Великий Гэтсби

Feb 22, 2016 20:32

Фильм начинается с черно-белой заставки, как будто снятой на станую пленку, но на инициалах JG она превращается не просто в цветную (такая абстракция ар деко металлического цвета), но мы видим, как нас затягивает в черную дыру в этой паутине - компьютерный спецэффект. И затем появляется зеленый огонек, мигающий в темноте.




Жесткий контраст цвета. Глухого черного и жесткого золотого металла + такие же жесткие углы. Жесткая симметрия.
Что-то раскрывается здесь с первых кадров. Мы вроде бы смотрим кино о прошлом. 20-е годы 20 века, Ар Деко нас в этом убеждает. Но компьютерная графика сразу же связывает стилистику с настоящим временем, будто подчеркивая вневременной контекст происходящего.
Далее черно-белые кадры встечаются только в документальных съемках Америки и в воспоминаниях Гэтсби о войне, и мы как бы понимаем, что это исторически подлинные события. Воспонимания Гэтсби о доме и о Дейзи показаны в достаточно сдержанной цветовой гамме. Но вот весь остальной фильм отличается очень яркой контрастностью. Как будто кто-то подкрутил настройки экрана на максимальную яркость. Цвета становятся местами даже едкими.



Из-за этого эффекта появляется ощущение иногда болезненности (болезненно зеленый огонек маяка), безумия, нереальности, или, может быть, это цвета чей-то мечты. Это цвета ярче, чем действительность. Как в детстве все кажется ярче, чем на самом деле.



Например, часто цвет неба кажется нереально голубым. Это как будто мечта. Вообще голубой цвет часто выделен спецэффектами в фильме и это застявляет вспомнить фразу "голубая мечта". Часто встречаются тревожные красные акценты, самолет, поезд...



Но это цвет не только неба, моря, бассейна и тд. Но и глаз Гэтсби.





Точно дьявол в облике ангела)



Здесь цвет уже не такой сияющий, в нем появляется отголосок того зеленого болезненного маяка, смешенного с синевой.

Есть связь блестящих очень голубых глаз и всего остального блеска, которого в фильме очень много.

О больном маяке мы уже говорили. Это такая больная мечта, идея-фикс.
Остальной блеск или белый, или голубой. Как нормальная мечта или надежда. Ник говорит о том, что блестящая улыбка Г. дарит невероятную надежду. НАДЕЖДА. Она видится в мерцании в небе, в огнях города. Когда эти огни редкие, они похожи на надежду, мерцающие огоньки долетающие до зрителя.
Кстати, в начале огонек был белым, болезненно-зеленым он становится на следующем кадре. Как будто он испортился.
Огни, кометы в небе мы видим часто.





Эти кадры сопровождаются спецэффектами, что делает их еще менее реальными. Часто появляются буквы, или ненатуральный снег.

Вообще весь фильм наполнен множеством эффектных мелочей: ускорение конца кадра как бы добавляет динамики, кадры накладываются друг на друга, выплывают цветные буквы. А некоторые кадры вообще полностью нарисованы.
Примечателен здесь образ Гэтсби. Он появляется в таком нереальном кадре впервые в фильме и снова мы видим его в конце. Призрак, привидение. В начале мы помним кадр с каменным ангелом, который оказывается за спиной таинственной фигуры Г., которая тщетно пытается ухватиться за зеленый огонек.
С одной стороны - ангел намекает на могильный камень, с другой - на какую-то божественную, может быть, природу героя. А может это дьявольская горгулья?



Значительная роль в фильме отведена воде. И это не только множество воды, которое отделает Г., стоящего за глухим забором причала, от его мечты - зеленого огонька. Это и туман, как такая неясность, неопределенность будущего.



Это и дождь, и бассейн, в котором распят убитый Г. Наступила осень, но не хотел этого замечать и сделал вид, что еще лето и искупался. Но лето было не вернуть.

