Сегодня исполняется год со дня загадочной смерти журналиста,главного редактора газеты "Талыши Седо"(Голос Талыша), профессора Новрузали Мамедова.
Все люди смертны. Каждый из нас когда-то появляется на свет, а в один прекрасный день мы покидаем этот тленный мир. Кто-то своей естественной смертью, кто-то в результате стихийного бедствия или какой-то катастрофы. Кто-то умирает пожилым, а другой совсем молодым. Кто-то выбирает целью своей жизни путь Истины и становится шахидом во имя Всевышнего.
Смерть близкого человека всегда больно переносится его родными и друзьями. Пожилой он или молодой не имеет значения. Смерть знаменует то, что нас покидает кто-то. Восполнить такую утрату никому не в силах.
Так и мир живет своей жизнью. Каждый день кто-то приходит в этот мир, а другой покидает его. Так и все мы живем. Живем в вечном ожидании момента соединения со своим Создателем.
В череде этих бесконечных рождений и смертей остается отвечать на вечный вопрос: В чем смысл человеческой жизни?
Каждый, если он не страдает какой-то болезнью, а вполне нормальный человек, то сам выбирает свой жизненный путь. Сам определяет для себя как жить, каким идеалам служить. Каждый сам определяет, что останется после него, какими делами он останется в памяти людей, кто и каким образом будет вспоминать его.
Как-то в суде по делу Новрузали Мамедова, где я выступал в качестве свидетеля, Э. Кулиев, кто выступал в качестве основного обвинителя, задал мне такой вопрос:
-Я слышал, что создан Комитет по защите прав Н. Мамедова. Вы можете объяснить, почему членом этого Комитета не стал ни один уважаемый в стране проправительственный, проазербайджанский представитель талышской интеллигенции, а собрались там одни альакрамовцы?
-Я среди талышской интеллигенции не знаю второго человека, кроме Новрузали Мамедова, который так любил бы это правительство и служил бы ему с верой и надеждой. Этот человек никогда не выступал против политики этого правительства и на страницах своей газеты (“Толыши садо”) вечно восхвалял его. Что случилось с Новрузали Мамедовым, вы сами знаете. Наверное, участь его стала уроком для всех их, и они предпочитали остаться в стороне…
К чему я веду этот разговор? По сей день все активисты Талышского движения, независимо от политической ориентации, голову ломают над этим вопросом: Почему Новрузали Мамедов? Ведь он никогда не вел публичную жизнь, не занимался публичной политикой, и не выступал против политики правительства Азербайджана! Почему это правительство так обошлось с этим тихим и безобидным человеком, который всегда вел тихую и размеренную жизнь? Да, он издал талышскую газету. Но в его газете никогда не было и намека на то, что можно было бы оценить как критику правительства! Почему тогда они так жестоко убили его в застенках тюрьмы МНБ. Убили не только его, а репрессировали почти всю его семью: старший его сын в 35 лет через год после ареста отца внезапно умер после очередного “общения” с МНБ-шниками. Младшего то арестовали, то организовали против него и его матери покушение. В результате бедная мать не выдержала все эти испытания, и вместе с младшим сыном была вынуждена эмигрировать из этой страны. За что?
У каждого талыша, знающего при жизни Новрузали Мамедова, есть свой ответ на этот вопрос. Кто-то до сих пор уверен, что его подставили. Некоторые сознательно распространяют слухи о том, что его предали. Кто-то говорит, что его арест стал результатом какой-то аферы олигархов, где и он был замечен…
Сегодня мы все отмечаем годовщину загадочной смерти профессора, талышского интеллигента. Мы склоняем свою голову перед светлой памятью этого гордого талыша, которого не смогли сломить МНБ-шники Азербайджана. В своем последнем слове он говорил то, чего не говорил никогда и вряд ли сказал бы, если лицом к лицу не столкнулся бы с этими варварами из правительства Азербайджана, политику которых он горячо поддерживал всю свою жизнь и наивно верил в их справедливость, верил, что в один прекрасный день эти варвары представят его народу хотя бы культурную автономию в составе Азербайджана! В самый последний момент он понял, что нельзя служить этим варварам, нельзя ожидать от них справедливости и благосклонности в отношение его родного народа. Поэтому он именно тогда произнес главное слово своей жизни: “ Я прекрасно понимаю, что меня судят за мое этническое происхождение, за то, что я Талыш. Я горжусь тем, что я талыш! И если быть талышом преступление, то думаю, требуемое прокурором для меня 12 лет недостаточный срок для такого "преступления". Посему требую для себя пожизненного приговора.”
Именно в этих словах скроется ответ на вопрос, о котором мы рассказывали выше и на который не могут найти ответа многие талыши по сей день. Каждый талыш должен понять, что у него есть один путь: до конца бороться против этой власти за независимость талышского народа! Нельзя верить и служить этому правительству! Те, кто все еще верит и служит им, его ожидает такой же трагичный конец, как у Новрузали Мамедова, о чем он сам говорил в своем последнем слове на суде! Не верьте им, талыши! Не ожидайте от них милости! Никто в Азербайджане не собирается дарить талышам свободу и независимость! Свободу надо завоевать! Надо доказать всему миру, что талыши достойны жить свободно в своем независимом государстве!
Талышский народ вечно будет помнить тебя, наш дорогой Н. Мамедов! Ибо как велит нам Священный Коран, “Никоим образом не считай мертвыми тех, кто был убит на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих”(Аль Имран, 169-171).
Мы доведем до победного конца то дело, к которому был причастен и ты! Мы приведем свой народ к независимости! И тогда благодарные потомки поставят тебе и тебе равным памятники в вечной столице нашего Талыша - в городе Ланконе! Вечная память тебе, Н. Мамедов!
Ты вечно будешь жить в наших сердцах!
Фахраддин Абосзода.
http://tolishpress.org/news/1227.html