СТО СОВЕТОВ МАСТЕРУ. МАРКУША А.М. - Мужчинам до 16 лет - 1966.(Стр.33-40)
May 18, 2021 09:49
СТО СОВЕТОВ МАСТЕРУ. Ты, наверно, слышал старую сказочку про неумеху-кузнеца, кой отковал пшик? Ну, а если не слышал, я в двух словах передам ее смысл. Взялся кузнец изготовить тележную ось, возился-возился - ничего у него не вышло. Тогда он решил отковать кочергу. Тоже нужная вещь. Однако и кочерга не получилась. Пробовал косу сделать - не удалась и коса. Нож - тоже не сделал и шила не сделал. Тут он разозлился, раскалил остаток железа докрасна и бросил в воду. Выходит, отковал кузнец пшик... Это старая сказка. Однако и молодым мастерам случается попадать в такое или если не совсем в такое, то очень похожее положение. Почему? Потому что, начиная дело, человек недостаточно точно представляет себе, что именно и как он хочет сделать. Вот я и советую тебе всякую вещь, даже самую простую, начинать с чертежа, схемы, рисунка. Сначала обдумай, потом изобрази будущее свое создание на бумаге, прикинь размеры, выбери материал, инструмент, а уж только после всего этого берись за дело. И если ты будешь сооружать лишь обыкновенные санки, все равно сделай сначала чертеж, подбери материал, как показано на рисунке, и только после этого вытаскивай пилу, молоток, гвозди. СЛОВО О НОЖИКЕ Человек, не имеющий ножа, подобен обезьяне. Это ясно всякому! Однако многие мальчишки впадают в другую крайность: лучшим ножи-ком считают такой, в коем спрятано по меньшей мере восемнадцать предметов - до пилочки для ногтей, штопора, отвертки и щипчиков включительно. С этим я не согласен. Лучший ножик - острый ножик! Человеку, кой собирается делать дело, а не просто хвастаться ножом, нужны два острых, надежных лезвия. - Зачем острый ножик ребенку? Он же порежется, - сказала одна мама. Мне очень неприятно спорить с мамой, но во-первых, тупым ножиком можно порезаться гораздо больнее, чем острым; во-вторых, ротозей сумеет пораниться даже обыкновенной ниткой. А чтобы не случалось беды, посмотри на рисунки и запомни, как правильно обращаться с ножом. И еще обязательно заметь, как точить нож на точильном камне, на бруске. Ну, а если нет ни точила, ни бруска, тогда можно использовать обыкновенное блюдечко. МЕЖДУ ПРОЧИМ Точить надо не только ножи, но и лопаты. Хорошо заостренная кромка обыкновенной лопаты намного облегчит твой труд. БЕРЕГИ НАПИЛЬНИК Никогда не бей по напильнику молотком! Напильник хоть и твердый, но очень хрупкий, даже от легкого удара он может переломиться. КАКОЙ КЛЕЙ ДЛЯ ЧЕГО Запомни, что: К л е й «БФ-2» склеивает фарфор, фаянс, стекло, пластмассу, дерево и металл. Прочность соединения возрастает, если склеенный предмет прогреть при температуре 120-150 градусов в течение одного часа. Если же изделие нельзя нагревать, то его придется сушить при нормальной комнатной температуре не меньше четырех суток. К л е й «БФ-6» годится для ремонта одежды, ковров, мешков. Перед склеиванием ткань очищают от пыли и грязи, смачивают и хорошенько отжимают. Затем надо выпрямить края ткани и нанести на них два слоя клея. Клей сушат на воздухе до тех пор, пока он не станет прилипать к пальцу. После этого можно соединять склеиваемые части друг с другом. Но это еще не все! Соединение должно быть хорошенько проглажено горячим утюгом через увлажненную тряпку. С т о л я р н ы й к л е й в чистом виде применяется для дерева. Продается этот клей плитками. Перед делом клей надо размельчить, залить холодной водой и выдержать несколько часов - пока не набухнет. Подогревают (варят) набухший клей не на открытом огне, а помещая посуду в таз или кастрюлю с водой. Столярный клей на открытом огне легко подгорает. ПРОСТО И КРАСИВО Моды меняются не только в одежде, но и в мебели, и в предметах быта, и в украшениях дома. Узорчатые, выпиленные из фанеры рамки для фотографий - вчерашний день. Современную рамку ты можешь сделать так. Возьми деревянный прямоугольный брусок, сделай в нем длинный аккуратный пропил (на половину толщины) такой ширины, чтобы в щель легко входили два сложенных стекла. Чтобы рамка была достаточно устойчивой, нижнюю часть бруска надо либо утяжелить (например, просверлить 2-3 отверстия и залить их свинцом), либо увеличить (например, за счет «пятки»). Перед тем как собирать рамку, ее надо тщательно отделать. ОТВЕРСТИЕ В СТЕКЛЕ Нет ничего легче, чем просверлить