Талышское ханство в борьбе за укрепление своей независимости в конце XVIII - начале XIX в. (часть 9)

Apr 21, 2010 16:46

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ТАЛЫША…

Продолжение публикации.

«Ключ политики государств - в их географии».
Наполеон

Гюлистанский мирный трактат

Ст. I. Вражда и несогласия, существовавшие доселе между Российской империей и Персидским государством, прекращаются отныне впредь сим трактатом, и да будет вечный мир, дружба и доброе согласие между е. и. в. самодержцем всероссийским и е. в. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов и обоюдными их высокими державами.
Ст. II. Поелику чрез предварительные сношения между двумя высокими державами, взаимно соглашенность уже, чтобы постановить мир на основании status quo ad presentem, то есть дабы каждая сторона осталась при владении теми землями, ханствами и владениями, какие ныне находятся в совершенной их власти, то границей между империей Всероссийской и Персидским государством от сего времени впредь да будет следующая черта: начиная от урочища Одина-Базара прямой чертой чрез Муганскую степь до Едибулукского брода на реке Аракc, оттоль вверх по Араксу до впадения в оную речки Капанакчая, далее же правой стороной речки Капанакчая до хребта Мигринских гор и оттуда продолжая черту межами ханств Карабагского и Нахичеванского, хребтом Алагезских гор до урочища Даралагеза, где соединяются межи ханств Карабагского, Нахичеванского, Ериванского и части Елисаветпольского округа (бывшего Ганжинского ханства), потом, от сего места межою, отделяющей Ериванское ханство от земель Елисаветпольской округи, также Шамшадильской и Казахской, до урочища Эшок-Мейдана, и от оного хребтом гор по течению правой стороны речки и дороги Гимзачимана по хребту уже Бамбакских гор до угла межи, Шурагельской; от сего же угла до верху снеговой горы Алагеза, а отсель по хребту гор межою Шурагельской между Мастарасом и Артиком до речки Арпачая. Впрочем, как Талышинское владение в продолжение войны переходило из рук в руки, то границы сего ханства со стороны Зинзелей и Ардавиля для большей верности определены будут по заключении и ратификации сего трактата избранными с обеих сторон комиссарами со взаимного согласия, кои под руководством главнокомандующих с обеих сторон сделают верное и подробное описание земель, деревень и ущелий, также рек, гор, озер и урочищ, кои до настоящего времени находятся в действительной власти каждой стороны, и тогда определится черта границ Талышинского ханства на основании status quo ad presentem, таким образом, чтобы каждая сторона осталась при своем владении. Равным образом и в вышеупомянутых границах, ежели что перейдет за черту той или другой стороны, то по разобрании комиссарами обеих высоких держав, каждая сторона, на основании status quo ad presentem доставит удовлетворение.
Ст. III. Его Шахское Величество, в доказательство искренней приязни Своей к Его Величеству Императору Всероссийскому, сим торжественно признает, как за Себя, так и за Высоких Преемников Персидского Престола, принадлежащими в собственность Российской Империи Ханства: Карабагское и Гянжинское, обращенное, ныне в провинцию под названием Елисаветпольской; так же Ханствы: Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и Талышенское с теми землями сего Ханства, кои ныне состоят во власти Российской Империи. При том весь Дагестан, Грузию с Шурагельскою провинциею, Имеретию, Гурию, Мингрелию и Абхазию, равным образом все владения и земли, находящиеся между постановленную ныне границею и Кавказскою линиею, с прикосновенными к сей последней и к Каспийскому морю землями и народами.

Ст. IV. Его Величество Император Всероссийский, в оказание взаимной приязненности своей к Его Величеству Шаху Персидскому, и в доказательство искреннего желания Своего видеть в Персии, сем соседнем Ему Государстве, самодержавие и господственную власть на прочном основании, сим торжественно за Себя и Преемников Своих обещает тому из сыновей Персидского Шаха, который от него назначен будет Наследником Персидского Государства, оказывать помощь в случае надобности, дабы никакие внешние неприятели не могли мешаться в дела Персидского Государства и дабы, помощью Высочайшего Российского Двора, Персидский Двор был подкрепляем. Впрочем, если по делам Персидского Государства произойдут споры между Шахскими сыновьями: то Российская Империя не войдет в оные до того времени, пока владеющий тогда Шах не будет просить об оной.

