о христианах, язычниках, злых и добрых людях, власти и вообще побухтеть

Jul 14, 2010 19:21

В рамках давнего интереса к языческим древностям прочел любопытный трактат некоего Ларса Коэна о жизни и творчестве св. Кирилла Александрийского, знаменитого в поп-культуре тем, что по его якобы наущению толпы темных христиан растерзали Ипатию, просвещеннейшую женщину, философа-неоплатоника, математика и астронома.
В недавнем фильме "Агора" св. Кирилл показан во вполне штампованом виде, - религиозным фанатиком, весьма невежественным демагогом с левацкими закидонами.
Эта примитивная точка зрения некорректна хотя бы потому, что невежественные фанатики вовсе не могли рассчитывать на пост епископа в Римской империи 4-5 веков, да и раньше и позже тоже нет. Прямой вины в смерти Ипатии на Кирилле тоже быть не может. Однако есть безусловная вина в создании и пестовании атмосферы интелеллектуальной нетерпимости, которая легко перерастала в насилие физическое над конкретными лицами, если это было выгодно самому Кириллу. Как, зачем и почему у Кирилла получалось поддерживать эту непрерывную брань эпических масштабов, несмотря на очевидное добродушие и доброжелательность коллег-епископов эллинизированого Египта и самого государя Императора - мне было не вполне ясно.

Трактат наконец расставляет все на места. Кирилл был ученейшим человеком, утонченным писателем даже в сравнении с неоплатониками своего времени;
- во-первых язык его писем и трактатов это не общераспространенный греческий диалект Койне, а рафинированный диалект афинской элиты, редкий по тем временам даже в Аттике и уж совершенно необычный в Египте.
Во-вторых, в его текстах более тысячи(!) сложносоставных терминов, которые встречаются исключительно в писаниях самого Кирилла, либо употребляющихся чаще, чем во всей греческой литературе вместе взятой. Кирилл щеголял изысканным слогом, занимался словотворчеством, и нарочно или нет делал свои богословские трактаты чрезвычайно затруднительными для понимания. Заметим, что христианские оппоненты Кирилла как правило пользовались гораздо более простым языком, близким к евангельскому просторечию.

В третьих, Кирилл в раннем сочинении против Юлиана-Отступника легко и небрежно цитирует из двух десятков классических греческих и римских авторов, - философов, историков, географов, политиков, выдавая с головой свою ученость --- но все дальнейшие его сочинения посвящены одному и только одному предмету, - теологиии. Предельная концентрация ума, сужение поля интересов. В то время как его современник, епископ Синезий, например, писал о разведении собак и о защите своего города от кочевников, интересовался виноделием и просто изящной словесностью, шутил и рассказывал в письмах о своих путешествиях и приключениях, - сам Кирилл ничем, кроме богословия, больше как будто не интересовался и из Александрии старался не выезжать, кроме как по крайней необходимости.

Итак, несмотря на узость интересов, Кирилл получил вполне полноценное классическое образование в Александрии - интеллектуальной столице Империи. Александрия того времени была весьма свободомыслящей и философские труды 3-5 веков часто бывали амальгамой самых разных философских школ и религий, включая иудаизм и христианство от высочайше одобренной ортодоксии до самых разнообразных сект. Неоплатонизм на то время был не конкурирующей религией и даже не одной из школ, а чем-то вроде лингва франка, на котором разговаривали образованные классы. Если человек знал геометрию и имел представление о божественном, это был в той или ной степени неоплатоник.

Гм.

Собственно, богословская терминология самого Кирилла во многом происходит из неоплатонического корня, хотя и используется существенно иначе. Но это длинная и отдельная тема. Чтобы богословие стало исключительно христианским занятием для профессиональных богословов вроде самого Кирилла, платоники должны были как-то исчезнуть, что и было в конце концов сделано.

Все же еще два слова о богословии, сиречь теологии. Теология - главный предмет творческих интересов Кирилла - отнюдь не считалась мракобесной псевдонаукой в то время. Совершенно наоборот, согласно передовым воззрениям Платона и современных платоников она была вершиной познания мира; - выше математики и астрономии-астрологии. Христианское богословие легко воспринималось современниками - неоплатониками и вообще никаких особенных границ между язычеством и христианством на интеллектуальных вершинах не было; таков пример Синезия, епископа Птолемеи, который вовсе не порывал с неоплатонизмом даже после утверждения в сане. Появлению теологических границ, прекращению диалога и началу военных действий как раз способствовал сам Кирилл.

