ГИМНАСТИКА ПАМЯТИ Клуб Жака Паганеля Вызвали тебя к доске - рассказывать про лягушку. Ты вышел и ничего не можешь вспомнить. А ведь читал вчера в учебнике про эту несчастную лягушку, читал! И вот: все что угодно в памяти - только не лягушка... Ты идешь из школы домой. Хорошо ли знаком тебе этот путь? Возле школы строят новый дом. Что изменилось на строительной площадке с утра? Сколько рядов кирпичей прибавилось? А новенькие оконные рамы этажа 2 - они были утром или их вставили, пока ты учился? И разве строительный кран стоял утром у левой части дома, а не у правой? Глазеть по сторонам - этому учиться не надо, это ты и сам умеешь. А вот смотреть так, чтобы видеть; слушать так, чтобы слышать; смотреть и слушать так, чтобы запомнить, - этому учиться нужно. И прежде всего в школе, на уроках. Запомни правило: хочешь быть внимательным - будь им. Хочешь обладать цепкой, хваткой памятью - тренируй ее, как тренируют спортсмены свои мышцы. А с упражнениями этой «гимнастики» тебя познакомит сегодня преподающий Ленинградского института театра, музыки и кино Сергей Васильевич Гиппиус. Вспомни обложку книги Все равно, какую книжку ты будешь вспоминать. Помнишь, например, книгу писателя Драгунского «Заколдованная буква»? Ну-ка, припомни, что нарисовано на обложке? Нет, не беги за книжкой, сначала постарайся вспомнить. Кажется, там трое ребят нарисовано. Ну да, Мишка, Дениска и Аленка. Аленка наверху, в окошке, что ли. А Мишка с Дениской внизу, под названием. А еще что нарисовано? Возьми книжку, посмотри. Разглядывай обложку секунд десять - сосчитай до десяти и все. Теперь закрой глаза, вспомни, что нарисовано. Да, Аленка наверху. Руки сложила и глаза закатила, притворяется, что все на свете знает, Дениска на Мишку пальцем показывает. Это ты вспомнил. А какая шапка у Аленки? А у Мишки на шапке что? А шарф у Дениски какого цвета? Еще раз посмотри на обложку. Сосчитай до пяти, не больше. Сделай так несколько раз - разглядывай, потом вспоминай и обдумывай. Сокращай время разглядывания. Сначала на счет раз-два-три. Потом на раз- два. А потом действуй, как будто ты фотографируешь с моментальной экспозицией - посмотри и сразу же отвернись. И каждый раз «проявляй отпечатки», вспоминай со всеми подробностями: а что еще нового ты успел заметить. Вот такими упражнениями и развивается наблюдательность, а значит, хорошая зрительная память. Или такими - Вспомни человека Кто твой лучший друг? Женька? А можешь ли ты подробно описать его? Какие у него волосы, как он причесан, какого цвета у него глаза, какой он портфель носит, как он улыбается, как сердится?.. Вот так лучший друг - ты не можешь вспомнить даже, есть ли у него веснушки! Не помнишь, что на щеке его большая родинка! Знаешь что: не пытайся вспоминать сначала Женькин нос, потом ухо, потом руку. По частям можно только картинки или фотографии вспоминать. И всякие неодушевленные предметы. А Женька - предмет одушевленный, человек. И ты помнишь его не безмолвной статуей, а живым, непрерывно действующим. Вот и старайся припомнить его в действии. Вспомнишь, как он пошел вчера к доске отвечать - и сами собой придут воспоминания о его внешнем облике. И все-таки ты убедишься, что снова не вспомнил многого, А ты еще хвастался, что знаешь друга, как свои пять пальцев. Ну, а знаешь ли ты свои пять пальцев? Как свои пять пальцев Спрячь руки за спину, сядь напротив сестренки или товарища и подробно расскажи о своих пальцах. Какой они длины и формы, какие складочки на сгибах, какой формы ногти, как видны белые луночки у основания ногтей, одинаковы ли они на всех пальцах. А царапину забыл? Какая она, где? Рассказал все, что вспомнил? Теперь покажи ненадолго сестренке свои пальцы, пусть проверит твой рассказ. Сам за это же время рассмотри их и снова - руки за спину! Рассказывай еще! Если у тебя собралось несколько товарищей, ты можешь устроить с ними состязания в наблюдательности. Назовем эти состязания так: Зрительный снайпер Нужны две команды «зрительных снайперов», от двух до пяти человек в каждой. Игроки команд устанавливают на своем «поле» зрительные мишени, - для этого надо, чтобы у каждой команды был свой небольшой участок комнаты (а лучше, если «поля» команд будут в разных комнатах). Там игроки ставят разные предметы в строго определенном порядке. Например, разстилают на полу газету, на нее ложат на поверхность (От блога. Кладут во что-то внутрь) три книжки, рядом ставят стакан с несколькими цветными карандашами, какие-нибудь