КОРЕННЫЕ НАРОДЫ КАВКАЗА ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ДРУГ ДРУГА I часть.

Jul 24, 2010 23:40

Обращение к читателям газеты «Третья Сила Плюс»
Если ты смотришь на мир чужими глазами, значит, ты смотришь в чужих интересах…
Сколько нас - талышей?
С проблемой численности талышей я впервые столкнулся в 2001 году, когда ознакомился со статьей профессора Г. Асатряна под названием «Базовая справка о талышах». В ней он утверждал, что в Азербайджанской Республике (АР) живет примерно 250 тысяч моих соотечественников. По словам автора, взяв за основу тот факт, что в конце XIX века в Российской империи проживало примерно 80 тысяч талышей, и учитывая, что приблизительно за 100 лет они могли увеличиться в три раза, сегодня можно констатировать, что их может быть 250 тыс. человек.
Эта статья вызвала у меня недоумение и даже гнев. В своем (достаточно критичном) ответе я привел такой пример: «Мои родители поженились в 1947 году. За прошедших после этого 50 лет нас стало 50 человек, то есть мы увеличились в 25 раз! Если следовать этой логике, то сегодня талышей в АР должно быть 2 миллиона человек. Мы убираем из этого числа полмиллиона людей, кто уже забыл свой язык и больше не идентифицирует себя как талыш, и говорим о 1,5 млн. талышей»…
Вместе с тем упомянутая статья побудила меня заняться изучением численности талышей. Я понял, что незнание этой проблемы является виной вовсе не наших соседей, это - наша вина. Ведь мы, талыши, должны писать об этом, чтобы весь мир знал правду. С каждым днем я все больше прихожу к выводу о том, что коренные народы нашего региона должны больше знать друг о друге. Пользуясь случаем, выражаю благодарность газете «Третья Сила Плюс» за предоставленную нам возможность выступить на ее страницах с данной статьей.

Вместо предисловия

На дворе давно уже XXI век. Мир занят решением проблем совсем другого порядка. Многие народы давно урегулировали вопросы, связанные с собственным выживанием, многие из них создали свои национальные государства и заняты обустройством повседневной жизни. Нам же - представителям Талышского движения - увы, все еще приходится бороться за спасение своего народа, за образование его независимого государства. Ибо только оно может стать единственным реальным гарантом дальнейшего развития и процветания одного из древнейших народов мира, который разделен на две части в результате двух русско-иранских войн начала XIX века, живет в полном бесправии по обе стороны ирано-азербайджанской границы и вынужден сегодня бороться за выживание. Одним из направлений нашей борьбы по сей день является то, что нам все еще приходится доказывать всему миру, сколько на самом деле проживает талышей на территории Азербайджанской Республики, провозгласившей свою независимость в 1991 году. Может быть, кому-то в этом глобальном мире покажется слишком банальным и даже смешным делом то, что какой-то народ старается сегодня доказать свою численность. Но, поверьте, это самое малое из того, что происходит в современном Азербайджане в отношении коренных народов этой земли, в том числе - талышей. В течение долгих десятилетий власти Азербайджана изо всех сил пытались и пытаются доказать мировой общественности, что в этой стране якобы проживают лишь остатки некоторых нетюркских национальных меньшинств, которые из-за своей малочисленности недостойны предоставления автономии в той или иной ее форме. Такая несправедливость, разумеется, вызывает у нас протест. Об этом мы писали неоднократно. При этом секретность и недоступность некоторой информации российского и советского прошлого не позволяла нам восстановить историческую правду в полном ее виде.
