Гонения на христиан в древнем Риме часто понимаются совершенно наоборот, как преследования чуждой и малопонятной веры, эдаких странных восточных сектантов объявившихся посреди вполне цивильной толпы просвещенных римлян.
Но из сохранившихся протоколов допросов (самый подробный - допрос Киприана, епископа Карфагена в 258 году) следует же, что римлян поклонение Христу и Иегове совершенно не интересовало, это несуществующий пункт, "мимо кассы".
Христиан уличали как людей нерелигиозных - вне римской религии, а значит аморальных и нелояльных и распространяющих среди граждан аморальность и гражданскую нелояльность (вспоминаются аналогичные обвинения Сократу от афинян).
Римская государственная религия была не неким изолированным походом в храм с поклонением статуям, - опять "все не так как в кино"; религия и служители культа в Римской империи присутствовали везде, не только в храме, но и в каждом доме и едва ли не в каждом государственном институте.
Цицерон например был не только адвокатом, но и авгуром.
И как служитель культа строго соблюдал ритуал, сопровождавший всякие судебные дела. Римляне не вполне полагались на человеческий разум даже на вполне обычных заседаниях магистратуры.
Полагалось дать место и время богам показать свою волю; а вдруг воля богов окажется иной, нежели судебное решение? Это особое мнение богов могло явиться в виде специальных предзнаменований. Тогда все полагалось пересмотреть. В этом была суть римского благочестия - в некоторых случаях полагалось усмирить личные аппетиты, отойти в сторонку и дать богам проявить свою волю для решения запутанных общественных вопросов. В противном случае римляне справедливо полагали, что Рим превратился бы в стаю хищников, терзающих друг друга.
Истолкованием воли богов занималась целая коллегия понтификов, власть которых была переплетена со властью судей.
И не только судей.
В римском сенате то и дело рассматривались необычайные явления природы - например, удары молний в римские военные машины, затмения, кровавая вода в фонтанах, необычный полет птиц - все это нуждалось в объяснении и решении что по этому поводу следует делать. Для объяснения - что делать - в Риме было множество священников и государственная карьера как правило включала в себя чередовавшиеся бюрократические и священнические посты, а часто совмещала и то, и другое.
Сам Цицерон весьма скептически относился ко всей этой римской религии и особенно к истолкованиям предзнаменований, но правильный ритуал полагал важным для поддержания общественного порядка.
Христиане не столько приносили какую-то новую религиозность, но отменяли всю прежнюю, весь этот страх божий и пиетет, на которой держался государственный аппарат.
Суд под председательством христиан, например, стал человеческим и рациональным, без гаданий. Это сильно упрощало всю механику принятия решений, и массовый прием на официальные посты христиан в позднеимперские времена, при Константине и Феодосии означал массовое сокращение расходов и оптимизацию бюрократического процесса.
В магистратуре не нужно останавливаться на ритуал по каждому поводу, но можно поставить дело на поток.
Это означало значительное усиление рационального начала, но и предвещало раскол между рациональностью в человеческом обществе и миром естественных явлений, куда относились всяческие предзнаменования, жизнью предков и будущими формами. Об этом расколе далее будет говорить Хайдеггер.
Но вплоть до эпохи Константина не следовать римским религиозным ритуалам дозволялось только иудеям, и только потому, что они сумели убедить Калигулу в том, что они совершенно безобидны, вполне моральны и религиозны, но по своему, по закону предков.
Начиная с Константина началось слияние государственной религии с христианством. В результате христианство отяготилось набором ритуальных практик, гаджетов, суеверий и страшилок, прямо позаимствованных из государственных культов разных эпох, а заодно христианам были переданы прежние государственные культовые строения - изменилась только вывеска. Владейте, служите. Трюк этот совершил главным образом Феодосий, который тем самым приобрел право на фирменный бренд "Католичество".
Имперское католическое христианство - это тяжелая корпоративная конструкция, которая распалась на гос.аппарат и церковь в новую эпоху, но церковь до сих пор далеко не свободна от наследия государства, а государство - от религиозных практик.
* см. подробные протоколы публичного суда над епископом Киприаном в 258г
https://books.google.com.au/books/about/Martyrdom_and_persecution_in_the_early_c.html?id=zhISAQAAIAAJ