В первой декаде декабря, точнее 9-го числа, знаменитый джазовый трубач, композитор и педагог Дональд Бёрд (Donald Byrd) мог бы отпраздновать 90-летний юбилей. Однако до этой почтенной даты Дональд не дожил примерно 9 лет, покинув наш мир в 2013-ом. И, тем не менее, нынешняя круглая, но так и не состоявшаяся дата не осталась в забвении. Знаменитый лейбл Blue Note Records, на котором так много и так успешно записывался Дональд Бёрд, решил отметить это событие изданием концертного выступления оркестра Бёрда, состоявшегося почти полвека назад на знаменитом джазовом фестивале в Монтрё, летом 1973 года.
Donald Byrd
В июле 1973 года сотрудники Blue Note Records отправились в Швейцарию, чтобы продемонстрировать некоторых звёзд лейбла на джазовом фестивале в Монтрё. Концертные альбомы из серии Cookin' with Blue Note at Montreux были выпущены выступавшими на том фестивале Бобби Хатчерсоном (Bobby Hutcherson), Ронни Фостером (Ronnie Foster), Бобби Хамфри (Bobbi Humphrey)и Марленой Шоу (Marlena Shaw). И только выступление Бёрда оставалось пылиться в хранилищах Blue Note до сих пор.
Это выступление в Монтрё пришлось на пиковый период творчества Бёрда, наступивший сразу после выпуска весьма элегантного, сверкающего новизной кроссовер - альбома Black Byrd. Эта работа Бёрда представляла собой привлекательный синтез таких стилей, как jazz, R & B и funk. Возможно, что формат подобного слияния кому-то мог показаться противоречивым, что вызвало в своё время осуждение альбома со стороны ортодоксальных джазовых критиков. Возможно, что такое крайне консервативное мнение защитников джазовых традиций, могло даже послужить причиной, по которой релиз этого выступления лейбл в своё время надолго отложил. В те годы любая резкая трансформация стиля рождала истерический переполох в стане консервативного крыла шоу-бизнеса. Все ещё помнили нечто подобное, когда в своё время в Ньюпорте фолксингер Боб Дилан предстал перед слушателями в электрическом «оперении» рок-бенда.
Нечто подобное удалось и Дональду Бёрду. Он к тому времени завоевал прочную репутацию трубача, мастерски игравшего в стиле хард-боп, записав в начале 1960-ых на лейбле Blue Note серию блестящих работ. В их числе, например, такие альбомы, как Fuego с Джеки МакЛинном (альтсакс) и Дюком Пирсоном (пианино), Royal Flush с Пеппером Адамсом (баритонсакс) и Херби Хэнкоком (пианино) или A New Perspective с Хенком Мобли (тенорсакс), Кенни Бёррелом (гитара) и Херби Хэнкоком. На каждом из них Бёрд играл в окружении первоклассных мастеров, создавая блестящие образцы джазового искусства самой высокой пробы. Особенно хорош, на мой взгляд, он был на альбоме Free Form, где его партнёром был ещё только начинающий мастер тенор саксофона Уэйн Шортер. Вот поэтому-то стремительное погружение Дональда Бёрда в свежий, танцевальный R & B, после того, как им были созданы такие мастерские хард-боповые вещи, было расценено, как коммерческая распродажа. И, соответственно, подверглось критическим нападкам со стороны приверженцев традиций джаз-модерна.
