Слоган фильма следует воспринимать совершенно буквально, поскольку ложью он пропитан весь и насквозь.
Голливуд - великая фабрика иллюзий. Там снято множество шедевров, в том числе и сериалов. Но вот чего Голливуд никогда не умел и не умеет до сих пор, так это снимать кино про нас, про Россию и СССР. И просмотренный сериал «Чернобыль» меня в этом убедил окончательно.
Зная эту особенность Голливуда, я давал я себе зарок не смотреть то, что они снимают про нас. Но повёлся на восторженные отзывы здесь на ресурсе - потратил 5 часов своей жизни на эту фееричную пургу.
Поверьте, я знаю о чём говорю. Мне в 1986 году было 20 лет, я учился в секретном ВУЗе, затем по распределению работал на секретном военном заводе и меня даже пытались вербовать в то самое ужасное КГБ. Поэтому я считаю, что имею право заявлять о том, что всё показанное в сериале извращённая ложь. Такой фильм о землянах могли бы снять головоногие инопланетяне, впервые столкнувшиеся с жителями Земли.
О наличии бузумных киноляпов говорят не только старые совки, о них достаточно подробно написали в своих рецензиях The Bloomberg и Forbes, «Новая газета» и Сноб, которых нельзя заподозрить в симпатиях к советскому прошлому.
Спойлерить не буду. Но пару слов скажу.
Более-менее смотрибельны 1 и 5 серия, где показывают саму аварию. Операторская работа здесь действительно хороша и есть хоть какая-то, пусть извращённая, но логика происходящего на экране. Кошмар начинается во второй серии и переходит в полный трэш в 3-4 серии - водка, голые шахтёры, портовые краны на угольных шахтах под Тулой…
Игра актёров отвратительна. Русские и советские люди никогда не могли бы вести себя так. Дети, рожденные в современной России, если вы никогда не видели советского человека, то посмотрите на своих родителей и скажите - разве они могли так общаться? Товарищ - через слово, отношения холодные, взгляды угрюмые. Да блин, Арнольд Шварнеггер в Красной жаре лучше изображает советского человека, чем эти угрюмые зомби!
Не хочу обсуждать СССР, в конце-концов и авария на ЧАЭС произошла по вине советских специалистов и через 5 лет сам СССР прекратил своё существование. Но 1986 год - это год перестройки, это надежды на перемены, это совсем другие отношения между людьми. Такого ужаса, показанного в отношениях между людьми, не было в самые тяжёлые годы позднего застоя, а уж в 1986-ом всё было гораздо свободнее.
Что вы получите, посмотрев этот сериал? - заряд лживой отравы, которую надо лечить антидотом, например в виде фильма Кости Семина «ЧерноНЕбыль».
Что вы получите, если не будете смотреть сериал «Чернобыль»? - 5 часов свободного времени вашей жизни, которые можно потратить куда с большей пользой, чем травить свой разум откровенной ложью.
Не можете без сериалов - тогда посмотрите как прекрасно американцы снимают свою жизнь, например, «Breaking Bad». Или потратьте много времени на чудесную сказку «Game of Thrones». Но «Чернобыль» смотреть явно не стоит.
И ещё пару слов сравнения с российскими сериалами...
«Домашний арест» произвёл на меня цельное впечатление, не взирая на некоторые имеющиеся в середине провалы, что, впрочем, характерно для большинства сериалов, особенно длинных. Но мораль в «Домашнем аресте» очевидна - Россия находится в руках Господа, причём очень весёлого Господа, и попытки разумного поведения у нас абсолютно неразумны. Это прослеживается во всех сериях и составляет, имхо, главный стержень и главный прикол сериала и этому стержню ни один эпизод не противоречит.
В «Звоните ДиКапри» поначалу всё очень неплохо, но в конце начинается какая-то шизофрения - один из главных героев, человек вроде разумный, начинает, мало того, что совершать безумные поступки, что можно было бы понять по сюжету, а совершать поступки необдуманные, а это в принципе невозможно, поскольку для него это неестественно. И это относится не только к главному герою, но и к второстепенным тоже. И поэтому конец просто смазан, вывернут наизнанку, вся логичность и естественность повествования в последних сериях разрушается. Как можно, ужасно боясь смертельной болезни передающейся половым путём, столкнувшись с этой болезнью в полный рост, трахать женщину, которая трахалась с твоим больным братом? Это абсолютно мне не понятно. И сама эта женщина, разумная вроде тётка, во что она превращается в конце? Но это ладно, тут ещё как-то можно натянуть сову на глобус.
А вот «Чернобыль» же для меня - это сплошной когнитивный диссонанс. Когда я вижу ужимки американских актёров, пытающихся передать поведение русских, но при этом и соответствовать американским штампам об этом поведении, я не могу это воспринимать иначе, чем очередную американскую комедию про злых русских, которых навалом в голливудской продукции, начиная от Красного рассвета и Красной жары, через Джона Уика, Армагедон и последнего Индиана Джонса, к последнему же 3 сезону Очень странных дел. От наблюдения этих сферических в вакууме русских, не имеющих к реальности никакого отношения, меня начинает мучить истерический смех и я уже не способен воспринимать трагедию адекватно, а только как очередной фарс.
Но главная проблема настоящей реальности в том, что в наше время решительно никого не интересует история или какая-то другая правда жизни. Все живут мифами показанными в кино и сериалах. И ладно, когда это какие-то безобидные игры престолов, хотя и там есть нездоровые намёки. В Чернобыле же в молодые дурные головы откровенно внедряется антисоветская и и русофобская дрянь.