Почему моя бабка верит в бога (Пионерская правда. 1927. № 23)
Sep 21, 2021 14:21
Почему моя бабка верит в бога?
Письмо Пети Гаврикова Из деревни Мякишево, Орловской вол., Симбирской губ., Ц. Гавриков прислал нам, в «Пионерскую Правду», письмо. «В нашей семье, - пишет он, - только бабка да мать крепко держатся за старое. Отец в бога не верит, а брат один комсомолец, другой красноармеец. Они сознательные и бабку все разубеждают. Но им ничего не удастся, никак бабку не переупрямишь. Чуть в церкви зазвонят, - кряхтит, а тащится. Ни одной службы не пропустит. Мать занята - не может. Бабка сходит и ей все рассказывает, что поп говорил. Мне она тоже начинает говорить про Христа всякие интересные рассказы. Она очень много знает и разных сказок. Там все чудесное такое, и если спрашиваю я о чем, она всегда на бога ссылается. С мамкой, если судачат о чем-нибудь, тоже всё различает: по-божески или не по-божески это. Бабка всегда говорит: «без бога ни до порога», и молится, как спать ложится, и как поест, и в церкви. Мне удивительно, отчего она так крепко верит и но может без бога обойтись. Сколько над нею ни бился старший брат, но ничего он ей не доказал. Бабка не уступает».
Как бабка мне зубы лечила Пионер Гавриков рассказал о своей бабке, а я хочу о своей. У меня она была старая, да слепенькая. Тоже в церковь ходила, богу чуть не каждый час молилась. Встанет пред божницей и ну: - Верую в бога отца, жизни творца видимо невидимо, слышимо неслышимо. Раз зуб у меня заныл: - Дай, вылечу, болезный. Спрыснула это она с уголька, и слышу я - бормочет старая: - Яко, тако, како, тамо, сямо и овамо, шалы вардук-баримог. Аминь, аминь, рассыпься!.. - Что это говоришь ты, бабушка? - спрашиваю. - Нишкни! Чем непонятнее, тем тебе, мило-ой, приятнее!.. А какой там приятнее. Зуб схватило так, что уж и мочи не стало. Сначала это мы верили в бабушкины чудеса и заклятия. А потом, как с книгами познакомились, улыбаться, да смеяться начали. Уж очень занятно было. И, как сейчас помню, даже песенку сложили: Вот она: ПРИХОДИ СЕГОДНЯ С ПРИЧТОМ, ПРЕЛЮБЕЗНЫЙ ПОП СЕМЕН, В РЕШЕТЕ ПОЛСТА ЯИЧЕК, БЕЛЫЙ ХЛЕБ И МИЛЛИОН. КАК У НАШИХ У ВОРОТ ПОП «ПРЕЧИСТУЮ:» НЕСЕТ. РИЗОЙ МАШЕТ, ГЛАЗОМ ПАШЕТ, БОЖЬИ ПЕСЕНКИ ПОЕТ. Словом, безбожниками становились и тоже понемногу веру в бога и в чертовщину всякую теряли. И тоже, как сейчас, помнится мне, вроде Гаврикова, удивлялись: почему это то, что нам до точности казалось ясным, у бабки вызывало сомнения, и почему было так трудно переупрямить старую. А потом решили: - Темный человек! Темный, неученый человек - что слепой. Без поводыря не обойдется. Живет он весь во власти природы, не знает, как знанием да наукой огородиться от болезней и тех грозных, разрушительных сил, кои обрушивает иногда на его хозяйство природа.
Дедовская наука Правда, в каждой семье, даже совсем неграмотной, отец учит сына, как сеять, пахать и выполнять разные другие дела, но с такой наукой далеко не уедешь. Такая наука целиком была построена на старых дедовских «средствиях». - Яровые сей на Фоминой. (19 сентября) - Огурцы сажай на Николу Вешнего. (22 мая) - Покос начинай в Петров день. (12 июля) А чуть какая проруха в хозяйстве, град ли, засуха, падеж ли на скот - поповские кадило и кропило плохо помогали в беде. И выходило, что темный, неученый, ворующий человек был рабом, игрушкой в руках природы. Раньше человек боялся моря. Думал, там бог сидит и, когда сердится, бултыхается в морской глубине, и от этого волны по морю идут. А теперь - он знает, что волны не от морского бога, а от ветра, - оттого, что воздух, нагретый солнцем, становится легче и кверху поднимается, а холодный на смену ему снизу притекает. И теперь построенные человеком пароходы во все концы море бороздят, а подводные лодки (От блога, т.е., в 1927-м были подводные лодки?) в самую глубину его забираются. То же самое и с дождем, молнией, с болезнями, с вредителями полей и разными другими явлениями природы.
