Книга о жизни (Детская энциклопедия т. 1. 1914)

Aug 18, 2022 14:22

















































О ЖИЗНИ.
        Какимъ образомъ можемъ мы узнать, живая ли какая-нибудь вещь или не живая? Какая разница между живымъ предметомъ, какъ, напримѣръ, мальчикъ или роза, и не живымъ, какъ палка или книга?
        Книга о жизни
        О насъ самихъ.
        Величайшее чудо въ свѣтѣ, это - сама жизнь. Что даетъ намъ возможность двигаться, дышать и чувствовать? Никто этого не знаетъ. Но есть еще большее чудо, нежели дыханіе, движеніе и чувствованіе. Вѣдь всѣ животныя могутъ это дѣлать. Но что даетъ намъ возможность мыслить и любить, ненавидѣть и желать? Этого никто не знаетъ. Это -великая тайна міра, о ней никогда никто не могъ узнать. Міръ представляетъ собой чудное мѣсто, полное живыхъ существъ, надъ ними господствуютъ люди. Мы можемъ измѣрить землю, и мы знаемъ, изъ чего состоитъ Солнце, но мы ничего не знаемъ о сущности насъ самихъ - о томъ, что дѣлаетъ васъ вами, а меня мной. Въ этой части книги мы разскажемъ все. что намъ извѣстно о великой тайнѣ жизни.
        Живыя существа, окружающія насъ.
        Среди всѣхъ интересныхъ предметовъ нашего удивительнаго міра самыми интересными являются живыя существа, кого мы всегда видимъ кругомъ насъ. Всѣ они наши близкіе или дальніе родственники. Если мы посмотримъ на луну Месяцъ, прекрасную, но, повидимому, спящую, то мы тотчасъ же увидимъ разницу между луной и нашей Землей, коя является общею матерью всѣхъ живущихъ на ней существъ. Можетъ-быть, нѣкогда были живыя существа и на лунѣ Месяцъ. Но теперь луна Месяцъ остыла; она потеряла всю свою атмосферу, коя нѣкогда у ней была также, какъ теперь у насъ на Землѣ. На ней не осталось даже ни одной капли воды и такимъ образомъ всѣ живыя существа, если они были на ней, умерли со всѣми своими потомками. Совсѣмъ иначе обстоитъ дѣло на Землѣ. Жизнь наполняетъ наши моря, покрываетъ сушу и летаетъ въ воздухѣ. Всюду на Землѣ жизнь и движеніе, рожденіе и смерть, и новое рожденіе. Всегда и всюду на ней за жизнью идетъ новая жизнь. Это чрезвычайно интересныя явленія того міра, гдѣ мы живемъ, и у насъ невольно должно явиться, множество вопросовъ по поводу ихъ. Такъ, напримѣръ, какая разница между живымъ предметомъ, - какъ муха, или роза, или ребенокъ, - и такимъ, что не живетъ, какъ соль или камень, или песокъ и глина въ саду?
        Затѣмъ, какіе бываютъ виды живыхъ существъ? Почему они такъ не похожи другъ на друга? Слонъ, напримѣръ, совершенно не похожъ на зеленый мохъ, а между тѣмъ у слона гораздо больше сходства съ этимъ мхомъ, чѣмъ, напримѣръ, съ обломкомъ скалы. Почему это?
        На нашей обязанности лежитъ предлагать такіе вопросы, пытаться отвѣчать на нихъ, затѣмъ уже жить и дѣйствовать соотвѣтственно этимъ отвѣтамъ. Когда же мы отвѣтимъ на всѣ эти вопросы, то ихъ явится еще больше. Мы знаемъ, что всѣ живыя существа умираютъ, а между тѣмъ жизнь не умираетъ. Въ настоящее время на землѣ нѣтъ живого существа, жизнь коего продолжалась бы двѣ тысячи лѣтъ, кромѣ, можетъ-быть, нѣсколькихъ большихъ деревьевъ, въ родѣ ливанскихъ кедровъ, о них говорится въ Библіи. Всѣ живыя существа, кто были тогда живы: рыбы, мухи, птицы и цвѣты, теперь мертвы, и, тѣмъ не менѣе, земля полна жизни, какъ никогда не была полна раньше.
