Мы познакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием...
В каждом из уроков мы знакомим вас с отдельными инструментами решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием... Но прежде, чем познакомить с этими инструментами решения открывательских задач, попробуем разобраться, какими качествами должен обладать творческий человек. Открытие себя
Мы всю жизнь учимся сами, и нас целенаправленно учат в учебных заведениях. Одна из сторон педагогической деятельности состоит в том, чтобы научить ученика не только «учиться», но и на этапе обучения преодолевать самого себя, свою лень, свою инертность. Для этого необходимо воспитывать в нём собственно Человека высоконравственного, просвещённого и творческую личность так, чтобы она была готова сама принимать решения и уметь их отстаивать не только перед самим собой, но и перед обществом, особенно при сопротивлении общества или всей системы, кои всегда более инертны, чем творческая личность. С воспитания Человечности и надо всегда начинать (Сухомлинский А.В. «Сердце отдаю детям»), чтобы провести человека через эволюционные джунгли за более короткий срок. На этот счёт имеется достаточно примеров из жизни и литературы. Мы же рассмотрим другую составляющую человека - творческую, ибо без неё сложно пробираться через эволюционные джунгли. По умолчанию уже предполагается, что Человек потенциально - это творец. Но какими качествами должен обладать творческий человек? На этот счёт имеется много разных представлений и точек зрения. Выделим две - наиболее интересные. Например, Г. Селье («От мечты к открытию) приводит целый список качеств творческого человека. Он считает, что безчисленные умственные и физические качества, присущие учёному, как таковому, могут быть приблизительно классифицированы по шести важнейшим категориям: 1. Энтузиазм и настойчивость, т.е. интерес, рвение, страсть, направленные на реализацию замысла и способность к длительному и упорному преследованию поставленной цели. Они включают в себя такие качества, как преданность цели, устойчивость к неудачам и однообразию, устойчивость к успеху, мужество, здоровье и энергию. 2. Оригинальность - способность по-новому взглянуть на вещи. А для этого необходимо воспитывать такие качества, как независимость мышления, непредубеждённость - готовность пересмотреть предубеждения перед лицом опровергающих их свидетельств, воображение, интуиция и одарённость. 3. Интеллект - способность к пониманию. Он предполагает развитие таких качеств, как логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию. 4. Этика - система приёмов, управляющих нашим поведением. Она включает честность перед самим собой. 5. Контакт с природой - установление тесной связи с явлением Природы, на кое направлено наше исследование. Для этого важны такие качества как наблюдательность, технические навыки и изобретательность. Следует сюда добавить - умение трудиться руками самому. Ещё оценка результатов наблюдения - способность отбрасывать все формы ослепляющей нас предвзятости. 6. Контакт с людьми: понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группу, убеждать других и прислушиваться к их аргументам. Достаточно интересные качества, включающие не только чисто творческие, но и частично качества, без коих нельзя называть человека Человеком. Самое же главное - как понимать все эти качества. Кстати, отдельные из этих качеств перекликаются с шестью качествами, приводимыми в «Жизненной стратегии творческой личности» (ЖСТЛ) (Г. Альтшуллер, И. Верткин «Как стать еретиком»), где даже приводится «алгоритм» жизни и поведения творческой личности. Однако эта часть жизненной стратегии делает человека заложником своей идеи и поступающим в борьбе с «внешними обстоятельствами» подобно роботу, хотя сами по себе приведённые качества, вне «стратегии», интересны. Творчество всегда предполагает ломку каких-то устоев, старых представлений, парадигм. В своём стремлении к познанию и реализации поставленной перед собой цели, человек непременно ожидает успех от своей деятельности. Исходя из этой посылки и ряда положений методики В.А. Сухомлинского можно представить следующий подход к технологии воспитания творческой личности (Кондракова С.О. «Феномен успеха в обучении в трудах отечественных педагогов-новаторов 19-го - 20-х веков») с учётом шести качеств, изложенных в ЖСТЛ. Твоя Высшая цель
Без цели не может быть результата, успеха. Следовательно, нужна Высшая (В. Вернадский) или Достойная цель (Г. Альтшуллер), общественно-полезная, на достижение коей стоит потратить творческую жизнь. Для этого человек должен быть не только образованным, но и высокодуховным в нравственном понимании слова. Неслучайно В.А. Сухомлинский обращал особое внимание на духовную жизнь учащихся школы. Уже в школе учащийся должен задуматься, ради чего нужно хорошо учиться, чтобы у него возник интерес к учёбе, к наиболее интересным для него областям знаний, и чтобы в будущем он смог себя реализовать как личность при достижении поставленной цели. Примеры