Снова к спецэффектам. Они также связывают нас и наше время с 20-ыми годами. Фильм выглядит подчеркнуто современно.
Теперь еще о блеске и мерцании, которым в фильме отведена очень большая роль.



Все вечеринки Г. - это сплошной блеск, густой и плотный. Впервые мы видим его лицо на фоне безудержных фейерверков.
Вообще, этот человек, как мы потом понимаем, во всем "Слишком". Часто, говоря о нем, мы слышим про Бога.
Так, его история начинает чем-то напоминать историю про Христа. Старик говорит: "Гэтсби не существует"))) как про Бога)
Он родился у обычных родителей, но всегда считал себя сыном Бога и мечтал возвыситься. Потом попал на лодку к богачу (будто это Иоанн Креститель), который научил его манерам и одеваться. В фильме у Г. просто жуткий провинциальный акцент, как ужасно все съедает глупый дубляж. Все его костюмы не похожи на те, что носят Ник и Бьюкинен, люди из знатных семей. Но его трость вяжется  с этим образом, вместо шпаги или просто трости английских романтиков-денди. О романтизме позже, но в целом можно сказать, что то, что Г. выделается из толпы своим видом как-то гармонирует с его образом. Он мечтает преодолеть этот классовый разрыв, как романтик, стереть границы. Но это возможно только через преступления.
У Г. слишком блестящая одежда. Он заказывает ее из Англии. Она слишком хороша, чтобы быть настоящей.
Также мы слышим от гостей, что Г. богаче самого Господа. У него просто всё самое дорогое.
Вот он Бог 20 века - деньги, у которых нет вкуса и культуры. Пошлость, чрезмерность во всем.
Это мы видим также в сцене первого свидания с Дейзи.



Сумасшедшее количество орхидей, принесенное в маленькую квартиру, торты, пироженые.
Орхидеи, кстати, цветы-паразиты без запаха. Похожие на неживой цветок.
Все это нелепо, пошло, слишком много.  Но Г. больше ничего не умеет.
Еще, что очень важно для этого героя - он полностью лишен чувства эмпатии. Он не понимает, что чувствуют другие люди. Он все уже за них придумал, он не понимает, как может быть оказана услуга, за которую не платят, почему Дейзи не хочет жить с ним открыто, что чувствуют Дейзи и Ник.
Скорее всего это последствия войны. Наверное, человек, который почти 5 лет убивал, не может испытывать эмпатию.
Вот он Бог послевоенного времени. Он не имеет эмпатии, вкуса, культуры. У него есть только деньги и собственные желания, и вообще нет чувства юмора!!!



Все тонет в мишуре и блеске.





Но при этом он будто чист душой. Эти глаза, наивная детская улыбка, детское отсутствие чувства меры. Он не хочет скрываться с Дейзи, этого в мечте не было. Он хочет начать всё сначала, хочет вернуть время на 5 лет назад. Купить пять лет. Но проблема в том, что он на самом деле не Бог, и деньги не помогают ему зачеркнуть 5 лет войны, забыть и все начать снова. Он хочет невозможного.
И вся эта детскость отчасти вывеска еще потому, что на самом деле, как мы выясняем уже в конце фильма, Г. - просто бандит из банды, владеющей алкогольным рынком. Он главный ростовщик города (а это, как известно, дьявольская работа). Банда использует его как вывеску в городе, как прикрытие.
На самом деле он не отличается от фашиста. Его не интересуют средства достижения цели. Важна только цель. Важно еще помнить, что он бросил своих родителей, он никогда их не любил. То есть в мире также, как и в Гибели богов разрушена связь матери и отца с ребенком. Это было до войны, здесь могут быть ее истоки и истоки фашизма.



Теперь его замок - он как бы Средневековый, ворота привезены из замка в Нормандии.
"Огромный, нелепый дом". "Просто парк развлечений" - есть в этом что-то от Дисней Ленда, который списан со Швайнштайна.
В замке есть зала с готическими сводами, очень похожая на церковь, где стоит огромный орган. Все это говорит о том, что Г. - романтический герой.  Подчинившей всю свою жизнь одной мечте, одной женщине, одной любви. Все ради нее.