        Почему же это? Потому что въ жизни существуетъ одна очень замѣчательная вещь, а именно: всѣ живыя существа имѣютъ дѣтей, и эти дѣти похожи на своихъ родителей, а когда родители умираютъ, дѣти продолжаютъ жить. Сохранился старый греческій разсказъ о бѣгущихъ людяхъ, кои должны были перенести пылающій факелъ, и когда одинъ изъ бѣгущихъ падалъ отъ утомленія, онъ передавалъ факелъ другому, и такимъ образомъ, хотя бѣгущіе падали въ пути и не могли достигнуть цѣли, но факелъ не погасалъ, а продолжалъ горѣть. Факелъ похожъ на пламя жизни, и всякое живое существо подобно бѣгущему, кой, пробѣжавъ определённое время, вручаетъ пламя жизни дѣтямъ, продолжающимъ жизнь и послѣ его смерти.
        Никому не извѣстно, гдѣ лежитъ начало всѣхъ вещей; но мы можемъ задать себѣ слѣдующіе вопросы: какимъ образомъ всѣ эти виды живыхъ созданій начали свое существованіе? Каково ихъ прошлое? Кто были ихъ предки? Обо всемъ этомъ мы узнали, сравнительно, недавно, только съ тѣхъ поръ, какъ наши дѣдушки и бабушки были дѣтьми. И для насъ большое счастье, что мы родились въ такіе дни, когда люди уже узнали объ этомъ, а также и о многомъ другомъ, потому что, чѣмъ больше мы узнаемъ, тѣмъ легче становится намъ жить.
        Начнемъ съ рѣшенія слѣдующаго вопроса: «Какимъ образомъ мы узнаемъ, живое ли то или другое тѣло или нѣтъ?»
        «Но это уже совершенно нелѣпо, - можете вы сказать, - всякому же ясно, что муха, напримѣръ, живая, а оконная рама - не живая. Мы знаемъ, что муха живая, такъ же, какъ мы знаемъ, что тотъ или другой мальчикъ живой, потому что онъ полонъ жизни. Мы называемъ живымъ все, что движется само по себѣ, все, что прыгаетъ, ходитъ, плаваетъ или летаетъ». Да, такъ мы можемъ сказать, но будетъ ли это правильно?
        Нѣтъ, это не будетъ правильно. Если мы подумаемъ, то мы увидимъ, что мальчикъ все равно будетъ живой даже и тогда, когда онъ спитъ. Онъ при этомъ нисколько не будетъ менѣе живой, чѣмъ тогда, когда онъ играетъ. Нѣкои скажутъ, что это плохое возраженіе, потому что когда мальчикъ спитъ, онъ тоже дви
Есть старая сказка о бѣгущихъ людяхъ, кои должны были нести горящій факелъ; и когда одинъ изъ бѣгущихъ падалъ отъ истощенія, то онъ передавалъ факелъ другому, кой несъ его дальше и донесъ факелъ горящимъ. Точно такъ же и дѣти продолжаютъ жизнь послѣ смерти ихъ родителей.
гается, - мы видимъ, какъ онъ дышитъ. Это совершенно вѣрно, потому что когда мы посмотримъ на мальчика и затѣмъ на куклу, что можно положить даже рядомъ съ нимъ на постель, то мы сейчасъ же замѣтимъ, что грудь мальчика поднимается вверхъ и внизъ, тогда какъ грудь куклы не движется. И если мы тихонько положимъ руку на грудь мальчика, то мы почувствуемъ, что сердце его бьется подъ нашими пальцами. Сердце не заснуло; оно движется и движется, потому что живетъ.
