(no subject)

Aug 05, 2017 16:13

Святость и мужественность. Реки и мосты.

Титул Верховный Понтифик (Pontifex Maximus) - нынешний титул Папы, унаследованный Папой от римских императоров, переводится как "Верховный строитель мостов". Это важнейший ритуальный пост в Римской Империи. Но при чем тут строительство мостов, в чем здесь смысл?

Долгое время, еще до-республиканское, ближайшие реки были естественными границами Римской Империи. Первое время вообще весь город строился на одном берегу Тибра, а на другом жили враждебные племена. Ну не то чтобы совсем враждебные, но племена как племена, временно торгующие а потом воюющие. В таких условиях сообщение через реку могло вестись только посредством лодок и плотов.

Затем состоялся бурный период роста Рима, заключения союзов между племенами и объединениями племенных кланов собственно в римский полис. Объединение кланов сопровождалось строительством постоянных мостов, и одновременно принесением священных клятв. Человек, ответственный за мостостроительство, был одновременно и держателем этих клятв.
Тем самым он получал все более важную порцию власти, причем власти религиозного, трансцендентального, над-личностного и над-племенного толка.
Держателем клятвы в рамках рода был вождь, старший в роду, муж и отец расширенного семейства (Vir - отсюда Virtues и одновременно Virility, соответственно мужество и вирильность); избранный среди вождей, сверх-вождь и стал понтификом.

Какие качества требовались от Понтифика - умение держать самому честное слово, отвечая буквально своей мошонкой (в ранние времена клялись своими тестикулами), и одновременно держать за тестикулы всех прочих вождей, в смысле как прямом, так и фигуральном.

Видимо, это самые глубокие корни легенды о том, что новоизбранных пап проверяют на наличие яиц. На самом деле конечно стул с дыркой, на котором пап якобы проверяют - это обыкновенный римский унитаз, который невежественные протестанты приняли за то, чем он никогда не был. Но Понтифику действительно, во всяком случае в давние времена, требовались яйца.




...

Рим может со стороны показаться воплощением брутальной мужественности, но это заблуждение.
...

Дошедшая до нас римская литература достаточно мягка (хотя бы в сравнении с Ветхим Заветом) и не отдает эдакой вирильной брутальностью, видимо благодаря смягчающему влиянию Сабинянок, которых так удачно похитили, что они потом всю дорогу действовали из-за сцены, смягчая нравы.
Обычные хвастливые нотки римлян, описывающих свои удачные походы - это не излишняя мужественность, а оптимизм удачливого игрока в покер, выигрывающего сотый раунд подряд, начиная с весьма слабых раскладов. В этом смысле именно Римляне были богоизбранным народом - и гораздо дольше, чем евреи.

Конечно, эта удача, казавшаяся бесконечной подошла к концу, и Марк Аврелий в своих писаниях почти так же смирен, сдержан, лишен всякой гордыни, как и Иисус, - и потому некоторым грубиянам и дуракам может показаться лишенным мужества.

Ну вот его сын Коммод и поставил себя в гротескно театральную гипермаскулинную роль, осрамился на всю империю и привел её к долгому кризису. Напоследок он был отравлен своей любовницей, которая нашла своё имя в списках имен осуждаемых на казнь - Коммод вписал её на всякий случай, потому что она слишком много знала и заодно надоела.

Со словами "и это благодарность за то, что я тебя, алкоголика и дурака, терпела все эти годы", решительная римская женщина за считаные часы действительно составила заговор, отравила императора, а когда яд привел лишь к безудержной рвоте, привела тренера по борьбе, который Коммода и додушил.

уроки римской истории, рим

Previous post Next post
Up