---

Ключ к пониманию фигуры Кирилла - низкое рождение (дальная восточная провинция, крошечное поселение в 120 км от Александрии, ничем не примечательная семья). Два возможных социальных лифта - армия для балбесов и --- церковная иерархия, исторически совершенно свежее нововведение прежнего Императора (эдикты от 380г и далее), предписавшего всем чиновникам Римской Империи быть совершенно ортодоксальными христианами, - практически открывающая безродному интеллектуалу дорогу к высшим чинам, почету и безбедности.
Второй путь был выбран еще и постольку, поскольку Кирилл приходился племянником Феофилу, александрийскому патриарху. Дядя и рукоположил Кирилла во священство, дав мальчику путевку в жизнь. Дальнейшая карьера Кирилла местами напоминает карьеру советских партийных и чекистских выдвиженцев с-под низу.

Главные черты Кирилла - могучий интеллект и блестящие способности политика маккиавелианского толка, включая честолюбие и особую небрезгливость в борьбе с оппонентами. Например, главного недруга - епископа Нестория - Кирилл обвинил в некоторых тонких богословских косяках. Несторий пожаловался императору и тот забил для них стрелку в Эфесе. Кирилл с пацанами приехал в Эфес пораньше, собрал кучу народа и объявил себя победителем. Когда же Несторий прибежал, запыхавшись, и попробовал гнуть пальцы, было уже поздняк метаться. Император попытался вмешаться, но Кирилл и на императора наехал так, что тот скорехонько дал задний ход.

Я нарочно снижаю здесь язык. Богословие для Кирилла - не просто интеллектуальный интерес, но и надежный политический инструмент. Пользуясь богословием, интригами, прикармливая действительно фанатических монахов, Кирилл в дальнейшем не только обезглавил прямых конкурентов на интеллектуальное лидерство- неоплатоников, но и произвел крупнейший раскол внутри Церкви. Вред этого раскола трудно оценить вполне, но можно сказать наверняка, что он затруднил культурный обмен между Востоком и Западом. Несториане, вытесненные на Восток (и впоследствии вытеснявшие с Востока католиков), были изолированы от европейской интеллектуальной жизни, и хотя и оставили после себя любопытные культурные артефакты на всем протяжении от Сирии до Японии, но не сыграли и десятой части той роли, которую могли бы сыграть, оставаясь вместе с Константинополем. Собственно говоря, никаких дальнейших религиозно-культурных расколов могло бы и не быть, и весь мир выглядел бы сегодня существенно иначе. Но я уже слишком уклонился в область гаданий и фантазий.

Император попытался наконец остановить честолюбца указом и даже посадил его в тюрьму, но Кирилл в тюрьме оказался хуже, чем на воле. При помощи союзного отшельника он осадил императорский дворец. Десятки дней и ночей православные монахи вопили и гадили под окнами дворца Феодосия II, пока император не отменил свой указ и не отправил недругов Кирилла в изгнание. Для императора, вынужденно прагматического человека, было не так важно, какая фракция в партии побеждает, но важно было чтобы это была его фракция, а уж о двупартийной системе в то время и говорить не приходилось.

Умер Кирилл по-видимому вполне удовлетворенным человеком, дожив до весьма преклонных лет и утвердив свой авторитет на века вперед.
"Наконец и с трудом усоп этот монстр. Добрые и сострадательные уходят легко; скверные цепляются за жизнь долгие годы" - откомментировал это событие Феодорит Киррский, другой видный ученый, церковный и политический деятель, к своему удивлению и огорчению оказавшийся по одну сторону баррикад с Кириллом.

Однако сделаного Кириллом исправить было никак нельзя, и по сей день Кирилл остается одним из главных архитекторов Католичества и Православия - каковы они есть, но не тех, каковыми они могли бы стать.

римская империя, христианство, история, гностицизм

Previous post Next post
Up