        Итакъ, въ концѣ-концовъ, мальчикъ все время полонъ жизни, - будетъ ли онъ спать или бодрствовать. Но вопросъ состоитъ въ томъ, будетъ ли тѣло, повидимому, не двигающееся, живымъ подобно мальчику. Должно ли, дѣйствительно, живое тѣло быть такимъ же подвижнымъ, какъ мальчикъ? Посмотримъ. Мы можемъ себѣ представить, какимъ образомъ птица, поднявшись высоко въ воздухъ, можетъ смотрѣть внизъ на землю. Если бы мы поднялись вверхъ на воздушномъ шарѣ, то мы поняли бы, что значитъ видъ съ птичьяго полета. Видъ съ птичьяго полета, это будетъ тотъ видъ, кой имѣетъ для птицы міръ, когда она поднялась въ небеса; она видитъ тогда все сразу. Всегда необходимо попытаться взглянуть съ птичьяго полета на то, что мы хотимъ понять.
        Если мы будемъ наблюдать только вблизи и только по одному предмету за разъ, то мы будемъ думать о предметахъ такъ же неправильно, какъ, должно-быть, думаетъ муха о слонѣ. Мы должны видѣть сразу каждый предметъ отдѣльно и всѣ предметы вмѣстѣ. Попробуемъ описать видъ живыхъ предметовъ съ высоты птичьяго полета.
        Мы видимъ два рода живыхъ предметовъ, очень отличныхъ другъ отъ друга. Одинъ родъ живыхъ предметовъ мы называемъ животными, а другой - растеніями. И такое огромное животное, какъ слонъ, гораздо болѣе похоже на маленькое животное, въ родѣ мухи, чѣмъ на большое растеніе, въ родѣ, напримѣръ, дуба. Большое животное, похожее на большое растеніе, а маленькое животное на маленькое растеніе, - но тѣ и другія совершенно различны. Въ чемъ же заключается это различіе? Различій этихъ много, но прежде всего мы укажемъ на то различіе, что мы видимъ съ птичьяго полета, а именно, различіе въ подвижности. Животныя движутся сами по себѣ, а растенія-нѣтъ.
        Значитъ ли это, слѣдовательно, что растенія не живыя? Это часто полагалось и говорилось, потому что люди считали, что живыми можно назвать только тѣ предметы, кои движутся. Мы знаемъ,
Мы знаемъ, что котенокъ живой, потому что онъ движется. Дубъ не движется, но мы знаемъ, что онъ - тоже живой, потому что онъ растетъ. Та же самая жизнь, коя заставляетъ котенка двигаться, выращиваетъ и желудь; сначала изъ него вырастетъ небольшой кустикъ, а затѣмъ развивается и большое дерево. И на примѣрѣ дуба мы можемъ видѣть, что иной предметъ можетъ казаться совершенно неподвижнымъ, а между тѣмъ онъ-живой.
что растенія не могутъ двигаться такъ, какъ какой-нибудь мальчикъ или дѣвочка. Вы всегда найдете розовый кустъ на томъ же самомъ мѣстѣ, гдѣ вы его оставили въ саду, а кошка не всегда останется тамъ же. Такимъ образомъ, люди полагали, что растенія, на самомъ дѣлѣ, не живыя, потому что они не движутся.
        Но затѣмъ выяснилась справедливость того, что мы уже сказали, а именно, что въ розовомъ кустѣ есть что-то, отчего онъ больше похожъ на муху, чѣмъ на кусокъ камня, даже несмотря на то, что муха можетъ летать, а растеніе нѣтъ. Тогда ученые рѣшили, что существуютъ два рода жизни, - одинъ, это - настоящая жизнь, подобно жизни мухи, или тигра, или вашей собственной, а другой есть нѣчто въ родѣ полужизни, - не дѣйствительная жизнь, а только слабое подражаніе ей. Отъ этого и происходитъ такое различіе между ними. Этою-то полужизнью, по мнѣнію ученыхъ, и обладаютъ деревья и вообще растенія. Люди, говорящіе такъ, не понимали сущности дѣла. Они видѣли, что дубъ и кленъ представляютъ собой что-то особенное, но они не могли убѣдить себя въ томъ, что неподвижный предметъ могъ быть тоже, дѣйствительно, живымъ.