Donald Byrd-Cookin' with Blue Note at Montreux /disc cover/
Сегодня спустя полвека, конечно нельзя согласиться с правомочностью той критики в отношении стилевой трансформации, произошедшей в начале 1970-ых в творчестве Дональда Бёрда. К концу 1960-ых джаз лежал в руинах. Хард-боп, представлявший финальную версию в эволюции модерна, постепенно превращался в набор клише, модальный стиль, усилиями Джона Колтрейна видоизменившийся в одну из ипостасей джаз-авнгарда, после внезапной смерти своего главного гуру надолго утратил смысловое содержание. Выход из кризиса одним из первых нашёл Майлс Девис, создав свой рецепт слияния жанров, выпустив в 1969-ом альбом In A Silent Way, впервые продемонстрировав миру свой вариант слияния джаза с роком и другими популярными жанрами. Дональд Бёрд в тот же год отозвался своим проектом слияния, издав альбом Fancy Free, ставший примером перехода к более коммерческим стилям джаз-фьюжн и фанк. Важной новинкой стало электрическое пианино Дюка Пирсона, инструмент впервые использованный Бердом, очевидно под влиянием новаций Майлса Девиса. Довольно быстро, уже к 1970-ому году Дональд Бёрд практически полностью сформировал свой новый тренд. Объединившись с продюсерами Ларри и Фонсом Мизеллами в начале 1970-х Дональд Берд принял на вооружение направление джазовой революции Майлса Дэвиса. Это решение Бёрда встретило те же насмешливые завывания поклонников джаза, что и годом ранее звучали в адрес Майлза Девиса, когда он тоже стал электрическим и фанковым. В 1970-ом Дональд Бёрд предложил свою оригинальную модель синтеза джаза и рока, выпустив очень интересную пластинку Kofi, проникнутую духом девисовских новаций. В следующей работе Бёрда, изданной в том же году, в альбоме Electric Byrd, уже очень ясно читались идеи Девиса из его эпохального релиза Bitchies Brew. Но это не было слепым подражанием или стилевым клонированием. Дональд Бёрд ухитрился создать свой оригинальный стиль, придав мрачноватому, труднопроходимому, словно африканские джунгли, звуковому вихрю Девиса отточенность и мягкий шарм. И именно этот стиль, отличавшийся более светлым и ярким звучанием, стал фирменной маркой Бёрда, а альбом Black Byrd стал самым продаваемым за всю историю лейбла. Хотя, по моему мнению, следующий диск Street Lady получился у Бёрда ещё более совершенным. Чеканный, гипнотический ритм, словно привет от древних африканских обрядовых песнопений. Сочные звуки трубы, саксофона и флейты. Задумчивые переливы клавишной электроники. Всё вместе подобно причудливому пазлу, соединялось в упоительные звуковые коллажи, в которых можно было уловить дыхание грядущей музыки. Не случайно Критик Марк Майерс в 2018 году описал альбом Fancy Free как "на десятилетия опередивший свое время". Майерс в своём отзыве также отметил, что этот альбом положил начало новому периоду в карьере Бёрда, в котором, "в отличие от рок-фьюжна, который был популярен среди сидячей аудитории в комнатах общежитий колледжей и на мероприятиях, Бёрд больше сосредоточился на грувах и битах, аккомпанируя им на своей трубе, а не руководствуясь ими".
А вот потерявшийся в запасниках лейбла концерт с записью выступления Дональда Бёрда на фестивале в Монтрё превзошёл все его известные ранее работы. И совершенно непонятно, почему эту запись не издали сразу, а почти полвека продержали «под сукном»? Вот, что говорит об этом недоразумении Don Was, нынешний президент Blue Note Records:
“Вскоре после кончины мистера Бёрда в 2013 году мы получили электронное письмо от Жиля Петерсона (Gilles Peterson), известной британской музыкальной иконы, с вопросом о легендарном выступлении на джазовом фестивале в Монтрё в 1973 году. По необъяснимой причине кассеты были спрятаны в хранилищах Blue Note. Когда мы их прослушали, мы были в шоке: 16-трековые 2-дюймовые аналоговые мастер-кассеты показали менее очищенную и более необузданную сторону музыки Дональда Берда 1970-х. В качестве особой дани уважения этому Бессмертному джазмену и подарка легионам поклонников, которые, как и все мы в Blue Note Records, дорожат музыкой, которую он оставил после себя, мы имеем честь представить - впервые на виниле и компакт-диске - концерт Дональда Бёрда в Монтрё от 5 июля 1973 год”.
