Если в прошлой записи я показывал
фотографии природы бухты Ха-Лонг, то сегодня немного расскажу, как устроен здешний туристический бизнес.
Бухта Ха-Лонг - одна из главных туристических достопримечательностей Вьетнама, и не только из-за списка Юнеско: там действительно красиво. При этом самостоятельное посещение бухты (например, на своей яхте) насколько я понимаю, невозможно - только на местной туристической лодке. В принципе, это оправдано - в бухте не только множество островов, но и просто мели и торчащие из воды камни - так что навигацию имеет смысл доверить местным.
Бухта находится на расстоянии мене 200 километров от Ханоя, поэтому основной поток посетителей приезжает оттуда по купленным в столице путёвкам. Стандартный тур обычно двухдневный и включает переезд на автобусе до бухты (с учётом вьетнамских дорог это 4-5 часов в один конец), плавание между островами с ночёвкой на корабле, популярная опция - гребля на байдарках по мелководью к малодоступным карстовым пещерам. Возможны и другие варианты: например, пожить на острове Катба в глубине бухты, но путь из Ханоя - самый проторенный.
Всего в 30 километрах от бухты Ха-Лонг находится третий по величине город Вьетнама - Хайфон. Именно сюда мы прилетели из Сайгона, рассудив, что отсюда до бухты добраться будет ещё проще. Как оказалось, так никто не ездит. По крайней мере, мы были единственными туристами в самолёте (сам Хайфон - совершенно нетуристический город). Но не без усилий до бухты добраться удалось. Кстати, во время пути мы стали жертвами небольшой вьетнамской аферы (продажа недействительных билетов), что стоило нам около 150000 местных денег - это около 6 долларов. Факт в общем весёлый, но говорящий.
Одно из основных преимуществ нашего прибытия в Ха-Лонг без ханойской турпутёвки - возможность посмотреть бухту в относительно камерной обстановке. Так, наша лодка могла вместить более 20 туристов, а по факту нас было четверо (мы с Пашей и пожилая австрийская пара)
2. Примерно так выглядит большинство лодок. Если приглядываться, то каждая имеет свои особенности и украшения.
3. Почти на каждой лодке - патриотичный вьетнамский флаг.
4. Стандартное оформление носовой части - драконы разных видов.
5.
6.
7. На каждом маршруте есть остановки на островах (также см. заглавную фотографию). На этом острове, например, был красивый грот. Пока туристы осматривают сталактиты, лодки ждут их у причала. При этом места ограничены, и часто для возвращения на свою лодку приходится преодолеть 2-3 чужих. Наша лодка на этой фотографии - Phi Long 06
8. Лодки у причала стоят так близко, что от столкновения спасают только привязанные к бортам автомобильные шины.
9. Работники лодки ждут свою тургруппу (и готовят обед). В среднем на такой лодке - 3-4 человека обслуживающего персонала (но я мог плохо сосчитать).
10. Здесь стол уже сервирован.
11. Сзади находится подсобная зона. Как можно видеть, эта лодка впоне обитаема.
12. В некоторых живописных местах можно увидеть плавучие платформы. При хорошей погоде с них удобно фотографировать.
13. Так платформа выглядит без туристов. Это ещё и местный рынок: повара лодок могут закупиться морепродуктами.
14. Вот пример товара на продажу. На этой платформе было около 20 таких ящиков с морскими гадами. Я так и не понял, ловят ли их на месте, или везут откуда-то. По крайней мере в тот день казалось, что это местный улов.
15. Наш обед с морепродуктами был примерно таким. Вообще с едой во Вьетнаме всё отлично, вкусно кормят почти везде, и обед на лодке Ха-Лонга не стал исключением.
Другие записи из этой поездки:
- Вьетнам и Гонконг-2010: обзорная запись
- Гонконг: остров Гонконг
- Гонконг: остров Лантау
- Вьетнам: виды бухты Ха-Лонг
- Вьетнам: лодки Ха-Лонга (эта запись)