Он попадает в мир жесткого и жестокого Ар Деко со своей голубой мечтой. И ему нет места в этом послевоенном мире.
Откуда берется идея Ар Деко: это не только начало фильма и его концовка. Это постоянное повторение жестких орнаментов на одежде, паркете, оградах. Это жесткая симметрия в построении кадров, дающая ощущение застылости, безжизненного пространства, замкнутого на себе. Мгновения, которое будто выключено из жизни. Цветы к клетке.



Особенно эта жесткая симметрия ярко выражена в кадрах с прислугой и пейзажах. Почти жесткая симметрия - жесткие контрасты. Черные люди, черные костюмы, белый люди, белые костюмы.



Кадры похожи на полотна сюрреалистов. И снова красные акценты и невероятный голубой.



Жестко закрыты многие кадры: нет движения, развития. Все как будто остановилось, замкнулось на себе, запядня, нет выхода. Или это сознательный эскейпизм от действительности, подальше от войн.





Много раз встречаются одновременные движения не только прислуги, но и гостей на вечеринке, танцы поставлены, девушки друг за другом закидывают ногу на ногу, сидя у бассейна. Это напоминает балет, кабаре или мьюзикл? Какое-то представление.

Вернемся в Г.
Мечту мешает реализовать реальность:  "работа" Г. и сама Дейзи. Иллюзии все заканчиваются. Реальны только химический угар секса, джаза и наркотиков. Даже деньги и связи ему не помогают. Потому что иметь мечту, иллюзии в этом мире уже нельзя, строить воздушные замки не получится. Часто дом родителей Дейзи появляется будто на воздухе, что тоже напоминает пословицу.



Дальше звуки. Это, конечно, джаз. Но у Г. играет не просто джаз, а, например, джазовые обработки Бетховена, Гершвин (когда Джей появляется звучит самая известная его Рапсодия в стиле блюз). И это очень символично. Музыка Гершвина - это уличная американская классика гения, не имевшего образования и рано умершего. Его жизнь очень похожа на Г. Он был самым богатым композитором за всю историю. И его музыка до сих пор играет на Бродвее. Гений с улицы. Бетховен - это романтизм. И он звучит в замке тоже очень символично. Вся музыка звучит очень современно, в нее постоянно вплетается Хип-Хоп, RnB, Соул. Современные стили. Эта связь классики, джаза и современности дает то же ощущение безвремения, которое я упоминала сначала.
Это же ощущение создают костюмы. Все они выполнены так, что в целом их можно надеть и сегодня. Они не старомодны, часто выполнены из современных материалов, но с отсылкой к 20-м годам 20 века.
Например, платье женщины слева сделано из пластиковых больших пайеток, явно современное. Много подобного было у Marni в прошлой коллекции.



Макияж у героинь тоже нарочито современный и очень яркий. Кроме Дейзи и ее подруги.

Примечателен и дьявольский чарльстон, который все пляшут в безумии на вечеринке, а потом в "церковном" зале у Г. танцуют под орган Дейзи и Ник. Сразу вспоминается Ницше и то, что Бог умер. Это люди, которые утратили веру, отправили Бога на свалку после войны, а сами отправились танцевать, слушать джаз, курить, пить и заниматься сексом. Жить одним днем. Не заботиться ни о чем. Не нести ответственности ни за что.



Но Бог (очки на плакате) он, конечно, есть, он на свалке где-то далеко вроде бы, но он всё видит.

Стиль фильма во многом перекликается с Метрополисом. Темы похожи. Есть город нижний и верхний богатый рай и бедный черный ад. Здесь показана и высокая башня Нью-Йорка, похожая на башню Метрополиса. Некоторые кадры схожи:



Или вот например поток голов на вечеринку:



Готический собор тоже похож на Метрополис. Танец женщин и их костюмы в ресторане-парикмахерской очень похож на танец Марии из Метрополиса.
Наверное, это свидетельствует о стилистической связи, о похожей теме. Есть две части города: черная и белая. Есть два мира. Есть Бог, который все это может соединить, или не может, как в нашем случае. Надежда умирает.