А вот, что говорит по этому поводу Ларри Мизелл, один из основных партнёров Бёрда на том концерте:
“Мы с моим братом Фонсом были приглашены лейблом Blue Note Records (президент Джордж Батлер и Дональд Берд) поехать с составом артистов Blue Note, чтобы выступить на джазовом фестивале в Монтре в 1973 году. В то время альбом Дональда Берда "Black Byrd", вышедший на Blue Note имел большой успех, наряду с альбомом Бобби Хамфри ‘Blacks and Blues’. В самолете American Airlines звучали различные фрагменты из "Black Byrd" в качестве части музыки в салоне. Полет на самолете был веселым, энергичным и диким. Стюардессы умоляли пассажиров вернуться на свои места, так как проход был постоянно заполнен.”
В-общем, весёленькая видимо выдалась поездка. Да и сам концерт тоже удался на славу.
Бёрд здесь возглавляет группу из десяти человек под музыкальным руководством Ларри Мизелла (Larry Mizell), который продюсировал студийный альбом "Black Byrd". Ларри Мизелл играет на синтезаторах, его брат Фонс Мизелл на трубе и исполняет вокальные вставки, Аллан Барнс на тенор-саксофоне и флейте, Натан Дэвис на сопрано и тенор-саксофоне, Кевин Тони на электропиано, Барни Перри на электрогитаре, Генри Франклин на электробасе, Кит Киллго на барабанах, а Рэй Армандо на конгас и перкуссии. До этого времени многие считали Бёрда своего рода клоном Майлза Девиса, так что его переход к современному фанку, который был светлее и ярче, чем мрачный и суровый фанк Девиса, обозначил чёткое различие между ними. Необходимо иметь в виду, что в тот период популярность артистов часто была предметом разговоров: “Вы фанат ”Стоунз“ или ”Битлз"?" - "Вы фанат "электрического Нийла" или "акустического Нийла"?" То же самое относится и к джаз-фьюжну, и те, кто был полностью в лагере Дэвиса, изо всех сил сопротивлялись тому изящному, воздушному звуковому бренду, который предлагал Бёрд.
Его джаз образца 1973 года сочетал в себе музыку Стиви Уандера (Stevie Wonder), Айзека Хейса (Isaac Hayes) и Кёртиса Мэйфилда (Curtis Mayfield), которые были особенно популярны в то время. Сет-лист концерта в Монтрё включает мелодию Ларри Мизелла “Black Byrd”, а также ранее не издававшиеся оригинальные композиции Бёрда, такие как “The East”, “Kwame” и “Poco-Mania”. Кроме того была исполнена отличная кавер-версии песни Стиви Уандера “You've Got It Bad Girl”. Пять треков, четыре из которых - ранее не записанные оригиналы заполняют 45 минут диска: “Black Byrd”, “You've Got It Bad, Girl”, “The East”, “Kwame” и “Poco-Mania”. Ранее в записи была выпущена только “Black Byrd”.
В музыкальном смысле исполнение слегка напоминало Куинси Джонса (но не потому, что в 1973-ем у того вышел отличный диск, названный по всё той же пьесе Стиви Уандера, “You've Got It Bad Girl”). Были в этом и общие точки соприкосновения с The Jazz Cruseders и даже со звучанием Return To Forever Чика Кориа в первом варианте этой группы, благодаря партиям флейты. Но в целом джаз Дональда Бёрда, как я уже говорил, имел своё, неповторимое и узнаваемое лицо. И высочайший уровень артистизма и эмоциональной глубины, не уступавшими, пожалуй, самому Девису тех лет. Во всяком случае, ни один релиз, изданный в 1973-ем году, не идёт ни в какое сравнение с тем, что Дональд Бёрд и его оркестр сыграл в июле 1973-го в Монтрё. И если бы эта запись увидела бы свет одновременно с другими релизами серии, это, несомненно, было бы самым значительным событием в джазе тех лет.
