Великая княжна Ольга Александровна Романова вошла в историю не только как последняя дочь Государя императора Александра III, подвижница милосердия, но и как талантливая художница. В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга начала заниматься ею профессионально. Ее учителями были преподаватели Петербургской АХ В. Маковский, С. Жуковский,
С. Виноградов.
В 1900-х великая княгиня проводила в Гатчинском дворце художественные вернисажи, на которых были представлены не только ее работы, но и картины молодых художников. Средства, вырученные от продаж, использовались на благотворительные цели. В 1912 художница основала «О-во помощи нуждающимся художникам в память академика Крыжицкого».
С целью сбора денег для Красного Креста, репродукции ее произведений были напечатаны на почтовых открытках вместе с работами известнейших художников того времени.
С детьми в царской семье занимались очень серьезно, давая им превосходное образования и учили жить отнюдь не в роскоши. Биограф великой княгини Ольги Александровны Йен Воррес в частности отмечает: "Еще в 1922 году можно было видеть комнаты, в которых жили августейшие дети в Зимнем дворце в Петербурге, в Царском Селе, Гатчине и Петергофе. Спали они на походных кроватях с волосяными матрасами, подложив под голову тощую подушку. На полу - скромный ковер. Ни кресел, ни диванов. Венские стулья с прямыми спинками и плетеными сидениями, самые обыкновенные столы и этажерки для книг и игрушек - вот и вся обстановка. Единственное, что украшало детские, - это красный угол, где иконы Божией Матери и Богомладенца были усыпаны жемчугом и другими драгоценными камнями. Пища была весьма скромной. Со времени царствования Александра II его супругой, Императрицей Марией Александровной, бабушкой Ольги, были введены английские обычаи: овсяная каша на завтрак, холодные ванны и много свежего воздуха…" Таково было и детство великой княжны
Для своей матери, императрицы Марии Федоровны, Ольга казалась гадким утенком, да еще и с несносным характером. Чинно и благовоспитанно вести себя она не желала, куклы и прочие детские игрушки ее интересовали мало.
Маленькая княжна стала увлекаться новомодной фотографией: сама проявляла и печатала снимки. Но главным для нее стала живопись. Как только появлялась возможность она делала наброски и зарисовки.
В своих мемуарах великая княгиня так вспоминала об этом: "Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы.
Как только дочери исполнилось воcемнадцать лет, Мария Федоровна решила выдать ее замуж. О любви речи и не шло. В женихи был избран дальний родственник, на четырнадцать лет старше Ольги, принц Ольденбургский. Бедная девочка... сей "юный" жених был далеко не мужчина, его совсем не интересовали женщины, он любил карты и вино.
Знала ли об этом императрица? Но это уже тайна самой Марии Федоровны. Но тем не менее первую брачную ночь в 1901 году принц провел не на супружеском ложе, а за игорным-столом с приятелями-офицерами. А дальше? "За пятнадцать лет нашего брака принц Ольденбургский и я ни разу не состояли в супружеских отношениях", - так вспоминала великая княгиня Ольга Александровна пятьдесят лет спустя. …
В 1914 году, когда вспыхнула Первая Мировая война, Ольга отправилась на линию фронта следом за Куликовским сестрой милосердия, работала в госпиталях Ровно, Львова, а также Киева, где она на свои средства оборудовала главный госпиталь. Йен Воррес писал: "Солдаты не могли поверить, что улыбающаяся хрупкая сестра милосердия, с такой заботой ухаживающая за ними, - родная сестра их Царя. Многие крестились, думая, что перед ними видение. Нарушая традицию, согласно которой Великие княгини возглавляли лазареты или госпитали, Ольга Александровна решила работать рядовой сестрой…"
В конце 1916 года император Николай II благословил ее на брак с полковником Куликовским. Тринадцать лет ожидания остались позади и великая княгиня Ольга Александровна стала наконец-то Куликовской.
( с братом Михаилом)
Потом революция, отречение Николая II, рождение первенца сына Тихона. Поскольку муж Ольги Николай был простого происхождения, она избежала взятия под стражу. Потом были скитания по России, рождение в 1919 году второго сына Гурия и, наконец, удалось оказаться у родственников в Дании, семья императрицы Марии Федоровны воссоединилась в 1920 году в Виндоре.
В 1930 Ольга приобрела небольшую усадьбу в городке Баллеруп. Начался самый счастливый период ее жизни.
Работы 1930 - 1940-х отображают сцены умиротворенной и благополучной сельской жизни. Ольга часто дарила свои картины родным и близким как из семьи Романовых, так и другим монаршим семьям. Картины великой княгини приносили ее родным средства к существованию.
В 1948 г., в 66 лет Великая княгиня вновь кардинально меняет свою жизнь, переезжает в Канаду и селится на ферме неподалеку от Торонто. Соседи ее называли "Ольгой", а соседский ребенок однажды спросил, правда ли, что она - принцесса, на что Ольга Александровна ответила: "Ну, разумеется, я не принцесса. Я русская Великая Княгиня
Всю жизнь художница развивала свой талант, не оставляя живопись ни при каких обстоятельствах.
Княгиню помнили и любили всегда, ей писали письма со всех концов света . Ольга Александровна скончалась 24 ноября 1960 года и была похоронена на русском кладбище "Норт-Йорк" в Канаде рядом со своим мужем Николаем Александровичем, умершим двумя годами раньше.
Ее произведения экспонировались в России, Великобритании, Дании, Швеции, Германии, Канаде. Постоянная экспозиция картин великой княгини находится в Краеведческом музее г. Баллеруп. В России действует Благотворительный фонд во имя Великой княгини Ольги Александровны, он осуществляет гуманитарные проекты, финансирует православные школы, опекает многодетные семьи, детей-сирот, больницы, приюты… имя великой княжны не забыто.