Чтобы читатели «Третьей Силы Плюс» поняли, в каких условиях нам приходится жить (выживать) и бороться за возрождение своей государственности, приведем высказывания великого осетинского ученого, профессора В.И. Абаева в его статье «Трагедия Юго-Осетии: беспредел геноцида» (часть 3), рассказывающей о Грузии времен Гамсахурдии. Эти высказывания могут быть полностью отнесены к сегодняшнему Азербайджану: «Было бы кощунством искать что-то положительное в событиях Южной Осетии в 1990 годах, и все же, несомненно, они преподали один полезный урок. В этих событиях грузинская этнократическая клика разоблачила себя как организация выдержанно фашистского типа. Нет ни одного признака фашистской практики, который отсутствовал бы в этой «демократии». Тоталитаризм. Животный страх перед всяким плюрализмом. Зверское полицейское подавление всякого инакомыслия. Жестокая цензура - унификация всех средств массовой информации. Марионеточный парламент: все решения принимаются единогласно, как у Гитлера. Концепция «хозяев» и «гостей» с намеком на перспективу выселения всех «гостей». Оголтелый расизм: насаждение идеи о расовом превосходстве грузин над всеми другими народами. Доморощенное мессианство. Гитлеровцы утверждали, что все выдающееся в истории было обусловлено примесью германской («арийской») расы. Грузинские этнократы со своей провинциальной кочки не хотят отстать от них. Они тоже считают, что у всех великих людей обязательно должна быть грузинская кровь, надо только поискать. Они уже установили, что Петр Великий был грузином или полугрузином. На очереди Юлий Цезарь, Александр Македонский и египетский фараон Хеопс... Можно только удивляться, до чего сходны приемы политических гангстеров, вообразивших себя суперменами. Гитлер врывается в Австрию и объявляет: «Никакой Австрии не существует, есть германская земля «Остмарк». Саддам Хусейн врывается в Кувейт и объявляет: «Нет никакого Кувейта, есть 12-ая провинция Ирака». Гамсахурдиа врывается в Южную Осетию и объявляет: «Никакой Южной Осетии не существует, есть грузинская земля «Самачабло». Но на голом насилии долго не продержишься. Австрия вновь стала Австрией, Кувейт - Кувейтом. Обретет вновь и Южная Осетия свой статус Южной Осетии.
Фашистский характер этнократического режима в Грузии ни для кого уже не является секретом - ни у нас, ни за рубежом».
Несмотря на все эти трудности, мы сегодня собрали определенное количество исторических материалов, которые позволяют нам описать рост численности талышей в составе Российской империи, Советского Союза и, наконец, в АР. Должен отметить, что наши исследования в данной сфере этим не заканчиваются. По мере приобретения новых материалов мы вновь и вновь будем возвращаться к указанной проблеме до тех пор, пока весь мир не узнает объективную истину о моем многострадальном народе, до тех пор, пока весь мир не признает право талышского народа следовать собственной истории, гарантом чего является создание своего национального государства на своих же исконных землях…
Первые сведения о численности талышей - после присоединения Талыша к России - мы встречаем в статье «Провинция Талышинская» (Журнал МВД СПб. -1831. часть V. C. 79-81), где говорится, что Талышинская Провинция делится рекою Болькар-чай (имеется в виду «Болару» - «Обильная река» - Ф.Ф.А.) на две почти равные части: северную и южную. Первая включает в себя Муганскую степь, на которой пасут стада зимою и на которой, по причине большого количества змей, нет постоянных жилищ, а только находятся зимовья. Вторая - постоянно обитаема и состоит из 8 магалов. В статье указывается, что в этих магалах, кроме города Ланкона, насчитывается 228 селений, на территории которых проживают около 26000 душ обоего пола.
В середине 30-х годов XIX века Павел Заболоцкий (лекарь 1 отделения) опубликовал свое «Обозрение талышинского ханства в медико-топографическом и статистическом отношении за 1836 год», где тоже собрано немало данных о численности талышей. Он пишет, что народонаселение сей части Закавказии состоит, за исключением русских чиновников и солдат, из персиян (природных талышинцев, говорящих особенным наречием персидского языка, исповедующих магометанскую веру шиитского толка) и небольшого числа армян, живущих в Ланконе. Количество народонаселения простирается до 30.000 душ обоего пола.