О Г. написали, теперь о Томе и Дейзи.
Сходство Тома с Гитлером улавливаешь сразу. Особенно издалека его прическа и усы очень похожи. Лицо тоже, маленькие змеиные глаза. Примечателен кадр. Он рассказывает о том, что нужно предотвратить наступление черной рассы, стоя между блестящими неграми в закрытом кадре. Он замкнут в своем этом сепаратизме, ограничен. Кофта сепаратистская на нем)



Страшная сцена с колкой льда и его рассуждения о том, что "сначала мы наплюем на семью, потом выбросим все моральные устои, и да здравствуют браки между белыми и черными" - вот такой ряд. "Мы по рождению другие", - говорит он Дейзи, намекая на отличие от Гэтсби с его просторечиями и говором.
Сегрегация рассовая и классовая. Обычный, явный фашист-атлет. Он использует людей и легко отправляет человека на убийство. Он погряз в пороках, но мнит себя благодетельным, все в лучших традициях. Он всех подчиняет своей воле.

Дейзи просто вещь. Большую часть фильма она сливается с окружением, носит безжизненные цвета в духе Борисова-Мусатова и на ней видны только ее меха, бриллианты и жемчуга. Но эти темные глаза не дают ей до конца слиться. В ней есть перец. Правда противостоять Тому она не может, она его вещь.



Здесь покрывало или подушка.



люстра



А дальше она сливается с цветами. Украшение интерьеров и экстерьеров.





Оочень дорогое украшение. И только один раз она не сливается и являет жизнь - в доме у Гэтсби..



Контрастная структура ее лица так прекрасно гармонирует с контрастом цветов и клетки, черного и белого.



Напомнило из недавнего восприятия:



Конечно, Англия. Конечно есть жесткость форм и контрастов, и здесь этот лососевый, нежный, теплый, как любовь. Но Дейзи не может противостоять Тому, она его вещь и возвращается в его мир, бросая Г.. Она даже не подходит к телефону, когда звонит ее кузен, чтобы сказать о похоронах ее любимого. Поматросили и бросили.
Как говорит в конце Ник: "они ломали вещи и людей, убегали, прячась за свои деньги, людей и беспечность".
Так и весь послевоенный мир, ломает людей, а потом прячется во сне, пьяном угаре и тд.
Ник, кстати, тоже практически не может противостоять Тому, он вообще плохо может противостоять, безволен, как и все остальные.
После смерти Г. Нью-Йорк для Ника (мираж) наполняется призраками. Чистая мечта, любовь делала Г. отчасти человеком, связывала его с прошлым.

Миртл в отличае от Дейзи очень земная, плотская, она очень реальная и живая.



Ее цвета очень яркие, много энергии, плотности. Нерафинированная, низкая, пошлая, модная и современная (взять хотя бы ее спущенные красные чулки). Много красного и немного зеленого - бах, взрыв энергии.





В ее квартире мы видим на креслах фрагменты картины "Качели" Фрагонара. Она и без того граничила с пошлостью, а в контексте таком становится просто вопиюще пошлой.



Куча энергии, которая вся уходит в пьяный угар, секс, танцы, музыку и насилие.



Том черпает силу здесь))).

Выводы:

1. Стилистика фильма: романтизм и ар деко в современной интерпретации. Романтизм гибнет
2. Фильм напоминает шоу, балет, кабаре... Он вещь в вещи, декорация, в которую герои прячутся от действительности.
3. Фашизм растет на этой плодотворной послевоенной почве как предвестник будущей войны.
4. Бог на свалке, но он все видит.
5. Новый Христос приходит, умирает за свою веру, и единственный последователь пишет его жизнеописание, и все заканчивается относительно неплохо. Аминь
А еще очень возможно, что Г. - это такая аллегория Америки. Безродный, много денег и мечта.

Previous post Next post
Up