КАК НАУЧИТЬСЯ ПОДАВАТЬ МАТЕРИАЛ Вот факт. В одной школе ребята плохо относятся к изучению немецкого языка. Преподаватель не умеет их заинтересовать своим предметом. Можно об этом написать так: «У нас в школе есть урок немецкого языка. Ребята несознательно к нему относятся. Уроков не готовят и убегают с занятий. В результате никто языка не знает, хотя мы уже давно им занимаемся. Виноват в этом и сам учитель, он нас не заинтересовал немецким языком. К тем ребятам, кто не может купить учебник, он плохо относится». Интересно прочесть такую заметку? Конечно, нет! Сухо, серо, бледно. Ее пожалуй никому не захочется читать. Вы перепрыгнете через нее и отправитесь бродить по газетному листу дальше. Но вот посмотрите, как об этом же факте написал деткор С. Ларин: ОБЫЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ - Мишка, какой следующий урок? - Немецкий. - Винтим? - Винтим! Такие разговоры происходят в нашей школе перед уроком немецкого языка. Ребята обычно прогуливают этот урок, или сидя в классе, не слушают, что говорит учитель. Во время урока класс гудит, как целая фабрика. Уроков почти никогда не готовят, а если и приготовят, то кое-как. Отношение к немецкому языку наплевательское. К учителю тоже. Правда отчасти виноват в этом и сам учитель. У нас был такой случай. Учитель вызывает ученика. - Казаков, читай! - Александр Александрович, у меня нет учебника. - Если не можешь купить учебника, так незачем в школу ходить. Вот так ответ! Выходит, если отец не в состоянии купить книгу, так и учиться не надо. Это что же, учитель думает, что школа только для богатых? После такого заявления мы конечно не чувствуем разположения к учителю и заниматься на его уроках охота совсем пропадает». Деткор Сергей Ларин. Правда, хорошо написано? Заметка не только легко читается, но и факт, сообщаемый в ней, хорошо запомнился. ПОЧЕМУ ЗАМЕТКУ ЛАРИНА ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ Давайте разберем эту заметку, посмотрим, почему её читать интересно. Деткор Ларин не разбрасывался, а взял только один факт. Начал свою заметку с разговора двух учеников. Из разговора сразу видно, где происходит дело и как к уроку относятся ребята. Потом он объясняет, что это обычное явление для школы. Тут же дает хорошее сравнение о разпущенности класса, он во время занятий «гудит, как целая фабрика». Все это позволяет читателю легко представить себе картинку такой школы и осудить ребят, плохо относящихся к своим занятиям. Дальше он переходит к учителю, он тоже в этом деле виноват, и приводит маленький разговор учителя с учеником. Уже из этого короткого разговора читатель сразу видит, что за птица учитель, и ему становится понятно, почему на уроке немецкого языка ребята не занимаются. Догадку читателя подтверждают и слова деткора, ими он оканчивает заметку. Вот так, короткими словами и яркими картинками, деткор рассказал об одной из темных сторон в жизни его школы. Он не размазывал заметку, не поучал читателя, но сумел рассказать так, что мы сами легко делаем вывод и осуждаем ребят за несознательность.
- Скажите пожалуйста, как научиться правильно писать заметки и очерки? - Обращайтесь в журнал „Пионер", Новая площадь, 6/8
ВЫВОД 1. В каждой заметке надо говорить только об одном факте. Это поможет тебе легче справиться с материалом и внятно высказать то, о чем ты хотел сказать. 2. Перед тем как садиться писать - подумай, каким образом получше и поинтереснее «подать» материал. Что-нибудь придумав, представь себя на месте читателя и проверь, действительно ли это будет каждому интересно. 3. Пиши короткими фразами. Почаще ставь точки. Не размазывай заметки. Написав, проверь свою заметку, выкидывая из нее все фразы и слова, если без них можно обойтись. Доведи заметку до такого состояния, чтобы из нее больше нельзя было выкинуть ни одного слова. 4. Старайся в заметке не ругать недостатки и не хвалить хорошие стороны, а напиши так, чтобы читатель сам похвалил хорошее и обругал плохое. КТО ПОМОЖЕТ ТЕБЕ НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ХОРОШИЕ ЗАМЕТКИ Ни один человек в мире не родился сразу ученым, ни один человек не сделался в один день инженером, и ни один деткор не научится сразу писать хорошие заметки. Чтобы этого достигнуть, надо немного поучиться. Читая газеты и журналы, внимательно относись к тому материалу, если он тебе понравился. Посмотри, как он подан. Выясни, почему именно он тебе понравился. Лучшие вещи вырезай и наклеивай в особую тетрадку. Это будут образцы, по ним ты сначала станешь учиться. Помни все-таки, что ребята не могут очень хорошо писать, потому заглядывай в газеты для взрослых, главным образом комсомольские, и посмотри, как там пишут. Но самое лучшее - учиться у хороших писателей, присматривайся к тому, как они пишут. Было бы очень хорошо, если бы все деткоры твоего отряда или школы хотя бы изредка собирались вместе и обсуждали свои заметки, их достоинства и недостатки. Такое коллективное обсуждение лучший способ учебы. Чтобы писать все лучше и лучше, нельзя повторяться. Например вы придумаете для какой-нибудь заметки интересную форму, ну, хотя бы начинать заметки с разговора, как это сделал деткор Ларин. Это будет хорошо один-два раза, но если вы больше ничего нового не станете изобретать, а все заметки начнете писать только так, то это уже плохо. Избегайте также шаблонных фраз. Присмотритесь внимательно к газете, и вы увидите, что многие применяют одни и те же обороты речи. Это очень плохо! Старайтесь всякий раз по-новому строить фразу, так, как вы еще никогда не писали. Заведите себе записную книжку и приучитесь записывать интересные фразы и обороты речи, если вы их услышали в разговоре своих товарищей или взрослых. Эти записи вам помогут при писании заметок. КОГДА ПИСАТЬ Лучшее время для всякого дела - раннее утро. Это и понятно. Человек за ночь отдохнул, мозг его свеж и хорошо действует. Большинство крупных писателей, ученых, инженеров делают дела только по утрам. Писать заметки тоже лучше всего по утрам. Конечно для этого нужно выбирать такое время, когда никто не мешает. Шум, громкие разговоры, шутки всегда отвлекают от дела. В деле часто сначала ничего не клеится, но нужно себя заставить начать и тогда, пройдёт немного времени, у вас дело пойдёт. Пионер. 1931. № 03 ***