В 1855 г. вышла статья П.Ф. Рисса «О талышинцах, образе жизни и языке» (Записки Кавк. Отд. Имп. Русс. Геогр. Общ. Кн. III. Тифлис. -1855. С. 1-71), где приводятся данные «Свода статистических сведений о населении Закавказского края». Согласно этим сведениям, талышинцы живут в 161 населенном пункте, в 6,612 домах. Число талышей тут указывается уже другое - 50510 человек.
Кавказский календарь 1894 г. талышей насчитывает гораздо больше - 88.449 человек. Разночтение в данных о численности талышинского и вообще иранского населения происходит, по мнению многих авторов того времени, от смешения местной администрацией иранцев-магометан с магометанами-татарами. По мнению большинства из них, «последние (татары) присвоили своему языку термин «мусульманский» и являясь в роли представителей мусульманской религии, стараются держать в тени аборигенов края».
Как видно из приведенных примеров, ни в одном из них данные не отражают результатов переписи населения, поэтому они во многом расходятся между собой. Во-вторых, в этих сведениях отсутствует точное число талышских населенных пунктов, что заставляет сомневаться в достоверности приведенных данных.
В свете сказанного особую ценность представляют данные переписи 1857 года, опубликованные в книге «Бакинская губерния. Итоги переписи населения», где приводится и список населенных пунктов, и число проживающих в них людей. Составитель книги Н. Зейдлиц приводит интересные данные по этническому составу населения всей Бакинской губернии, в том числе Талыша. По его сведениям, «тюркское племя составляет по нашему списку 44.960 (210223 чел.) общего итога населения Бакинской губернии. Если же считать и городских жителей, которые по Бакинской губернии по большей части также принадлежат к этой народности, то оказывается, что татары составляют далеко более половины всего ее населения». Тут он указывает на один интересный факт, относившийся к татарам. Он пишет, что «официальные сведения показывают еще несравненно большее количество татар, причисляя к ним все народы за исключением русских и армян. И действительно, весьма трудно различить и выделить из числа мусульман, каковым именем называют себя татары, прочих мухаммедан, так как на Востоке значение народности вполне стушевывается перед вероисповеданием. Шиитская секта не есть принадлежность людей иранского (персидского) происхождения, которую они отличали бы от племени тюркского происхождения. Внимательное рассмотрение нашей карты указывает на то, что в Бакинской губернии немалое число татар принадлежит не к суннитскому, а, вместе с персиянами, к шиитскому толку; тогда как, наоборот, есть некоторые деревни (хотя их немного), жители которых при иранском происхождении и языке, придерживаются суннитской секты» (с. 85).
И. Зейдлиц анализирует ситуацию, связанную с распространением разных языков в уезде. По его мнению, «тюрко-татарский язык адербейджанского наречия господствует в большей части губернии и служит способом сношения между всеми народностями края, за исключением разве талышин, живущих особняком в южной части Ленкоранского уезда, в соседстве с одноплеменными им гилянцами» (с. 85).

