З Забияка, забияка Забой, забивающий. Имя из Краледворской рукописи. «И схватил Забой свой молот, и бросил на врага; полетел молот, пробил щит, а за щитом - Людекову грудь…». Завид, завидующий. Отец новгородского боярина Дмитрия, тестя Мстислава I Владимировича (1076-1132), великого князя киевского (1125-1132). Загуми, значение неясно Задора, задорный Заика, заика Залом, гордец Замятня, родившийся в метель Заребог, бог зари. «И се Заребог иде крае тие и риещешеть о пращуре нашиа … (И это Заребог шел в этот край и говорил нашим пращурам)» (ВК III.26). Зареслав, славящий зарю Заруба, раненый воин Захворай, больной Заяц, заяц. Имя из бересты. Заяц - уменьшительное от Зая. Полное название зверя - Зай (Ута - утка, кура - курица) По-древнеславянски «заяти» означало скакать, прыгать. Заян, то же, имя из украинской сказки Збигнев, сокращ. от Избигнев (чрезмерно гневный). Збигнев, польский князь, был ослеплен своим братом, королем Польши Болеславом Кривоустым (начало XII в.) Збраслав, сокр. от Избраслав (избравший славу) Збыслав, чрезмерно славный. Сокр. от Избыслав; уменьш. Збышек. Зван, званый Звездан, звездный Звенец, звонкоголосый Зверополк,сила зверя Звонимир, возможно, что так могли назвать человека со звонким голосом. Звяга, звенящий, громкоголосый Здебор, созидающий победу Зденек, возм., сокращение от Здебор Здерад, создающий радость Здравень, здоровяк Зеленя, молодой Земислав, славящий землю. Польский князь. Земовит, от «земля» и «витать», обитающий на земле. Сын Пяста, Земовит, стал князем Польши, изгнав представителя другого рода - Попеля. Земомысл, мыслящий о земле. Земомысл был отцом Мешко I, крестившего Польшу. Зерно, зерно Златан, золотой Златовлас, золотоволосый Златодан, от “золото” и “данный”. Златояр, золотой яр (огонь, жар) Злоба, злоба. В Вологодском уезде в 1484 г. жил Злоба Васильев сын Львова. Зоремир, зоря мира Зореслав, славящий зорю Зорко, зоркий Зоря, рожденный на заре Зорян, сын зори Зубаха, зубастый Зуберь, зубр. Имя из бересты. Зуй, кулик Зык, громкоголосый Зыряй, «зырить» - смотрун Зюзя, родившийся в мороз. Дед Мороз в Белоруссии. “Зюзя на дворе - кутья на столе”.
***
Мужские имена на З. Именослов. Казаков В.С.
Что означает Ваше имя? Не каждый из вас, дорогие читатели, сможет ответить на этот вопрос. Большинство современных имён было заимствовано в 9-13 веках вместе с христианством. Эти инородные имена были объявлены «правильными», «настоящими» и занесены в «святцы». После насаждения христианства на Руси разрешалось давать имена только через церковь, при крещении. Несмотря на то, что имена эти давались почти тысячелетие, они до сих пор остаются чуждыми для нашего народа: ведь они возникли на иноземной почве и были искусственно пересажены на славянскую землю. Привычные теперь имена Иван, Семён, Михаил - были так же непривычны для слуха наших предков, как сейчас для нас звучат имена Матомба, Нгхуру-Нгхоро и другие. Однако с церковью спорить было опасно (до 14 века за испечённый блин могли сжечь на костре, а в 16 веке жгли за такой ещё пустяк, как чтение иностранных книг), поэтому наши бедные прапрабабушки и прапрадедушки, старательно выговаривая диковинные имена, искажали их до неузнаваемости. Так Иоханаан превратился в Иоанна, а затем - в Ивана. Шимон стал Семёном, а Иулиания - Ульяной. Так впоследствии русские переделали немецкую фамилию Кос фон Дален в Козлодавлев, а Погенкампф - в Поганкин. Насильно обращенный в христианство народ тяжело расставался со своими, славянскими именами, поэтому в летописях и указах нередко можно встретить такие упоминания, как «Боярин Феодор, зовомый Дорога», «...именем Милонег, Пётр по крещенью» и т.д. С 17 века славянские имена начинают терять своё значение, превращаясь в прозвища, пока, наконец, не исчезают из употребления.