев #Лавров #баламутчума
НЭДБ,Костёр,будущее, дирижабля,дирижабль, Инфантьев, Лавров, баламутчума

#Инфантьев, #Костёр, Костёр, #дирижабля, #будущее, #баламутчума, #дирижабль, #Лавров, #костёр, НЭДБ, #нэдб

Previous post Next post
Up