лист фанеры или не очень толстую доску. А как быть, если тебе понадобится сделать отверстие в стекле? Для этого нужно взять обыкновенный коловорот, обыкновенное сверло (или хорошо заточенный трехгранный напильник) и о б ы к н о в е н н ы й скипидар. Нанеси на стекло жирную каплю скипидара и... сверли. Если стекло толстое, возможно, что одной капли скипидара не хватит, придется капнуть еще. МАТОВОЕ СТЕКЛО Превратить обыкновенное стекло в матовое очень просто. Возьми два куска стекла, насыпь между ними немного наждачного порошка и потри одну поверхность о другую. Буквально на глазах стекла побелеют. ЛИПОВАЯ КИСТЬ - Вовка, а Вовка!! Ты склеил доспехи? - Не-е. Кисточки нет. И стоят два приятеля и сокрушаются: нет кисточки - нет доспехов, нельзя начинать давно задуманный рыцарский турнир... И обоим невдомек, что стоило им взять липовую палку, очистить от коры, подержать 3-4 дня в воде, измочалить конец молотком, и была бы у них вполне приличная кисть для клея. ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ СТРОКИ А эти страницы - особые Пока разговор наш будет идти по главному руслу, касаясь таких важных предметов, как настоящий мужской характер, воспитание решительности и воли, дружба и многие другие проблемы, я хочу заглянуть в книги великих судеб... Каждому, конечно, ясно, что ни один, даже самый «гениальный гений» не родился с окладистой бородой или историческими усами. Сначала все великие люди были просто мальчишками. Такими, как ты. Некие, быть может, немного лучше, а иные и хуже тебя Понять это нетрудно, почувствовать куда сложнее... И еще я хочу... Впрочем, надеюсь, ты и сам поймешь, что я хочу еще, когда прочтешь страницы поучительных строк До восемнадцати лет он не знал грамоты. Даже букв не знал. Он пас скот, работал погонщиком на шахте, был кочегаром, присматривал за паровым двигателем. Словом, зарабатывал на хлеб и чувствовал себя не несчастней и не счастливей тысяч других сверстников. О чем он думал в те годы, о чем мечтал? Теперь уже этого не узнать. Можно только догадываться мальчишке хотелось понять, почему насос качает воду, как пар поднимает поршень в цилиндре, и почему солнце исчезает за лесом, и отчего мерцают августовские звезды. Да, он был из той вечной и замечательной породы «почемучек», из тех ребят, которым до всего дело. Сто пятьдесят с лишним лет назад тоже существовали вечерние школы. И он стал учиться в одной из таких школ. Трудно, очень трудно одолевать грамоту, основы арифметики после тяжелого трудового дня. Но человеку надо было все узнать, все выяснить, и он учился. Наконец он закончил школу и понял самое главное знания его ничтожны, а жизнь безконечно богата. Пока он, преодолевая дремоту, боролся с чертовской усталостью, страшнейшим усилием воли заставлял себя быть внимательным на уроках, ему казалось он пьет море. А кончил школу, и стало ясно: не выпит даже маленький ручеек... И тогда он стал трудиться ночью. Дежурил у паровых машин, качавших воду из шахт. Прислушиваясь к тяжким вздохам поршней, к сердитому посвисту пара, снова и снова борясь с усталостью, читал. Он читал не детективные романы, не «легкую», веселящую душу литературу, - нет, на ночные дежурства молодой машинист приносил «Курс математики». Иногда, правда, ему приходилось отрываться от книги и... браться за сапожный молоток. Знаний и денег - вот чего ему недоставало больше всего на свете. Так продолжалось очень долго. Но усилия его не пропали зря. В 1813 году тридцатидвухлетний Джордж Стефенсон взял патент на «самодвижущуюся паровую машину». Так родился паровоз. Не стану рассказывать о победном пути новой машины. Ты и сам сумеешь найти немало нужных и занимательных книг, посвященных и паровозам, и великому изобретателю. Но есть в биографии Стефенсона один чрезвычайно любопытный штрих, о коем я просто не могу умолчать: до конца своих дней, а прожил Стефенсон шестьдесят семь лет, он отказывался от всех самых почетных званий и титулов, коими его пыталось отблагодарить признательное человечество. Подарив людям величайшее открытие своего времени - железнодорожный транспорт, - Стефенсон продолжал считать и именовать себя просто трудовым человеком. Вот такой это был человек. На его могиле следовало бы начертать - УПОРСТВО. ВОЛЯ. СКРОМНОСТЬ. ***
СТО СОВЕТОВ МАСТЕРУ. МАРКУША А.М. - Мужчинам до 16 лет - 1966.(Стр.33-40)