И боги посмеялись...

May 22, 2005 01:10

Мне никак, не удавалось посмотреть "Амфитрион" в постановке Мирзоева в театре Вахтангова - идет он, по-моему, лет пять, но как-то то я не в Москве, то какие-то дела, работа, встречи, пятое - десятое... И вот случилось... Правда всего лишь в записи, что, конечно, не совсем то - атмосфера не чувствуется, контакта с актерами никакого (так что надеюсь в новом сезоне все-таки увидеть спектакль в живую!) Но, при всех недостатках записи, впечатления самые положительные!.. И грустные...

Скажу сразу, что Мольера в классических постановках я выдержать не могу :-( - не так давно была на премьере "Мнимого больного" в Малом - добротная постановка, но через час я нервно смотрела на часы, дожидаясь антракта, да бы избежать продолжения...

Итак, Мольер... Комедия прямо скажем мрачновата [конечно, и философский "Дон Жуан" не весел...] - полководей Амфитрион воюет на очередной войне, а в это время шустрый Юпитер, приняв его образ, сходит с небес к его очаровательной жене Алкмене; тому же греху предается, приняв облик слуги Амфитриона Созия, бог Меркурий, обольщая супругу последнего - Клеантиду...

Всё действо очень музыкально - оперно-пластические части, сочиненные Максимом Сухановым (музыкальный талант которого покорил меня в "Дон Жуане") и Алексеем Шелыгиным... Судьба играет человеком, а человек, в лучшем случае, играет на музыкальных инструментах...

В общем, спектакль достаточно прост, и хулиган Мирзоев не особо усложняет его обилием трюков и ребусов. Восточно / японско / непонятные мотивы, перемешиваясь с мурчанием "Хари-кришна" странны, но смотрятся по Мирзоевски органично.

Актерский состав достойный - Маковецкий в роли Амфитриона - ироничен, достоен и грустен... неизменный для спектаклей Мирзоева Максим Суханов (которого я искренне люблю - актер бесспорно талантливый, но хочется его увидеть и в спектаклях других режиссеров...) - Меркурий - "черт среди богов" и совсем недобр... Дубровская - Алкмена - очень хороша, Созий - Вл.Симонов с "супругой" Марией Ароновой составили славный дуэт, пожалуй, лишь Алексей Завьялов в роли Юпитера мне показался не слишком внятным и через-чур восторженным...

Сценография Павла Каплевича (насколько она видна на экране) очень удачна и вполне в тоне общего настроения: краски в стиле Дали, строгие геометрические линии, некрашеное дерево как преобладающий материала, бутафорские ладони на длинных палочках… Каплевич создал и костюмы - страннЫ, гребешок на спине Суханова-Меркурия, чудные плащи и шляпы... Впечатляет...

Люди и боги... Боги, забавляющиеся людьми - и бедным слугой Созией, и погоподобным в своем величии Амфитрионом... Вот уж действительно: "Каждый перед богом наг, жалок, наг и убог..." Забавы богов плохо заканчиваются для людей, сводя с ума...лишая веры, надежды, любви...

В центре сюжета мольеровской версии «Амфитриона» - дикая путаница, которая ставит человека перед проблемой тождества личности: как же доказать, что я - это я? У Мирзоева это есть... Но на первое место выносится, на мой взгляд, любовь, интрига и игра - т.е. то, что всего человек лишь игрушка в руках богов... Тягаясь с богами, человек не может даже погибнуть достойно - страшный, глумливый, бритоголовый Меркурий перешибет его одним пальцем. В картине мира, нам предложенной, главные фигуры - не герои, а капризные и похотливые боги.

"Судьба одна, - говорит Созий своему хозяину, - меня она рас-Созила, а Вас - рас-Амфитрионила..." И грустному, рогатому Амфитриону, обманутому богами, без толку протестовать, жаловаться на судьбу и бороться. Он придавлен чужой властью - властью богов, что все решили за него и его жену, приготовив одной отдельно взятой семье место в своей игре-мифе [всё, видимо, ради дальнейшего развития мифологии :-) - рождения Геракла], где, оказв Амфитриону честь, его же и обесчестили.

Молчаливая отрешенность Амфитриона и печаль музыки - единственный ответ, который можно дать.

Я аплодирую... и обязательно посмотрю в живую...

opinion, theater

Previous post Next post
Up