игрушки - деревянного ослика, например, а на него, как всадника, Буратино, повязанного ленточкой. Мишени установлены. Теперь снайперы команды противника должны с закрытыми глазами подойти к вашему полю, открыть глаза, на счет раз-два-три разсмотреть мишени, закрыть глаза и отвернуться. Пусть они теперь подробно расскажут, какие мишени установлены на вашем поле и в каком порядке. Каждая ошибка - очко в вашу пользу. После этого противник ведет вас к своему полю. Можно делать так: каждому игроку завязывает глаза противник из другой команды. Он подводит игрока к мишеням, снимает с его глаз повязку, отсчитывает «раз-два-три» и снова надевает на игрока повязку. Чья команда набрала больше очков? Вот еще упражнение для двух команд - На одну букву Обе команды садятся рядом и за одну минуту разсматривают всю комнату и ребят. Нужно отыскать все предметы, названия чьи начинаются с какой-либо одной буквы. Например, с буквы «С». Через минуту начинается подсчет очков, - игроки то одной, то другой команды говорят по одному слову, а судья подсчитывает. Каждое слово - очко: - Стул. - Стол. - Стена. - Стекло. Помни, если в комнате несколько стульев, это не значит, что можно несколько раз говорить «стул». Но почему молчит игрок вашей команды? Он очень невнимателен. Можно найти еще много предметов на букву «С». Рассмотрите все детали окна, книжки, одежды: - Сборник, страница, сгиб, скрепка, сандалеты, ступня, спина, сукно, сатин, стежки, складки, сорочка, снимок, сверток, спички, сиденье, спинка, сталь... И даже: - Солнце, свет... И даже (правда, лучше, чтобы этого не было): - Синяк! У кого больше очков? А теперь сделаем несколько упражнений, похожих на те, чем занимаются будущие космонавты. В этих упражнениях ты научишься мысленно ориентироваться в пространстве и тоже укрепишь свою зрительную память. Одно из них ---- Компас Упражнение делай вместе с товарищем. Каждый из вас поочередно будет «компасом». Встань в центре комнаты, лицом к югу. Знаешь, куда выходят окна твоей комнаты, где юг? Если не знаешь, проверь по компасу. Когда встанешь лицом к югу хорошенько запомни южную стену комнаты, все, что на ней висит, и всю мебель, что возле нее стоит. Отпечатай эту стену покрепче в своем воображении. Посмотри налево и запомни восточную стену. Повернись назад и запомни северную стену. Потом западную. Закрой глаза. Пусть твой товарищ называет в любом порядке: «Юг!.. Север!.. Запад!.. Восток!.. Восток!..» Он называет стороны света, а ты представляй себе стенки комнаты - в том же порядке. Теперь самое интересное. Товарищ будет крутить тебя в разные стороны, ты не теряй воспоминаний - где северная стена, где южная. Вот он остановил тебя. Твои глаза по-прежнему закрыты. В каком ты теперь новом положении? Сумел ли ты сохранить ориентировку? Где юг? Где запад? Если сразу не получилось, попроси товарища крутить себя помедленней. Другое упражнение - Лабиринт Ты не раз, наверное, искал карандашом выход из лабиринта. (Такие картинки часто встречаются в журналах.) А сегодня мы сделаем лабиринт в комнате. Поставь в любом порядке несколько стульев посреди комнаты и придумай себе маршрут, - нужно пройти так, чтобы с закрытыми глазами обойти вокруг каждого стула и вернуться на старое место. Но чтобы лучше потренировать свою зрительную память, пройди сначала весь этот путь с открытыми глазами. Иди и запоминай все повороты. Если ты не будешь торопиться, то запоминать повороты будут не только твои глаза, но и все мускулы твоего тела - у них ведь тоже есть память. Прошел? Теперь встань в начале маршрута и пройди его мысленно, в своем воображении. Представляй себе, как будто ты идешь, огибая каждый стул. Теперь закрой глаза и отправляйся в путь. Постарайся идти так, чтобы не задеть ни одного стула. Ты можешь вместе с товарищем устроить состязание «Путь по лабиринту». Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заденет стул, засчитывается одно штрафное очко. Кто получил их меньше всех? * * * Ты сделал все эти упражнения. Улучшилась ли сразу твоя зрительная память? Стал ли ты внимательнее? Вряд ли. Зато тебе стало яснее, что такое внимание и зрительная память. И ты понял: чтобы они улучшились, окрепли, надо их упражнять постоянно и систематически. А упражнений, какие помогут тебе укрепить внимание, наблюдательность, зрительную память, может быть великое множество. Попробуй придумать их сам или вместе со своим пионерским звеном. И напиши нам, что придумали. Костер. 1966. № 09 ***