        Но затѣмъ люди стали подходить ближе къ истинѣ. Вы вѣдь знаете, что когда ребенокъ заберется на плечи къ своему отцу, то онъ можетъ видѣть гораздо дальше, чѣмъ стоя на землѣ. Такъ именно и сдѣлали и люди. Одинъ узналъ кое-что, другой узналъ немного побольше, слѣдующій послѣ него - еще побольше, - и такимъ образомъ люди становились все мудрѣе и мудрѣе. Въ настоящее время мы знаемъ все, что знали жившіе до насъ люди и, кромѣ того, мы еще знаемъ то, чего они не знали. Такъ что когда наши знанія при-
Мы должны взглянуть на міръ съ птичьяго полёта. Когда птица высоко въ воздухѣ, она видитъ всѣ предметы сразу, и если мы хотимъ что-нибудь понять, то мы должны попытаться представить себѣ это съ птичьяго полета.
соединились къ ихъ знанію, то вышло такъ, какъ будто бы мы встали на ихъ плечи и смогли шире взглянуть на міръ, чѣмъ глядѣли они. По мѣрѣ того, какъ люди все больше узнавали о мірѣ, имъ стало возможно взглянуть на него, такъ сказать, съ высоты птичьяго полета, и благодаря этому намъ теперь извѣстно, что растенія - совершенно такъ же живы, какъ и животныя. Иногда мы можемъ даже сказать, что растенія больше живы, чѣмъ животныя, хотя они и не двигаются. Разница вся въ томъ, что жизнь животнаго проявляется въ его подвижности, а жизнь растенія проявляется въ чемъ-то иномъ.
        Мы знаемъ, что животное живо, потому что оно подвижно такъ же, какъ мальчикъ, какъ вы сами. Ваша жизнь проявляется въ вашей подвижности. Но мы знаемъ также, что и растеніе живетъ, потому что оно помогаетъ жить и двигаться животному, и по многимъ другимъ причинамъ.
        Хотя растеніе и очень спокойно и неподвижно, но жизнь его имѣетъ важное значеніе, потому что оно дѣлаетъ возможною жизнь животнаго. Животное живетъ растеніемъ, и если бы не было растеній, то всѣ животныя и мы сами умерли бы. Было бы большой неблагодарностью жить посредствомъ жизни растенія, питать, такъ сказать, его жизнью свою подвижность, и затѣмъ говорить, что растеніе живо только наполовину или что жизнь его въ сущности не можетъ итти въ счетъ.
        Животныя много шумятъ, растенія же работаютъ не меньше ихъ, только они дѣлаютъ это тихо. Нѣтъ никакой необходимости постоянно прыгать, скакать, кричать и трубить, чтобы доказать, что мы живемъ. Растенія этого не дѣлаютъ, но жизнь ихъ даетъ возможность жить и другимъ.
        Теперь намъ ясно, что жизнь значитъ нѣчто гораздо большее, чѣмъ подвижность. Многія тѣла, не будучи подвижными, все-таки живыя, но только не всѣ живыя тѣла шумятъ и двигаются. Вы можете постоянно наблюдать какое-нибудь тѣло и никогда не видѣть, чтобы оно двигалось, а, тѣмъ не менѣе, оно все-таки, можетъ - быть, живое. Жизнь означаетъ гораздо большее, чѣмъ одно только движеніе по своей волѣ.