Тут он обращает внимание на пришлый характер татарского населения в этот край. Он пишет, что «татары Бакинской губернии происходят от разных племен тюркских, переселившихся в этот край во время нашествий и управления краем владетелей сельджукских, монгольских, Черного и Белого Барана, тюркменских и сефевидских». (с. 85)
Далее автор дает антропологическое описание татар. В книге указывается, что «татары Бакинской губернии не представляют по своей наружности ничего общего, типического. Начиная от широкоскулых, кривоглазых лиц монгольского типа, встречающихся, впрочем, весьма редко между кочевниками и оседлыми жителями, до самых благообразных форм индоевропейской физиономии, они представляют всевозможные переходы. Так как тюркские и монгольские племена, завладевшие нижнекуринской плоскостью, как и все вообще кочевники, были весьма малочисленны в сравнении с оседлыми жителями покоренного ими края, то они, принудив побежденных к принятию веры, языка и образа жизни победителей, незначительно лишь изменили физические свойства народонаселения». Такое описание дает ему основание прийти к следующему выводу: «Таким образом, большинство татар Бакинской губернии ни что иное, как отатарившиеся древние обитатели края. В состав же нового народа - адербейджанских татар - вошли, как доказывает исторический очерк губернии, представители разных рас человеческого рода. Главным элементом послужили на востоке губернии, как это явствует из господства здесь шиитского толка, индоевропейцы (арийцы) иранского племени, предки которых распространились по Каспийскому прибрежью вверх до Дербента уже во времена Нуширвана. В пределах Шемахинского уезда вошли в состав нынешних татар албанцы - вероятно удины, другой народ индоевропейского племени, составляющий с некоторыми горскими народами особую, кавказскую ветвь арийской расы. Что удины населяли, кроме уезда Нухинского в Елисаветпольской губернии, также Ширванский и Кубинский в Бакинской губернии, свидетельствует также Аббас-Кули-ага Бакиханов». (с. 87)
«Татары Бакинской губернии, даже сунниты, в нравах и обычаях более сходны с иранцами (персиянами), чем с тюрками. Весь склад мыслей, образование, поверья (насколько они нам известны) заимствованы из Персии. Тоже самое скажем и об образе их жизни и одежде», - заключает он. (с. 88)
Интересным фактом в книге является еще то, что в нем приводится этнический состав населения Бакинского уезда. Там указывается, что «среди татского населения Бакинского уезда мы также замечаем небольшой оазис татарского населения, состоящий из 6-ти деревень», что является хорошим аргументом для тех, кто в настоящее время в Азербайджане старается доказать якобы автохтонность тюрков в этих землях (с. 88).
При этом кажется ценным вывод И. Зейдлица о том, что «вообще тюркская народность Бакинской губернии и в настоящее время продолжает поглощать и ассимилировать менее устойчивые народности, в особенности иранскую (персидскую). Лучше противостоят ее влиянию, благодаря врожденной им силе и живучести, горские народы, как кюринцы (лезгины). Вероятно, в силу разъединяющего свойства гористых местностей, даже более приступных, таты сохранили свою национальность на отрогах Кавказа, как родственные им талышины в горах Ленкоранского уезда». (С. 89)
Талыши и таты в книге рассматриваются как «иранское племя». «Иранское племя, к которому принадлежит 25,07 процентов (не считая жителей г. Ленкорани, - также по большей части талышины) всего населения губернии, состоит из двух разных народностей - татов и талышин. Первые распространены по уездам Бакинскому, где они занимают 65,78% (считая и городских жителей - большинство) всего населения: по Шемахинскому (10,07%) и Кубинскому (30,52%). Последние составляют без малого половину населения Ленкоранского уезда (43,33% на 44,20 татар)… таты, разбросанные по Бакинской губернии, суть остатки тех иранцев, которые поселились по Каспийскому прибрежью при Шапуре II (309-381 по Р.Х.), первом Сасаниде, значительно распространившем владения Персии на север». (с. 89)
«Талышины, без сомнения, - единственные аборигены Бакинской губернии, уцелевшие с незапамятных времен в своем неприступном уголке как от стремительных набегов аравитян в VII столетии, так и от вторжений в Иран сельджукийских турок (XII стол.). В XIII столетии Гулагиды водворили в Талыш несколько монгольских улусов, а в последние столетия татары успели занять все безлесные равнины Ленкоранского уезда». (89-90)
В книге даются многочисленные таблицы и списки. Учитывая научную их ценность, считаем важным представить вниманию читателей некоторые из них. По списку, составленному на основании камерального описания, производившегося от 1859-1863 гг., население Бакинской губернии состояло из 252.010 д.м. и 214.916 д.ж. пола, всего (с включением 351 души без обозначения пола) 468.277 д.об.п. (с. 99).
