Новостью дня вчера, видимо, было выданное Е. АЛЬБАЦ - "Моисей не был никогда пророком." (
http://echo.msk.ru/programs/albac/53107/,
inger02, спасибо за ссылку). Разгорелись споры и т.д. и т.п. Но я не о том...
У меня скорее вопрос...
Мудрецы в Талмуде (Трактат "Недарим" 38а) говорят, что не удостаивается быть пророком тот, кто не является "гибор" - героем, "хахам" - мудрым и "ашир" - богатым.
"Мидраш Раба" ("Мидраш Раба", "БаМидбар", 42) спрашивает: "Кем является вообще Моше, что он делает, зачем он нужен?" И далее Мидраш, пользуясь греческим словом "омен" (педагог), говорит, что Моше - педагог, наставник.
Раббейну Маймонид пишет (в "Мишнэ-Тора", "Хилхот Тшува", гл. 5), что хотеть быть пророком, как Моше, невозможно. Удостоить пророчеством может только Тв-рец. Но стремиться быть праведником, как Моше, должен каждый.
Рабби Йосиф Альбо в "Книге основ"(перевод см.:
http://www.judaicaru.org/library/albo_5.html) говорит о величии пророчества Моше Рабейну: "Однако относительно вероятности появления пророка, превосходящего Моше, уже заявила Тора: "Если будет у вас пророк, пророк Г-спода - в ночном видении Я откроюсь ему, во сне буду с ним говорить но не таков Мой служитель Моше... его устами Я говорю" [Бемидбар, 12:6-8]. То есть: уровень пророчества Моше превосходит уровень любого другого пророка. Это просил Моше у Всевышнего, и Всевышний выполнил его просьбу. И совершенно недвусмысленно говорит Тора в последних своих словах: "И нет в Израиле еще одного пророка, подобного Моше, которого Г-сподь возвеличил настолько, чтобы говорить с ним лицом к лицу" [Дварим, 34:10]." И т.д.
Все говорят об особом статусе Моше Рабейну. Это не просто библейский пророк. То есть не просто пророк, но, скажем, Архетип пророка.
Так правильно ли называть Моше Рабейну пророком (нави)? или следует употреблять термин более соответвтвующий его статуту.