(Untitled)

Nov 28, 2014 12:07

Захотелось вдруг написать про Льва Толстого - так, как никто еще никогда не писал.

Когда же его спросили, чего ему самому хочется, он сказал: Мне хочется, чтобы мне никто не надоедалПредсмертные слова Пикассо вон Маккартни на музыку положил, а это кто воспоет? Эх. Написать про то, как он всю жизнь был скучающим и самодовольным мудаком, и только ( Read more... )

литература, толстой

Leave a comment

balalajkin December 2 2014, 16:18:37 UTC
Вот тут много хорошего. Масарик - Толстой. Славянин западный против славянина восточного.

http://ua-reporter.com/novosti/99559

Во время своих трех посещений России (1887, 1888, 1910) Масарику неоднократно довелось побывать и в Ясной Поляне, где в последний его приезд земляк философа доктор Маковицкий смотрел своему хозяину в рот и записывал огрызком карандаша каждую произнесенную сентенцию. «Перед деревней мостик был настолько шаток, что лошади могли сломать ноги; пришлось объезжать. Около пополудни я подъехал к усадьбе; мне сказали, что Лев Николаевич еще почивает, потому что всю ночь вел дебаты с гостями. Тогда я пошел посмотреть деревню; она была грязна и убога».

Непоследовательность и даже некоторая показушность толстовского аскетизма, как и явная искусственность теории «опрощения» резко контрастировали с художественным гением Толстого, умением постичь глубины человеческого духа. Особенно чуждыми показались прагматической натуре позитивиста Масарика представления Л. Толстого о мужицком достоинстве, лишь уводящие в сторону от решения больных социальных проблем. «Толстой сам сказал мне, что пил из стакана сифилитика, чтобы не обнаружить брезгливость и тем не унизить его; об этом он подумал, а вот уберечь своих крестьян от заразы - об этом - нет».

Я доказывал Толстому, продолжает Масарик, что «сифилитик, у которого не хватает порядочности и такта, чтобы не подвергать своих ближних опасности заразиться, нуждается в поучении и в выговоре, и не из-за нелюбви к нему, а в интересах ближних. В разговорах об эгоизме и альтруизме я отчетливее всего вспоминаю, как Толстого задело мое утверждение, что между этими двумя понятиями нет такого противопоставления, какое им обычно приписывается».

Несколько измененная, небезынтересная версия беседы Масарика и Толстого приводится в книге русского эмигранта Д. Мейснера, не отославшего при этом к конкретному тексту Масарика: «Вот вы, Лев Николаевич, сапоги шьете, а у вас в деревне крестьяне от сифилиса гниют, лечить их надо». - «Зачем лечить, - ответил ему, согласно воспоминаниям Масарика, Толстой, - их надо не лечить, а отучить развратничать, тогда и сифилиса не будет. А зачем развратника лечить? Он вылечится и опять заболеет». Между тем и в Москве, и в Ясной Поляне Масарик смог воочию убедиться, сколь притягательными были для многих молодых современников идеи и сама личность Толстого.

«К Толстому обращались люди из всех уголков России и искали у него совета и облегчения во многих мучивших их вопросах... В доме Толстого всегда была обстановка, как в некоем религиозно-этическом парламенте. Казалось, что человека вынуждают вслух исповедоваться себе самому, - такое у меня было ощущение. Постоянно общаясь с самыми разными людьми, он усвоил необычайно живую манеру подхода к каждому и буквально каждого искушал исповедоваться... В его присутствии вас охватывало ощущение, что честная жизнь - это постоянная исповедь, что исповедь нужна всегда».

Все же для многих последователей Толстого на первый план выходили не его неустанные этические искания, а чисто внешняя сторона поведения, образ жизни мужиковствующего графа, ходящего в крестьянской рубахе и пашущего землю. Общение с некоторыми из них не вызвало в Масарике ничего, кроме чувства гадливости. Один из последователей, сын известного художника Николая Ге, например, «опростился настолько, что издалека пришел к Толстому пешком, потому что железная дорога, мол, не для мужиков. На нем было столько вшей, что его пришлось тут же вымыть и отчистить щеткой».

Reply

nefedor December 2 2014, 17:28:57 UTC
Красочно но и точно. Действительно, все релишиозные искания Толстого были на удивление внешними, формальными. Одной из причин этого, как мне понимается, стало то, что Толстой всю жизнь жутко боялся смерти, а тут с удивлением заметил, что простые мужики ее не боятся так же неистово как он сам. Соответственно, он заподозрил, что в мужиковствовании есть некий ответ. Ну и церковь, против которой он восстал, конечно, тоже давала немало поводов для отвращения, но созданное им не получилось много лучше.

Reply

balalajkin December 3 2014, 01:40:16 UTC
В этой покорности судьбе, в частности - мол смерть в руках божьих, есть фатализм, который принято обозначать восточным, хотя он свойствен например и шотландцам вплоть до недавних времен (и даже и сегодня). Думаю ,это отличие человека городской цивилизации от человека деревенского - оно же отличие урбанизированного запада от почвенного главным образом востока.

Городской человек ощущает себя творцом своей судьбы, - будучи покорным в городе долго не проживешь, даже и на дне.

Reply


Leave a comment

Up