· У К.Э. Циолковского - это познание природы, выход в космос человечества и налаживание контакта с разумными цивилизациями; · У Гулиа - это создание ёмкого аккумулятора энергии (маховика). · У Н.В.Левашова - это освобождение Мидгард-земли от паразитов, пробуждение землян от ментального сна и далее, через новые знания, выведение Родины и нашей цивилизации на новый путь развития и процветания - Золотой путь. Но как, например, ученику или любому человеку выбрать Высшую или Достойную цель жизни, если у него ещё нет опыта жизни или необходимых знаний? Не любая цель годится на эту роль, следовательно, нужны определённые критерии, подход, т.е. нужна технология выбора цели. В период учения перед учеником нет необходимости ставить цель, коей он посвятит в будущем всю свою жизнь. Но его ещё в школе нужно научить, как выбрать Достойную цель. В школе В.А. Сухомлинского на уроках мысли ученика учат прикоснуться к огромному окружающему миру, где вопросов больше, чем ответов, вот их и следует находить. Что касается «взрослых», то ответ очевиден: нужно откорректировать своё мировоззрение с позиций Новых Знаний, и, исходя из нового понимания проблем, кои их интересуют, своих возможностей, своей готовности, выбрать себе цель, ради коей стоит потратить оставшуюся жизнь. При этом следует помнить, что творческие люди живут дольше, ибо у них есть цель, и они настроены на её решение, они более гармоничны со своими «тонкими» телами. Реализация цели может происходить двумя путями: совершенствование своей или чужой идеи, причём, в узкой области или в нескольких областях. Исходя из системности мира, можно считать, что окружающий мир - это, в наше время, три взаимодействующие системы: природные в виде экосистем, социум и техносфера, представляющие нашу земную цивилизацию. Каждая из этих систем имеет свои иерархические уровни. Они аналогичны уровням волновой модели развития технических систем. Например: социум: человек - семья - народ - нация - государство - земная цивилизация - … На каждом из уровней могут возникать задачи. Цели также возникают на всех уровнях, причём, чем выше уровень, тем более общая цель возникает для решающего проблему на данном уровне. Но на каждом уровне человек взаимодействует с аналогичными уровнями ещё двух систем - живой природой и искусственно созданной - техносферой. Отсюда и множество возможных путей достижения цели, при реализации коих человек способен раскрыть себя, как творческая личность (см. Рис.1). Достижение цели осуществляется посредством различных средств - технических, интеллектуальных или социальных. При выборе цели человек руководствуется какими-то своими соображениями и вначале выступает в роли дилетанта, потому что, скорее всего, до него эту проблему никто не решал, поэтому о ней мало что известно, а если и решал, то пока неуспешно. Поэтому он в общих контурах должен представлять себе приведённую выше схему развития цели, чтобы эффективно и уверенно двигаться вверх, если есть потенциал, не зацикливаясь на достигнутом и не задерживаясь там, где его дело могут продолжить другие. Причём, при переходе по линии человек - семья - общественная группа - народ - цивилизация - ноосфера, происходит смена и усложнение цели, т.е. она становится более общей. У К.Э. Циолковского: от средств для перемещения в атмосфере до создания космической философии для выхода на связь с внеземными цивилизациями. У Н.В. Левашова: от познания самого себя и нетрадиционных способов лечения до познания космоса, его «лечения» от паразитов и вывода человечества на «Золотой путь развития». При этом каждый из них на начальных этапах создавал специальные «технические» средства: Циолковский К.Э. - дирижабли, планеры, ракеты… Левашов Н.В. - методики саморазвития, лечения, преобразования тел, генераторы первичных материй... Вершиной их творения для человечества стали их концепции жизне- и мироустройства, внедрённые в социуме или указавшие направление развития последнего. Каждый следующий этаж определяет цель предыдущего: чем крупнее цель - тем выше этаж, определяющий её. Например, колонизация космоса поставила перед Циолковским задачу по созданию «космической философии» - цель, которая включала все предыдущие цели, достигнутые или сформулированные на нижних этажах. К.Э. Циолковский шёл поэтапно к своей Высшей цели, начиная с простой идеи завоевания стратосферы. Вначале его целью было создание управляемого дирижабля (цель А) с металлическим корпусом, он изготовил ряд моделей (цель А2, А3, А4...). Затем он перешёл к созданию ракеты (цель Б1). Далее - к созданию ракетного самолёта (цель В1), космического поезда (цель В2), системы жизнеобеспечения на орбите (цель В3), колонизация планет (цель Г1), установление контактов с внеземными цивилизациями (цель Д1), создание космической философии (цель Е1). Н.В. Левашов предлагает это сделать через поэтапное познание себя. На третьем курсе вуза он начал свой поиск истины. Обратил внимание на те качества, кои были у него от природы, стал изучать себя. Несмотря на то, что многое ему пришлось делать впервые, на основе собственного опыта он научился сначала понимать найденную информацию, а затем постепенно овладевать её практическим применением, причём он шёл от простого к сложному, вырабатывая свою методику познания, лечения, сканирования информации (подробнее см. книгу «Зеркало моей души»). С переходом на новые уровни познания, менялись задачи, менялись и методики, возникали проблемы, заставляющие двигаться вперёд. Со временем появляются и первые изобретения - «технические средства» для решения сопутствующих проблем. Его инструмент - сила мысли, способная управлять материей и свойствами пространства. Видя проблемы системно, он выходит на соответствующие решения: «генератор тёмной материи» - «Источник Жизни» - для экосистемы; изменение траектории планеты «Х» - для солнечной системы; создание Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век» - для решения проблем социума и т.д. (см. статью В. Шлопак «Сила мысли или Н.В. Левашов - кто это?»). У него выработалась своя методика, поэтому тем, кому он произвёл преобразование мозга, рекомендует не торопиться, а учиться правильно сканировать информацию, распознавать простые проблемы, например, причины болезни, а затем приступать к её лечению; получив на этом уровне опыт и закрепив его, переходить к следующему и.т.д.