Равновесие или взрыв (Костёр 1977 №03)

May 08, 2022 23:39





























































РАВНОВЕСИЕ ИЛИ ВЗРЫВ
      Виталий ТАНАСИЙЧУК. Рисунки О. Зуева
      Есть такое выражение - «грозные явления природы». Так обычно называют что-то величественное, гигантское, страшное - например, землетрясения, смерчи, ураганы. А вот может ли быть грозным явлением природы кролик - симпатичный, пушистый зверёк? Или улитка? Или бабочка? Что общего у них с землетрясением, или тайфуном, или со взрывом? Разве может «взрываться» живая природа?
      ТЫСЯЧИ ТОНН НАСЕКОМЫХ
      Это случается только весной, где-нибудь в Эфиопии или Ираке. Пройдут дожди, зазеленеют обычно рыжие и сухие склоны гор. И откуда-то появляются полчища крохотных - всего в несколько миллиметров длины - кобылок. Сначала они незаметны среди травы, но очень быстро растут. И недели через две уже кишат в траве. А потом трава исчезает - она вся съедена. А ручейки насекомых текут вниз, к реке, к деревням, садам и полям. И цветущие долины в несколько дней становятся серыми, как зимой. И тогда саранча взлетает.
      Миллионы и миллиарды насекомых движутся огромными тучами. Если туча опускается на сады - ветки трещат под тяжестью насекомых и отовсюду слышится однотонный хруст. Это работают челюсти. За считанные часы, а то и минуты разоряются целые районы. Людей ждет голод.
      Не правда ли, эта неожиданная и мощная вспышка численности насекомых похожа на взрыв?
      А неожиданна ли она? Если как следует приглядеться, видишь: перед этим была мягкая зима, и отложенные яйца саранчи не заплесневели. Их почти не повредили другие насекомые, а отродившимся личинкам было достаточно пищи. Поэтому и возник взрыв. Но там, где энтомологи постоянно следят за численностью саранчи и не дают ей размножаться - это бедствие уже забыто.
      Но не только на юге случаются нашествия живых существ.
      ЛЕММИНГИ ПЛЫВУТ В ОКЕАН
      Представьте себе суровую природу Северной Норвегии, тундру и горы, изрезанные глубокими заливами - фиордами. И по этой тундре катятся рыжевато-бурым ковром несметные полчища небольших грызунов - леммингов. Обычно скрытные и боязливые, выходящие из своих норок только к вечеру, они стали неузнаваемы. Они не боятся никого и ничего. Храбро бросаются и на людей, и на животных. И как будто не обращают внимания на множество хищных птиц, песцов, волков, следующих за ними. Лемминги движутся на запад и только на запад. Идут днем и ночью. Переплывают реки и озера. А когда доходят до моря - плывут по нему. Известен случай, когда по фиорду целых полчаса двигался пароход среди огромной стаи леммингов.
      В конце концов почти все они гибнут, а оставшиеся снова становятся боязливыми спокойными зверьками.
      В чем дело? А просто в предыдущем году было много корма и не так много хищников.
      Так что причина массовых появлений - «взрыв численности» - саранчи и леммингов - одна и та же.
      В школьном учебнике зоологии есть такой пример: потомство одной бабочки лугового мотылька съедает за лето 9 тонн растений! А взять обычную комнатную муху? Она за свою короткую жизнь откладывает 2000 яиц! И в год имеет около 8 поколений! Так вот, если бы все ее потомки выживали, то к концу года мы получили бы такое количество мух, это можно выразить двойкой с 24 нулями! И весили бы все эти мухи в миллионы раз больше, чем все человечество.
      Цифры эти поразительны и чуточку смешны. Невозможно даже экспериментально, в лаборатории, создать условия, чтобы выжили все личинки мух. Что уж говорить о природе, где за каждым живым существом охотится множество врагов. Где для него могут быть гибельными и перемена температуры, и дождь, и засуха, и болезни. Биологи считают - все эти явления создают своеобразный «пресс», «давящий» на каждый вид животных или растений и сдерживает их. А когда возникают благоприятные условия, «пресс» этот ослабляется и происходит так называемый экологический взрыв.