Во вступительной части пьесы “Black Byrd” преобладает тяжелый, повторяющийся фанк-рифф, управляемый четырьмя электрическими инструментами, над которыми флейта Барнса выводит запоминающуюся мелодию. Примерно через пять с половиной минут в бой вступают другие рожки, обмениваясь короткими очередями, движимые кинетическими ритмами Киллго и Армандо. Кульминацией сета вполне можно считать кавер-версию песни Уандера "You've Got It Bad, Girl" с участием Бёрда во вступительной балладной партии на флюгельгорне, ведущей к восторженной, наполненной трелями партии Натана Дэвиса на сопрано, за которой следует пассажи на электропианино и синтезаторе. Бёрд возвращается, чтобы повторить мелодию, интенсивно подстраивая своё соло под мягкий (в основном) электронный аккомпанемент. Далее следует оригинальная песня Бёрда “The East”, еще одна захватывающая фанковая пьеса, изобилующая рифами Роудс-пиано и синтезаторов, пыхтящим басом, соло на электрогитаре и мощными всплесками лидера. В этом суть этого жгучего, смачного “harder edge”- фанка, столь далёкого от лёгкого вида этого стиля.
Пьеса Бёрда “Kwame” начинается с особенных синтезаторов Мизелла, создавая завораживающе воздушную атмосферу, которая превращается в более яркую мелодию, когда вступают партии рожков с добавлением других электронных инструментов. Всё вместе это создаёт плотную стену звука. Два тенора выходят на первый план, когда вступают клавишные, а ритм-секция погружается в эластичный фанк-грув. Затем Бёрд совершает агрессивный разворот, возглавляя классическую джаз-фанковую фьюжн-атаку. Ближе к концу мы получаем лишь намек на R & B, а бессловесный вокал повторяет тему.
Donald_Byrd__at_the_Montreux_Jazz_Festival_1973
Donald_Byrd__at_the_Montreux_Jazz_Festival_1973
ok.ru
Финальная композиция "Poco-Mania" открывается фанфарами трубы, но быстро переходит в ритмичную смесь высокооктанового фанка с латинским ритмом и ревущими рожками. Бёрд возвышаясь над всеми, несётся на всех парусах. Начиная с трубных взрывов и скрежета электрогитары, "Poco-Mania" невероятно быстра; её темп ошеломляет, а стремительные соло Бёрда демонстрируют неослабный уровень его техники. 45 минут этой музыкальной фиесты пролетают в мгновение ока.
Track List:
Black Byrd (Larry Mizell)
You’ve Got It Bad Girl (Stevie Wonder)
The East (Donald Byrd)
Introductions
Kwame (Donald Byrd)
Poco-Mania (Donald Byrd)
Personnelle:
Donald Byrd: trumpet, flugelhorn, vocals
Fonce Mizell: trumpet, vocals
Allan Barnes: tenor saxophone, flute
Nathan Davis: tenor & soprano saxophone
Kevin Toney: electric piano
Larry Mizell: synthesizers
Barney Perry: electric guitar
Henry Franklin: electric bass
Keith Killgo: drums, vocals
Ray Armando: congas, percussion
Original recordings produced by George Butler
Recorded live by Chris Penycote at Montreux Jazz Festival, Montreux, Switzerland, July 5, 1973
Mixed by Qmillion at EastWest Studios
9 декабря 2022 года на сайте Blue Note, вероятно тоже в честь юбилея Дональда Бёрда, была опубликована статья Дарси Джеймса
«Disco Byrd: Donald Byrd In The '70s».
Вот какие аргументы привёл автор статьи, доказывая новаторское значение творчества Дональда Бёрда в истории джаза:
«Записи 1970-х годов Дональда Берда с братьями Мизелл преуспели благодаря подлинному и глубокому мастерству, которое было заложено в их создание. Они не были небрежно выброшены на ветер в грубой попытке нажиться на современных тенденциях, они были тщательно сформированы мастерами-музыкантами на самом верху своей игры. Они были сделаны артистами, которые были вовлечены в настоящий разговор с современной музыкальной культурой и даже помогли определить ее: “Change (Makes You Want To Hustle)” стал законным хитом на танцполах дискотек. И наследие, и дух этих новаторских записей живы и здоровы».