Apr 23, 2012 09:35
Хотите расскажу из не нашей жизни? В Квебеке, если прихожанам не понравилась проповедь, они тут же интеллигентно затевают разборку со священником. Рассказывают, что именно им не понравилось и в довольно жесткой форме иногда. То же самое касается всех других идей и действий клира. И это не колебание воздуха, это для священника серьезный сигнал, который он учитывает. Там никому и в голову не придет считать, что все проистекающее от священников изначально нектар и амброзия - пей и нахваливай. При том, что их любят.
Объясняется это все очень просто. Ну даже и на примере моего духовника. Вот если, например, взять за сто процентов то, чему он меня учил в области духовности и веры, то восемьдесят процентов займет тема достоинства. Понимаете, из достоинства и в Церкви, и в жизни проистекает все остальное. Если оно есть, конечно.
Иногда мне кажется, что в России все так плохо, потому что уважение достоинства своего и чужого никогда не считалось чем-то важным. И не просто не считалось важным, о нем и не вспоминали никогда. Какие угодно добродетели восхваляли, но не эту. И вот смотрите, унижение у нас вроде как тоже не считается заслуживающим внимания. От начальства утремся, подчиненного сами унизим. И так снизу доверху. Где не пройдем, там проползем.
Представьте себе типичную очередь... Скажем, в паспортный стол. И паспортистку, которая привычно хамит и бросается бумажками. Если вы сделаете ей замечание за грубость, кто больше возмутится - паспортистка или очередь?
Я не думаю, что проповедь достоинства будет иметь успех в российском социуме. Легче пойдет все, что угодно. От людоедства до самопожертвования.
И еще одно у нас никогда не приветствовалось - ответственность. "Злобные силы нас мрачно гнетут" и точка. Вот если бы не злобные силы, мы бы... Ух.
Между тем, в обществе, где достоинство и ответственность преобладают, многие неразрешимые проблемы не то что решаются легко - они просто не возникают.