Молния «божья» на проволоке Пока человек не изучил этих явлений, он думал, что все это ему бог посылает. И сейчас еще многие крестьяне у нас в России думают, что дождь можно поповским кадилом накадить, молнию крестом отвести, от болезней вредителей полей, «града, мора и землетрясения» ектенией отмолиться. А в то же время наука облако пара, кое ветер по небу носит, в машину загнала и поезда ими двигает, молнию «божию» на проволоку насадила и заставляет светить вместо 1.000 свечей, от болезней прививки нашла и многое другое. Сдружившись с наукой и книгой, человек не только перестал быть слепым, но стал «всевидящим». ЧЕЛОВЕК СТАЛ НЕ РАБОМ, А ГОСПОДИНОМ ПРИРОДЫ. Он умеет высчитать расстояние от звезды до звезды, рассмотреть в капле воды миллионы живых существ и сфотографировать кости живого человека. Он знает не только то, что происходит на земле сейчас, но и то, что происходило на ней, когда ни одного человека на земле не было. Он знает, как развивалась жизнь на земле, как появились на ней растения, животные и люди. Он покорил и землю, и воду, и воздух. Пароход, паровоз, трамвай, автомобиль, аэроплан, телеграф, телефон, радио - все это «чудеса» самого человека, кои бьют бога. Вооруженный знанием, человек стал сильным. Ему легко и совсем не страшно жить. А темный человек, бабка Гаврикова попрежнему слаба и безпомощна. Трусливо и без толку тычется туда и сюда, как слепой щенок.
Кому нужна была темнота народная Темнота народа нужна была бывшим господам трудящихся, потому что им нужно было, чтобы трудящийся был слаб и безпомощен. Слепой народ они вели, как поводыри, и вели туда, куда им хотелось. Дело капиталистов было ясной - чем темней парод, тем ему и голову больше трухи натрусить можно. В годы царских потемок старой бабке Гавриковой попы да урядники долгие годы забивали в мозг ржавый гвоздь религии - годы шли за годами, а гвоздь у неё в мозги все глубже входил - и не скоро вытащишь его! Не так-го легко переупрямишь старую. Советской власти не нужна темнота народа. Новая жизнь. Новый быт. Машина - трактор, электрическая веялка - делают сейчас настоящую революцию в мозгах крестьянства. И пионером новой жизни, жизни без бога, должен быть пионер. Пионер должен быть безбожником. Пионер обязан бороться против той религиозной сивухи, кою преподносят попы и коей пытаются отравить сознание трудящихся, чтобы повернуть всю нашу жизнь к старым, проклятым «царским потёмкам» с плеткой урядника и нагайкой станового. МИХ. ГОРЕВ.
Наглядное докозательство - Чиркин, ты веришь в переселение души? - А как же! Когда учитель вызывает к доске, так у меня душа переселяется в пятки.
Думы не о боге, а об отрядном сборе (Череповецк. губ.). Андреевский отряд Белозерского уезда работает хорошо. 6 февраля все ребята вступили членами Лужского общества потребителей, в то время, как даже ни один комсомолец не состоит в кооперативе. Нет у нас в отряде ни одного сына какого-нибудь кулака, ребята все из трудовых семей. Но только одно плохо, что отдельные ребята молятся. И это только потому, что родители старого закала. Другой парень, хотя и молится, из-под палки, но думает не о боге, а об отрядном сборе. Каждый из нас знает - раз бога нет, нечего о нем и думать. С. БОЕВОЙ.
ОТ РЕДАКЦИИ Не всё в письме Гаврикова мы осветили до конца, и это сделали умышленно. Вот какие вопросы встают из письма: 1. Что значат на языке верующих людей: «по-божески» и «не по-божески». Надо показать, как «по-божески» поступали всегда разные насильники, кои считали себя самыми верующими людьми. 2. Что значат слова: «без бога - не до порога». Что вышло бы, если бы пионеры решились вдруг по этому правилу жить? 3. Рассказы о Христе и о разных угодниках - сказки это или быль? 4. Почему вера сильнее держится в деревнях и пропадает в городах? 5. Почему больше верят женщины, чем мужчины? 6. Есть ли бог? 7. Если бога нет, - откуда мир; как произошел человек; как появилась первая жизнь на земле? На все эти вопросы мы дадим ответы. Но нам хотелось бы, чтобы пионеры раньше сами подумали и прислали свои заметки. Отдел наш должен быть живым, и дела делать над ним должны не только мы, но и сама мысль пионерская.
Задавайте вопросы! Спрашивайте! Шлите нам свои отклики статьи, рассказы из жизни, стихотворения рисунки.