О прозе скульптуры

Sep 27, 2010 18:01


"Колонна, замедлив ход, въезжает в город. Граница города обозначена
гигантским медным барельефом городского герба: обнаженный богатырь с ослиной головой поражает трезубцем гидру о трех головах - две из них мужские, третья женская.
Сразу за барельефом в сквере стоят два танка, и тут же под навесом за походным столом кормятся несколько военных вперемежку со штатскими. Ослепительная молния вдруг обрушивается на сквер, и тотчас за ней вторая оплетает самое высокое дерево. Привычного грома нет, а есть какой-то странный свистящий шелест.."

Я не умею писать рецензии, и никто от меня этого не ждет собственно, поэтому традиционно начну издалека и от себя. Когда я была маленькой, у меня была книжка "Поселок на краю галактики". Самым ценным в этой книге были повесть Стругацких "Туча" и необыкновенные иллюстрации Гарифа Басырова (это я посмотрела только сейчас, но много часов в детстве медитировала на эти нездешние картинки). С тех пор для меня иллюстрации Басырова визуализируют Стругацких, они и только они.



Г. Басыров. У горизонта событий



Когда я на прошлой неделе случайно попала на выставку скульптур Назара Билыка "Границы пространства" я никаких откровений не ожидала. Но с первого шага и взгляда меня преследовало ощущение, что я в произведении Стругацких - то ли в "Туче", то ли в "Гадких лебедях", а может чуть-чуть даже в "Обитаемом острове".





Автор в пояснении к своим произведениям пишет "Желание надолго здесь задержаться, создание удобного, привычного и желанного человеком бытия становится подспудной мотивацией для всей деятельности человека. Меняется лишь ее вид, но смысл скрыт в желании быть всегда в своем мире, жить за своими правилами, присвоив этот мир себе, что на самом деле только ограничивает.
Вопрос о своем пространстве приводит к мыслям о проявлении личности по отношению к нему и к другим. И возникает вопрос: человек этот мир познает и творит или стремится им обладать?"

И да, где-то мы уже это слышали... Ах, ну конечно
"...Автоматизация развивается теми же темпами, что и сейчас... большинство активного населения Земли выбрасывается из производственных процессов за ненадобностью... Все сыты, никто друг друга не топчет, никто друг другу не мешает... и никто никому не нужен... Это хорошо, как вы полагаете?

Акриловые маски за которыми корчатся лица, железные люди ползающие по стенкам и железный человек, бодро шагающий вверх, в пустоту вызывают ассоциации с разоблаченной советской утопией, тот же "Обитаемый остров", например







Странная фигура человека с лицом сфинкса называется "Сон", но напряженность позы со сном не ассоциируется, скорее с молчаливым наблюдателем и/или оракулом. Я бы взяла на себя смелость утверждать, что он вообще символизирует систему или внешний разум.



Есть в работах Назара и борьба - то ли борьба с собой, то ли борьба с системой (скульптура "Туда") и покорность миру.
Будущее создается тобой, но не для тебя. Вот я ненавижу старый мир. Глупость ненавижу, равнодушие, невежество, фашизм. Но с другой-то стороны - что я без всего этого? Это же хлеб мой и вода моя! Новый мир - строгий, справедливый, умный, стерильно чистый... Ведь я
ему не нужен, я в нем - нуль! Восхвалять я не умею, ненавижу восхваления, а ругать там будет нечего, ненавидеть будет нечего - тоска, смерть... И выпить мне там не дадут, ты понимаешь, ..., они там не пьют, совсем!"





В общем, рекомендовать выставку не могу, но если будет минутка, можете забежать в Bottega и сравнить впечатления.



"Вечер. На улицах тьма кромешная. Дождь льет как из ведра, а молний
почему-то нет. Нурланн ведет машину по пустым улицам. Дворники не
справляются с водой. Уличные фонари не горят, и лишь в редких окнах по
сторонам улицы виден свет. В свете фар появляются посередине улицы
какие-то неопределенные фигуры. Нурланн совсем сбрасывает газ и
наклоняется над рулем, пытаясь разобрать, что же там происходит за
серебристыми в свете фар струями дождя.

искусство, люди

Previous post Next post
Up