      В дикой природе, без вмешательства человека, эти взрывы обычно гаснут сами собой. Предположим, случится «мышиный год». Хищники, поедающие мышей, пируют. У них в такой год гораздо больше детенышей и птенцов, никто из них не гибнет от голода. К концу лета, а в крайнем случае будущей весной мышей становится меньше, чем обычно. Таким образом природа сама уравновешивает свои весы.
      Но случаются взрывы, растягивающие последствия на много лет, порой, на целые столетия. И чаще всего эти взрывы невольно вызывает человек.
      ПОЛОСАТЫЙ ЛАКОМКА
      Жил в Америке, в Скалистых горах, один жук из семейства листоедов. Был он довольно элегантен - рыжевато-серый, с десятью черными полосками. Питался листьями дикого паслена и был известен лишь специалистам-энтомологам. Но вот в середине прошлого века в штате Колорадо стали выращивать картофель, являющийся ближайшим родственником паслена. Полосатый жук попробовал листья картофеля понравилось. И тогда за двадцать лет полосатый лакомка захватил почти весь восток Соединенных Штатов. Он истреблял картофель так основательно, что фермеры начали сомневаться: стоит ли разводить картошку.
      После первой мировой войны с грузом картофеля жук проник во Францию. К пятидесятым годам захватил почти всю Европу.
      Правда, различными мерами борьбы потери от колорадского жука удалось значительно уменьшить. И все-таки он остается самым серьезным вредителем.
      В чем дело, почему так происходит?
      Дикий паслен в природе никогда не растет большими массивами, как картошка, и это не давало жуку возможности развернуться. Вдобавок у него оказалось мало естественных врагов. А это - очень важный фактор.
      ОШИБКА ПРОФЕССОРА ТРУВЕЛО
      Он был не биологом, а астрономом, но увлекался изучением насекомых. Ставил опыты с тутовым шелкопрядом, делающий из коконов шелк. Трувело хотел вывести новую породу, гусеницы питающимися листьями не только тутового шелкопряда, но и обычных лесных деревьев. Поэтому он решил скрестить тутового шелкопряда с непарным, отсутствующий в Америке. Трувело выписал из Европы непарного шелкопряда и в своей лаборатории, в маленьком городе Медфорд, вывел из них гусеничек. Новорожденные были легки, как пушинки, и порыв ветра унес нескольких из окна. (Серьёзно? Это так объясняют экологическую диверсию?)
      Прошло двадцать лет. Профессор Трувело умер, давно забыли о его неудавшихся опытах. И вдруг - Соединенные Штаты содрогнулись от колоссального по силе экологического взрыва.
      Сначала множество невиданных гусениц истребило всю листву в садах и лесах вокруг Медфорда. Удивительно прожорливые, с длинными волосками на теле, они оказались ядовитыми и вызывали отчаянный зуд.
      В Европе тоже случались «вспышки» непарного шелкопряда. Но, как правило, быстро гасли. Причем гасли сами. Но в Америке взрыв не ослабевал, напротив - все усиливался. Ученые объяснили это явление. В Европе непарный шелкопряд существовал издавна. У него здесь имелись многочисленные враги, они и были тем «прессом», что сдерживал вредителя. А в Америке врагов таких не было. Их пришлось завозить, чтобы хоть в какой-то степени исправить ошибку профессора Трувело.
      ВЕЛИКАЯ КРОЛИЧЬЯ ВОЙНА
      Экологические взрывы, по неведению вызванные человеком, случались на всех континентах. Но, пожалуй, Австралии «везло» больше всего. Дело в том, что ее природа очень своеобразна. Нет крупных хищников - кроме псов динго, - и многие переселенцы с других материков чувствуют себя более чем уютно. Особенно хорошо живется в Австралии кроликам, о них австралийцы говорят, что они «съели овец».
      Кроликов привезли в Австралию около ста двадцати лет назад, чтобы развести как охотничью дичь. Привезли только несколько пар, но... через пятьдесят лет их стало несколько сот миллионов!
      Овцеводы пришли в ужас: ведь десять кроликов съедают столько травы, сколько одна овца.
      Число овец в Австралии упало с 15 до 7 миллионов.