        Движеніе не есть, собственно, жизнь, потому что все д вижется. Растенія не гуляютъ по саду, но они все-таки обладаютъ собственнымъ движеніемъ. Когда изъ желудя вырастаетъ дубъ, то онъ движется кверху. Когда подсолнечникъ поворачивается къ солнцу, то онъ движется не только кверху по мѣрѣ того, какъ онъ вырастаетъ, но также и въ другія стороны. Многіе цвѣты на ночь закрываются, а утромъ снова раскрываются, а если мы возьмемъ листъ растенія и посмотримъ на него сквозь увеличительное стекло, или въ такъ называемый микроскопъ, то мы сами можемъ видѣть, что крошечные зеленые комочки, придающіе листу его цвѣтъ, передвигаются.
        Все въ природѣ движется. Ясно, что старое мнѣніе о томъ, что живетъ только то, что движется, а все остальное не живетъ, совершенно невѣрно и близоруко, потому что оказывается, что все въ природѣ движется, безразлично, видимъ ли мы это движеніе или нѣтъ. Крошечныя частицы вещества, образующія песокъ, постоянно движутся, такъ же движутся и черныя частички, изъ нихъ состоятъ чернила этой страницы. А еще лучше движется всюду текущая вода. Если жизнь все равно, что подвижность, то всѣ тѣла будутъ живыя, потому что всѣ тѣла подвижны, если мы только внимательно разсмотримъ ихъ.
        Это очень важно выяснить себѣ, если мы хотимъ правильно понять жизнь растенія. Можетъ - быть, даже движеніе представляетъ собой самое важное явленіе въ мірѣ, и, можетъ-быть, если бы мы могли заглянуть достаточно глубоко, мы нашли бы, что сама жизнь является въ сущности только особаго рода движеніемъ. Но если жизнь является только особаго рода движеніемъ, то движеніе это, конечно, должно быть очень особеннымъ, если все различіе между живымъ и неживымъ предметомъ зависитъ отъ того, обладаетъ ли данный предметъ этимъ движеніемъ или нѣтъ. Лучшій способъ для насъ понять то, что дѣлаетъ предметъ живымъ, это изучить самые простые виды жизни. Самая простая жизнь, это - жизнь растительная; отдѣльные изъ растеній подвижны, другія - нѣтъ, но всѣ они живые. Если бы не было растеній, то и животныя не могли бы существовать. Растенія старше животныхъ; то-есть это значитъ, что растенія раньше животныхъ появились на землѣ, и первыя животныя были дѣтьми первыхъ растеній. Если бы не было растеній, то не было бы и насъ. И мы должны всегда помнить, что всѣ живыя существа связаны другъ съ другомъ, и что если бы они не служили всегда другъ другу, то они не могли бы и существовать.

***

Книга о жизни (Детская энциклопедия т. 1. 1914)

ДОК: Детская энциклопедия т. 1. Рамка. Книга о жизни
therearehangingon
https://disk.yandex.ru/i/ljwMllblskyi_g
balamutchumag001@mail.ru
https://cloud.mail.ru/public/BNbb/37ReKbmd7
ДОК: Детская энциклопедия. Том 1. 1914. 88
therearehangingon
https://disk.yandex.ru/i/5XpMYn7t7BaLNg
balamutchumag001@mail.ru
https://cloud.mail.ru/public/ATfm/dB1xYYrdy
НЭДБ: Детская энциклопедия. Том 1. 1914. Стр. 125-133 (153-161)
http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40046#page/153/mode/2up

[Spoiler (click to open)]#НЭДБ #нэдб #детская #энциклопедия #книга #жизни #движение #растение #животные #баламутчума
НЭДБ, детская,энциклопедия, книга,жизни,движение,растение,животные,баламутчума

животные, жизни, движение, #детская, детская, НЭДБ, #книга, #баламутчума, энциклопедия, #движение, #жизни, #животные, #растение, книга, #энциклопедия, #нэдб, #НЭДБ

Previous post Next post
Up