Ст. V. Российским купеческим судам, по прежнему обычаю предоставляется право плавать у берегов Каспийского моря и приставать к оным; при чем со стороны Персиян должна быть подаваема дружественная помощь во время кораблекрушения. Сие же самое право предоставляется и Персидским купеческим судам по прежнему обычаю плавать по Каспийскому морю и приставать к берегам Российским, где взаимно, в случае кораблекрушения, должно быть оказываемо Персиянам всякое пособие. В рассуждении же военных судов: то как прежде войны, так равно и во время мира и всегда Российский военный флаг один существовал на Каспийском море; то в сем уважений и теперь предоставляется ему прежнее право с тем, что кроме Российской Державы, никакая другая держава не может иметь на Каспийском море военного флага.

Ст. VI. Всех пленных обоих сторон, взятых в сражении, или обывателей, захваченных в плен Христиан и других законов, следует отпустить сроком в три месяца после заключения и подписания Трактата, снабдив с каждой стороны продовольствием и дорожными издержками до Караклиса, где пограничные Начальники, для принятия пленных, взаимно между собою снесутся. Бежавшим же своевольно, или по преступлениям предоставляется свобода возвратиться в Отечество свое всем, кои добровольно того пожелают, а кто не пожелает возвратиться, какой бы наши ни был, тех не принуждать. При том бежавшим с обоих сторон даруется амнистия или прошение.

Ст. VII. Сверх всего вышесказанного Его Величество Император Всероссийский и Его Величество Шах Персидский соизволяют , чтобы взаимные Высоких Дворов Их Министры или Посланники, посылаемые в случае надобности, в резиденции к Их Величествам принимаемы были соответственно званию их и важности дел им порученных; а определяемые от них, по прежним примерам, где за нужное рассудится, в городах для покровительства торговли Агенты или Консулы, кои не имели бы при себе свиты более десяти человек, пользовались бы, как доверенные чиновники, приличным званию их уважением и почестями, с предписанием, не только их отнюдь не обижать, но в обидах обоих сторон подданным, по представлению их, делать праведный суд, и доставлять обиженным праведное удовлетворение.

Ст. VIII. Что касается до торговых сношений, между обоюдными подданными Их Величеств, кои будут иметь от своих Правительств, или пограничных Начальников, от Правительства постановленных, письменные виды в доказательство, что они подлинно купцы, подданные Российские или Персидские, дозволено будет ездить сухим путем и морем свободно в оба Высокодоговаривающиеся Государства, жить в оных, сколько кто пожелает, и купечество отправлять, также и обратный выезд иметь без всякого задержания. Товары, привозимые в Персию из мест, Российской Империи принадлежащих, и взаимно из Персии в оные вывозимые, продавать и на другие товары менять. В спорах, случающихся между купцами обеих Высоких Держав, в долгах и других жалобах ведаться обыкновенным порядком, относясь к Консулу или Агенту, а где оного не будет, то к местному Начальнику, которые и обязаны, рассмотрев просьбы их по сущей справедливости, сами ли делать, или требует через кого следует, должное удовлетворение и отнюдь не допускать, чтобы им оказана была какая либо обида и притеснение».

Купцам Российским подданным, приехавшим в Персию, свободно будет ездить оттуда с товарами и в другие Государства, дружественные с Персией, если пожелают; на что для свободного пропуска Персидское Правительство не оставить снабжать их надлежащими паспортами, и что также взаимно соблюдаемо будет Российским Правительством в рассуждении Персидских купцов, кои пожелают через Россию по торговым делам своим отправиться в другие Государства, дружественные с Россией.

В смертном же случае кого-либо из Российских подданных В Персию заехавших, или на жительстве находившихся, пожитки их и иное имение движимое и недвижимое, как принадлежащее подданным дружественной Державы, первое без удержания и утайки отдавать на законном основании с расписками их товарищам или родственникам, а последнее позволять тем родственникам продавать, кому они захотят, по, их желанию и в их пользу, как сие всегда делается в Российской Империи в во всех просвещенных Государствах, не взирая какой бы кто Державы ни был.

Ст. IX. Пошлин с товаров, Российскими купцами привозимых в Персидские города или порты, взимать не более пяти процентов со ста, не требуя оных вторично, куда бы те купцы с тем товаром своим не ехали, и столько же с вывозимых оттуда Персидских товаров, а более никаких сборов, податей, налогов и пошлин, ни под каким предлогом и вымыслом не требовать, каковые пошлины и на таком же основании, взаимно должны быть единожды взыскиваемы и с Персидских товаров, привозимых Персидскими подданными в Российские города или порты, так как и с вывозимых.