Согласно этому описанию, перепись охватывала 199 талышских деревень, общее число населения которых составляло 36829 человек.
По неизвестным нам причинам не все талышские населенные пункты вошли в этот список, в частности, такие крупные, как Осторо, Ланкон, десятки крупных деревень - Кулатон, Сутамырдов, Холмили, Мамуста, Тукавила, Визазамин, Былабанд, Шинабанд, Муйо, Озобижон, Лалахийон, Хазови, Хамат, Сиов и т.д. Всего число талышских деревень того времени было свыше 350, о чем писал впоследствии профессор Б.В. Миллер (см. Миллер Б. В. «Предварительный отчет о поездке в Талыш летом 1925 года»). Надо учесть, что даже после известной депортации 1949-1952 гг. сегодня в Ликском районе существуют 159 деревень, ни одна из которых не может быть отнесена к категории «новой»!
В этом же списке мы насчитали названия 127 деревень, где проживала 31896 человек «татарской» национальности. Надо учесть тот факт, что большое количество этих татар были переселены в Талыш сразу после присоединения Талыша к России или незадолго до этого. Например, Н. Зейдлиц писал, что «шахсеваны, явившиеся в числе тюркских переселенцев в иранские владения, по крайней мере, несколько столетий назад, уже до присоединения Талыша к России приняли оседлость в деревни Едды-оймак на севере нынешнего Ленкоранского уезда, а по окончании последней войны нашей с Персией, поселились также на левом берегу Аракса, в бывшем Мустафа-ханлинском приставстве…» (там же, с. 86), что «шахсеванские кочевники прославили себя грубыми проявлениями силы и её злоупотреблениями» (с. 86).
О переселении шахсеванов в Талыш говорится в письме генерала Ермолова Мир-Хасан хану от 21 января 1822 года: «Многолюдное население Карабагского ханства не представляет никакой возможности в свободном помещении кочевых шахсеванцев… В Талышинском же ханстве, как мне известно, есть довольно пустопорозжих мест, остающихся без всякой пользы. В сем уважении я признал выгодным согласиться на неоднократные ко мне просьбы Шукур-аги о позволении ему с подвластным народом поселиться во владении, Высочайше управлению вашему вверенном. Для чего прошу с получении сего отвести немедленно на 1000 семей достаточное количество земли для зимнего пребывания шахсеванцев по рекам Дизэ и Барзан… Дабы же шахсеванцы вели себя спокойно, … предписано иметь неослабный за сим народом надзор и в особенности самыми строгими мерами искоренять всякое между ними воровство и грабеж».
Это был не единственный случай, когда татар переселяли в талышские земли, в результате чего их число в Талыше стремительно увеличивалось. Кроме того, в сборнике многие населенные пункты записаны как «татарские», что тоже вызывает подозрение. Например, Масал (Масаллы) в книге указывается как татарский населенный пункт, когда изначально там жили талыши, переселившиеся в эти земли из иранского Масала, где по сей день нет ни одного тюркоговорящего. Это свидетельствует о том, что из юга Талыша (Масала) тюрки не могли переехать на север, где их и в помине не было.
Тут следует учесть и действия других факторов. Во-первых, тысячелетние иноземные вторжения в Талыш заставляли этот народ давать предпочтение жизни в основном в горных местностях, куда ни один захватчик не осмелился подняться. Во-вторых, жизнь в равнинных местностях имела другие сложности, связанные в основном с разными болезнями, которые не наблюдались в горах, что отмечается всеми исследователями Талыша.
В результате указанных факторов до конца XVIII века развитие поселений на равнинной части Талыша шло медленно, чем и объясняется быстрое увеличение численности тюркоговорящего населения на этих землях.(I часть, продолжение следует)

http://thirdpower.am/index.php?option=com_content&view=article&id=182:2010-07-13-121715&catid=36:2009-11-14-13-03-47&Itemid=1

талыш, численность талышей

Previous post Next post
Up