      Что только не пытались с ними делать! Стреляли, травили, построили даже проволочный забор через всю страну. Одно время их почти всех удалось истребить, заразив вирусной болезнью. Но потомки переболевших и выживших кроликов оказались невосприимчивыми к вирусу.
      До сих пор, с переменным успехом, продолжается эта великая кроличья война, поглощая огромные средства.
      ВЗРЫВ ПРОТИВ ВЗРЫВА
      Экологические взрывы происходят не только с животными, но и с растениями.
      Американский кактус Опунцию привезли в Австралию как декоративный цветок. Фермерам нравилось, что из этого кактуса можно выращивать прекрасные зеленые изгороди, через них не пройдет ни одна овца или корова. Эти изгороди сажали вокруг многих пастбищ, не подозревая, что кактус может захватить их. К началу нашего века он отнял у австралийских фермеров четыре миллиона гектаров пастбищ.
      И тогда против этого экологического взрыва был использован другой взрыв. В Южной Америке ученые нашли бабочку - красную огневку, ее гусеницы питаются кактусами.
      Срочно несколько граммов яиц кактусовой огневки послали в Австралию.
      То, что произошло потом, можно сравнить с лесным пожаром.
      Бабочки размножались в невероятном количестве. Они тучами летали в зарослях кактусов. И кактусы стали стремительно отступать. Через три года во многих районах просто исчезли.
      У этой повести благополучный конец. К сожалению, не все подобные случаи кончаются так счастливо.
      ПРЕКРАСНОЕ ЧУДОВИЩЕ ИЗ ФЛОРИДЫ
      В тропиках Южной Америки, в Венесуэле и Бразилии, растет удивительно красивое водное растение с голубыми цветами - водяной гиацинт. И однажды один флоридский декоратор украсил этим цветком павильон выставки, отданного ему для оформления.
      Увидев красивый цветок, многие посетители выставки стали брать отводки, чтобы высаживать водяной гиацинт в прудах и речках перед своими домами.
      И что же? Через несколько лет он закупорил во Флориде несколько рек!
      А тем временем любители-цветоводы развезли его по всему миру. Гиацинт попал на Цейлон и в Южную Африку, в Австралию и Египет.
      О том, как относятся теперь к нему люди, легко догадаться. В Бангладеш его зовут синим дьяволом. В Индии - бенгальским ужасом. В Южной Африке - флоридским чудовищем.
      Этот красавчик пытается остановить Миссисипи и притоки Амазонки, Ганг и Замбези. Задерживая течение рек и даже закупоривая их, он останавливает судоходство, делает невозможным орошение, создает все условия для размножения комаров и других переносчиков болезней.
      Но почему он не закупоривает Ориноко - реку, с неё его когда-то вывезли?
      Очень просто - там водяным гиацинтом с удовольствием питаются дюгони - огромные водные млекопитающие. Они-то и не дают «синему дьяволу» свободно размножаться в Ориноко.
      А в Миссисипи и на Ганге дюгоней нет. И доставить их туда немножко сложнее, чем переслать в маленьком пакетике яйца кактусовой огневки.
      * * *
      Живая природа находится в равновесии. И равновесие это кажется нам вечным. Еще бы - оно возникло за миллионы лет развития земли! Но в действительности оно гораздо более хрупко, чем кажется. Поэтому, вмешиваясь в жизнь природы, изменяя ее, мы должны изучать и предвидеть возможные последствия. Иначе снова и снова целые страны и континенты будут дрожать от неслышного грохота экологических взрывов.
***

Равновесие или взрыв (Костёр 1977 №03)

ДОК: Равновесие или взрыв (Костёр 1977 №03)
asgardskoeduhovnoe
https://disk.yandex.ru/i/aD6l4O6xi3i5gw
balamutchumag001@mail.ru
https://cloud.mail.ru/public/x2op/e8aPvNu5f
НЭДБ: Костёр 1977 №03. Стр. 51
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40287#page/51/mode/2up
https://youtu.be/91qN52ip9jo
[Spoiler (click to open)]#нэдб #костёр #равновесие #взрыв #кролики #австралия #колорадский #жук #баламутчума
НЭДБ, Костёр, равновесие,взрыв,кролики,Австралия,колорадский,жук,,баламутчума

жук, Костёр, #взрыв, #баламутчума, #жук, #равновесие, кролики, #колорадский, #кролики, взрыв, Австралия, #австралия, #костёр, НЭДБ, #нэдб

Previous post Next post
Up