Ст. Х. По привозе товаров на берег или в порт, либо сухим путем в пограничные города обеих договаривающихся Держав, предоставляется свобода обоюдному купечеству продавать свои товары и другие покупать, или на мену получать, не спрашивая на то позволения от Таможенных Правителей или откупщиков, коих долг есть смотреть, чтобы торговля имела беспрепятственное обращение и чтобы исправно взыскиваемы были узаконенные пошлины в казну с продавца или с покупщика, по добровольному их в том условию.

Ст. XI. По подписании сего Трактата, уполномоченные обеих Высоких Держав взаимно и без отлагательства отправлять во все места надлежащее о сем известие и повеления о немедленном всюду прекращении военных действий».

Талышское ханство после первой русско-иранской войны

Сам генерал Ртищев особое значение придавал приобретению Талышского ханства. В своем рапорте Государю о взятии крепости Ланкон, он писал, что «никакая потеря со стороны войск вашего императорского величества не может сравняться с важностью взятия сией крепости при Каспийском море, построенной английскими инженерами, почитаемой персиянами неприступною, и слава оружия вашего величества, приобретенная сим беспримерным штурмом, пребудет незабвенна».

По его мнению, удержание «во власти России крепости Ленкорани давало Россию возможность держать Персию, если не в повиновении, то в постоянном страхе». Кроме того, Ленкоранская пристань казалась генералу Ртищеву лучшею на всем западном побережье Каспия, и он полагал даже «возможным и выгодным во всех отношениях перенести военный порт из Астрахани к талышинским берегам». «Талышинское ханство весьма для России важно во многих отношениях; ибо, через удержание крепости Ленкорана, мы можем иметь в здешнем краю превосходную пристань, удобную для военных судов, и полезную как для коммерции, так и для свободного сообщения, равным образом лес для строения, в котором Бакинская провинция совершенно недостаточна, и держать Персию, если не в повиновении, то во всегдашнем страхе, по близости сего ханства, можно сказать, к самому сердцу ею. Притом, по превосходству сего места против Астраханского порта и Бакинской рейды, я имею в виду, чтобы со временем военный порт вместо Астраханского учредить при Талышинских берегах; а также одну из таможен учредить там же как ближайшем и удобном месте для персидской торговли.

Талышинское ханство есть такой пункт, который вместе с Карабагом могут всегда держать Персидское Правительство в страхе, а трактат, ныне заключенный, в полном уважении».

Россия подарила иранскому шаху Мегринский район, который должен был послужить границей между Карабахом и Ираном. Такая существенная уступка со стороны России была продиктована необходимостью окончательного утверждения в Талышском ханстве.

Надо признать, что такое же значение придавали Талышу и иранские власти. Наследник иранского трона Аббас-Мирза, кто пользовался неограниченным доверием своего отца, предлагал генералу А.П. Ермолову купить у России Талышинское ханство…
По результатам первой войны Талышское ханство по сути было разделено на четыре части: две главные - Номин (Намин) и Горганруд, которые всегда были твердой опорой от неприятельского нападения, остались у Ирана. Третья часть - Мугань, население которой во время атаки персов в 1812 году от страха и по склонению Ширванского Мустафы хана, бежало в Ширван и Сальяны. А четвертая часть осталась под управлением Мир-Мустафы-хана. Это в свою очередь тоже сыграло немаловажную роль по обострению ситуации в Талыше, что в дальнейшем привело к изменению симпатии талышских правителей к русским. Обо всем этом пишется в рапорте кап. Веселаго ген. Ртищеву от 16 февраля 1814 года, № 98: «Что касается Мир Мустафа-хана, то он, как лучший правитель, пекущийся о спокойствии своих подданных, несмотря на остаток малого своего владения, делал и теперь делает все способы к облегчению бедным в их пропитании и награждает беков, кои управляли в самых его границах до нашествия неприятеля в 1812 году местами, но удалились тогда, как вторгнулся неприятель в Талышинское ханство, разорил их деревни, отогнал жителей и напоследок ныне места их, по неопределению границы, остаются в руках Персидского правительства. А беки, преданные хану, лишась своих участков, остались без всего и проживают на иждивении Мир-Мустафа-хана».

