Алгоритмы открытий. Открытие себя. И. Кондраков. (Окончание)
Sep 07, 2021 09:12
Игорь Кондраков
Алгоритмы открытий
Мы познакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием...
В каждом из уроков мы знакомим вас с отдельными инструментами решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием... Но прежде, чем познакомить с этими инструментами решения открывательских задач, попробуем разобраться, какими качествами должен обладать творческий человек.
(Окончание) Учись созидать
Для того, чтобы ответить на вопрос: каким должен быть гармоничный человек, рассмотрим его не изолированно на его «этаже» волновой модели эволюции социума, а в целом - во взаимодействии со всеми её «этажами». Кроме того, любая реализуемая им цель затрагивает волны эволюции других систем: природы и техносферы. Поэтому гармоничный человек - тот, кто умеет видеть, охватить сразу все волны эволюции (ВЭ), их прошлое, настоящее и будущее и учитывать их при реализации цели - на одном большом «экране» с позиций Высшей цели (Рис.3). Это сложная задача, но решаемая соответствующим воспитанием. Например, возьмём только одну систему - государство. Воспитание государя как раз таки и было направлено на умение воспринимать всю сложную иерархию государства в целом, с учётом всех её «этажей» без исключения, т.к. от их состояния зависело благосостояние всего государства. Этими качествами обладали такие крупные государственники, как, например, П.А. Столыпин, А. Линкольн, И.В. Сталин (как управленец). На отдельных этажах, например, в науке или технике - М. Ломоносов, Д. Менделеев, С. Королёв и другие. Но они такие же люди, поэтому многие из них делали ошибки на пути к высшей цели, ради коей жили. Стандартное воспитание рядового человека направлено на решение проблем на уровне семьи, общества, в коем он преимущественно находится, и удовлетворения претензий со стороны надсистемы - в виде долга, обязанностей. Для ВЭ человечества, как и для других систем, возможно несколько путей развития: на уровне своего этажа, переходом на верхние или нижние этажи. Их может быть больше, чем изображено на Рис.3. На уровне своего «этажа» (Рис.4) для человека - это узкая специализация или повышение своих профессиональных качеств, становление многогранной личностью (по линиям: специалист - узкий специалист - профессионал; специалист - специалист широкого профиля - многогранная личность (универсал)...). С чего начать творческую жизнь? Ведь не так-то легко найти интересную задачу. Задачу можно найти, рассматривая полный экран со всеми волнами эволюции систем. Понимая, что неравномерность развития частей системы из-за их неоднородности и отставания одних волн развития относительно других - вот источник возникновения задач. Например, при запуске космических спутников в месте их выхода образуются дыры до нескольких сотен километров в диаметре в озоновом слое - этом тончайшем защитном инструменте Земли от губительного действия солнечной радиации. Вот и займитесь решением этой или аналогичной задачи, хотя уже имеется решение. Она выведет на более крупные - связанные с защитой в космосе от воздействия космоса и т.д. Нельзя останавливаться на достижении первой цели - её нужно или внедрять или идти дальше по отмеченным выше путям, вплоть до смены цели жизни. Спектр целей достаточно широк. Застой - это творческая смерть. Сотвори себя сам!