При редактировании условий трактата генералу Ртищеву стоило больших усилий добиться согласия уполномоченного Персии на определенное наименование всех месть и урочищ, через которая должна была пройти новая граница. Абуль-Гасан-хан, имевший, как и все персияне, очень смутное понятие о географических картах, и не знавший в точности какая именно места во время заключения мира находились во власти каждой страны, опасался связать себя подробным перечислением пограничных мест. Он требовал, чтобы границы были обозначены в трактате общим наименованием главных порубежных владении, с оговоркою, что границу между ними должно составлять прежняя межи, издревле существующая. Генерал Ртищев не мог допустить такого общего определения границы, предвидя в будущем бесчисленные недоразумения и бесконечные распри о каждом отдельном пункте. После долгих убеждений ему удалось персидского уполномоченного ко включению в трактат описания пограничной линии, с условие, чтобы договаривающимся державам было представлено право, по заключении и ратификации трактата, избрать особых комиссаров для окончательного установления всех пограничных пунктов на основании status quo ad praesentem (установление границ по территориям, оккупированным в ходе войны). Таким путем трактат включил в состав России Талышинское ханство, которое в течение войны несколько раз переходило из рук в руки воюющих сторон, точные границы которого не были строго определены по причине отсутствия точной линии, что, по словам современного иранского историка Х. Ахмади, «в дальнейшем дорого обошлись Ирану».

Продолжение следует

Литература

1.

Акты Кавказской Археографической Комиссии. Под ред. Ад. Берже. Т. I - V. Тифлис: 1866-1873.
2.

Асадов Ф.С. Талышское ханство. Баку: Чанлибел. 1998 (на тюрк. яз.).
3.

Ахмади Х. Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826-1828 гг. Пер. с перс. - М.: Либроком. 2009.
4.

Баддели Дж. Завоевание Кавказа русскими. 1720-1860 //Пер. с анг. Л.А. Калашниковой. - М.: Центрполиграф. 2007.
5.

Байрамалибеков Теймур бек. История Талышского ханства. - Ин-т Рукописей НАН Аз. 1 сентября 1885 года.
6.

Джафарли Н.Г. История города Ленкорани в XIX - начале XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку: 1985 (рукопись).
7.

Ибрагимбейли Х.М. Россия и Азербайджан в первой трети XIX века (из военно-политической истории). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1969.
8.

Игамбердыев М. Иран в международных отношениях первой трети XIX в. Самарканд. 1961.
9.

История Ирана. М.: Изд-во МГУ. 1977.
10.

Кавказский сборник Т. ХХI. - Тифлис. 1900.
11.

Князь Щербатов. «Генерал-фельдмаршал Паскевич». Т. 3. СПб. 1891.
12.

Курбатов В.И. Тайное общество масонов. М.: Эксмо; Ростов н/Д: Наука-Пресс. 2006.
13.

Левиатов В.Н. Очерки истории Азербайджана в XVIII веке. Баку: Изд-во АН Аз. ССР. 1948.
14.

Мамедова Г. О походе В. Зубова в Азербайджан (1796 г.). Баку: Эльм. 2003.
15.

Маркова О.П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке. М.: Наука. 1966.
16.

Мирза Ахмед Мирза Худаверди. Ахбар-наме. Баку. 2002 (на тюрк. яз).
17.

Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. 2-е изд-е. М.: Международные отношения. 1986.
18.

Мустафаев Дж.М. Северные ханства Азербайджана и Россия (конец XVIII-начало XIX в. Баку: Эльм. 1989.
19.

Начкебия И. Сведения лейтенанта Камиля Трезеля о Талышистане и талышах (1808) //Очерки по истории и культуре Талыша. Сб. статей. Ереван. 2005.
20.

Под стягом России: Сборник архивных документов. М.: Русская книга. 1992.
21.

Шишов А.В. Схватка за Кавказ. XVI-XXI века. М.: Вече. 2007.

http://www.peoples-rights.info/2010/04/talyshskoe-xanstvo-v-borbe-za-ukreplenie-svoej-nezavisimosti-v-konce-xviii-nachale-xix-v-chast-9/

http://aboszodaff.livejournal.com/14056.html

иран, История, Этнополитика, ДВТ, талыш, азербайджан, Геополитика, ФАХРАДДИН АБОСЗОДА

Previous post Next post
Up